Зарплата

Списываем затраты при вынужденном простое

Суммы, выплаченные работникам за время простоя, бухгалтер вправе признать в налоговом учете (письмо Минфина России от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/469). Но только при соблюдении ряда условий. Об этом, а также о других особенностях учета в случае вынужденного простоя и поговорим.
Суммы, выплаченные работникам за время простоя, бухгалтер вправе признать в налоговом учете (письмо Минфина России от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/469). Но только при соблюдении ряда условий. Об этом, а также о других особенностях учета в случае вынужденного простоя и поговорим.
Предупреждаем работника
Последствия финансового кризиса до сих пор отражаются на деятельности некоторых предприятий, в связи с чем в организациях возникают вынужденные простои.

Трудовой кодекс РФ определяет простой как временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Простой может коснуться одного, нескольких либо всех работников структурного подразделения или организации в целом.

Если работа приостановлена по инициативе работодателя, об этом необходимо известить персонал. Руководитель организации издает приказ или распоряжение о дате начала и продолжительности вынужденного простоя.

Период вынужденного простоя является рабочим временем и не относится к времени отдыха. Об этом сказано в статье 91 Трудового кодекса РФ. Поэтому в данный период люди обязаны находиться на рабочих местах. Однако руководство предприятия вправе разрешить им не выходить на работу. В этом случае издается приказ или распоряжение. Отдельного приказа или распоряжения не требуется, если подобное условие предусмотрено в коллективном или трудовых договорах.

Сообщаем в службу занятости
Сообщить о приостановке производства работодатель обязан и в органы службы занятости. Сделать это следует в письменной форме в течение трех рабочих дней после принятия решения. Таково требование пункта 2 статьи 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

Заметим, что в упомянутом документе речь идет о приостановке производства, а не о простое, который может дифференцироваться как по масштабам, так и по продолжительности. Можно предположить, что информировать органы службы занятости необходимо в случаях продолжительных простоев всего производства, результатом которого станут массовые увольнения работников. Однако официальных разъяснений по этому вопросу пока нет. Зато есть наказание за непредставление указанной информации. Так, административный штраф для должностных лиц составит от 300 до 500 руб., для юридических – от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Документальное оформление простоя
Для учета конкретного времени простоя каждого специалиста следует составлять листки учета простоев, акты о простое или другие аналогичные документы. Типовых форм названных документов не установлено. Поэтому организация вправе разработать их самостоятельно. Главное – включить в нее обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В акте отражаются продолжительность времени простоя, его причины. В нем могут рассчитываться и потери организации от приостановки деятельности. В частности, суммы, подлежащие выплате работникам за период простоя, зарплатные налоги с них, амортизационные отчисления по простаивающим объектам основных средств, расходы на коммунальные услуги по законсервированным помещениям и т. п.

Листок учета простоев или другой аналогичный документ обычно подписывает руководитель простаивающего подразделения, так как он отвечает за правильность указания периода простоя и его виновников. На документе, в котором приведен расчет убытков, понесенных организацией, подпись ставит еще и ответственный бухгалтер.

На основании сведений актов или листков учета простоев заполняется табель учета рабочего времени, который ведется по унифицированной форме № Т-12 или № Т-13 (утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). При вынужденном простое по вине работодателя используется код РП, если по причинам, не зависящим ни от работодателя, ни от работника, – НП, по вине работника – ВП.

Оплата времени простоя
Оплата будет зависеть от причин простоя (ст. 157 Трудового кодекса РФ).

Так, следует иметь в виду, что:
– время простоя по вине работника не оплачивается;
– время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней зарплаты работника. Средний заработок рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922;
– время простоя по причинам, независящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Очевидно, что для работника более выгодным является оплата времени простоя, возникшего по вине работодателя, поскольку при расчете среднего заработка в соответствии с действующим законодательством будут учтены все установленные системой оплаты труда виды выплат, в том числе и суммы премиальных выплат, осуществленные за расчетный период.

Однако на практике зачастую трудно определить, произошел ли простой по вине работодателя или по независящим от работодателя и работника причинам. Так, при возникновении перебоев в поставках товаров, материалов, энергоносителей, отсутствии достаточного спроса на продукцию (работы, услуги) и прочего в условиях кризиса вряд ли можно говорить о вине работодателя, осуществившего все необходимые действия для решения возникших проблем. В подобных ситуациях работодатели предпочитают оплачивать время простоя исходя из 2/3 от тарифной ