Зарплата

Приостановка производства: последствия для работников

В период кризиса многие производства останавливают на неопределенный срок, а работников отправляют в отпуск без сохранения заработной платы. Однако сделать это возможно далеко не всегда. О том, как в данной ситуации оформить отношения с работниками и не ошибиться при расчете налогов и взносов, вы узнаете из нашего материала.
Нет работы – оформляйте простой

Работодатель обязан обеспечить персонал компании работой, которая предусмотрена трудовыми договорами (ст. 22 Трудового кодекса РФ). При ее отсутствии работодатель должен зафиксировать простой. Таково требование статьи 157 Трудового кодекса РФ.

В трудовом законодательстве под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.2 Трудового кодекса РФ). Простои могут возникать как по вине работодателя, так и по вине сотрудника или же по независящим от них причинам.

От того, почему возникла временная остановка производства, будет зависеть размер оплаты простоя.

Если простой случился по вине работодателя, то оплата производится в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.

А если по причинам, не зависящим от работодателя и работника, то в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Если работодатель не оплачивает время простоя, то сотрудники вправе обжаловать его действия в комиссии по трудовым спорам или в суде. Такие разъяснения даны в постановлении Минтруда России от 27 июня 1996 г. № 40 «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя». 

ДЛЯ ОТПУСКА ДОЛЖНО БЫТЬ СОГЛАСИЕ РАБОТНИКА

Отпуск без сохранения заработной платы предусмотрен статьей 128 Трудового кодек-са РФ. Он может быть предоставлен работнику по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. Для этого работник должен написать заявление. Работодатель не может по собственной инициативе отправить работников в отпуск за свой счет в связи с отсутствием работы, определенной трудовым договором. Принудительное направление в административный отпуск будет расцениваться как нарушение законодательства о труде. А за это, согласно статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрен административный штраф в размере:
– от 1000 до 5000 руб. для должностных лиц организации;
– от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток) для юридических лиц.
За повторное нарушение должностное лицо компании может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.
Если причина простоя – кризис

Итак, для правильной оплаты простоя необходимо выяснить обстоятельства, приведшие к временной остановке производства. К какой же категории будет правильнее отнести простой по причине финансового кризиса (отсутствие оборотных средств для закупки сырья, неоплата покупателями продукции, отсутствие заказов и т. д.)?

Исходя из устных разъяснений чиновников Минздравсоцразвития России, негативные процессы в экономике, например, когда из-за кризиса покупатели не погашают задолженность или же нет заказов на выпуск продукции, являются предпринимательскими рисками. Следовательно, это не форс-мажорные обстоятельства. В данном случае работодатель должен был предпринять все необходимые меры по предотвращению простоя.

Если он этого не сделал, то простой будет оплачен в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника. Однако если работодатель сумеет доказать обратное, то он может быть признан невиновным в простое. Тогда оплата простоя должна быть не менее
2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, рассчитанных пропорционально времени простоя.

К сожалению, сложившаяся на сегодня арбитражная практика не на стороне работодателей. Суды приходят к выводу, что временная остановка производства из-за ухудшения финансового положения организации в связи с экономическим кризисом является простоем по вине работодателя. Следовательно, оплата должна производиться исходя из 2/3 среднего заработка работников (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 ноября 2009 г. № А66-2587/2009). 

Рассчитываем сумму оплаты простоя...

Рассмотрим, как определить и отразить в учете оплату времени простоя, возникшего по вине организации и по независящим от работодателя и работника обстоятельствам, на примере одного сотрудника. 

...ПО ВИНЕ РАБОТОДАТЕЛЯ

В этом случае необходимо определить среднюю заработную плату работника. Для расчета берут все виды выплат, которые предусмотрены системой оплаты труда в организации (ст. 139 Трудового кодекса РФ).

Среднедневной заработок определяется в соответствии с пунктом 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее – Положение № 922).

При суммированном учете рабочего времени вместо показателя среднедневного заработка используют средний часовой заработок, а вместо количества дней – число часов (п. 13 Положения № 922).

ПРИМЕР 1
На предприятии случился простой по вине работодателя. Период простоя составил 11 рабочих дней (с 1 по 15 февраля 2010 года включительно).

Согласно приказу в организации при оплате времени простоя применяется 2/3 среднего заработка.

За расчетный период (с февраля 2009 года по январь 2010 года включительно) токарю Демину П.Ю. были выплачены оклад в сумме 204 011,86 руб. и премия в размере 37 000 руб., а отработанное за это время составило 233 дня.

Среднедневной заработок составил 1034,39 руб. ((204 011,86 руб. + 37 000 руб.) : 233 дн.).

Сумма оплаты за простой составила 7585,53 руб. (1034,39 руб. х 11 дн. х 2/3). 

...ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ СТОРОН ПРИЧИНАМ

В данной ситуации сумма оплаты получается ниже, чем в первом случае. Это связано с тем, что расчет производится только исходя из оклада (тарифной ставки), то есть без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).

ПРИМЕР 2
Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что простой в организации возник по причинам, не зависящим от работодателя и специалиста. Оклад токаря составляет 18 000 руб.

Рассчитаем сумму выплаты работнику при оплате времени простоя исходя из 2/3 оклада, рассчитанного пропорционально времени простоя.

Сумма оплаты за простой составит 6947,37 руб. (18 000 руб. /19 дн. х 11 дн. х 2/3). 

Налог на прибыль

Расходы в виде выплат работникам за время простоя могут быть признаны в налоговом учете. Причем не имеет значения, по чьей вине произошел простой (по вине работодателя или по независящим от организации и работника причинам). В любом случае это экономически обоснованный расход. Такой вывод сделан в постановлении Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2005 г. № 13591/04. Правомерность такого подхода подтверждают и налоговые органы (письмо ФНС России от 20 апреля 2009 г. № 3-6-03/109). Возникает вопрос, по какой статье учитываются указанные затраты (в составе расходов на оплату труда или же во внереализационных расходах).

Есть разъяснения чиновников, в которых говорится, что оплата простоя относится к расходам на оплату труда (письма ФНС России от 20 апреля 2009 г. № 3-6-03/109, Минфина России от 3 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/208). Объясняется это тем, что в состав расходов на оплату труда включаются любые начисления работникам, а также затраты, связанные с их содержанием, предусмотренные нормами законодательства, трудовыми и коллективными договорами (ст. 255 Налогового кодекса РФ). Аналогичная точка зрения высказана и в определении ВАС РФ от 8 декабря 2008 г. № ВАС-15508/08.

В то же время потери от простоев можно отнести и к внереализационным расходам. Основание – подпункты 3, 4 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 12 июля 2005 г. № 03-05-02-04/135, и его правомерность подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2005 г. № 13591/04. Учитывая изложенное, организация должна самостоятельно решить, по какой норме кодекса она будет учитывать оплату простоя (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения*.

* Все об учетной политике - на сайте www.otraslychet.ru (сервис - "Учетная политика в производстве 2010")
Налог на доходы физических лиц и страховые взносы

Выплачиваемая работникам плата за время простоя признается доходом, облагаемым НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ).

Что касается взносов во внебюджетные фонды, то, согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, объектом обложения взносами являются выплаты по трудовым договорам. Таким образом, если оплата простоя предусмотрена в трудовых договорах, то она облагается страховыми взносами.

Но здесь необходимо учесть один важный момент. Объект обложения страховыми взносами совпадает с объектом налогообложения по ЕСН (гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ утратила силу с 1 января 2010 года). И в отношении обложения единым социальным налогом оплаты времени простоя Минфин России высказывал следующее мнение.

В том случае, когда за работником сохраняется средний заработок в соответствии с законодательством РФ (например, во время простоя производства по вине работодателя), такие выплаты непосредственно связаны с трудовыми отношениями работника и работодателя. Значит, они должны облагаться единым социальным налогом (письмо Минфина России от 28 мая 2007 г. № 03-04-07-02/18).

Такую позицию поддерживали и суды (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 января 2008 г. № А11-1995/2007-К2-20/123).

Поэтому вполне возможно, что и специалисты внебюджетных фондов будут придерживаться аналогичной точки зрения. Таким образом, во избежание возможных споров лучше на оплату времени простоя предприятия начислить взносы во внебюджетные фонды (даже если выплаты в коллективном или трудовых договорах не предусмотрены).

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №4, апрель 2010 г.

Начать дискуссию

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Интересные материалы

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.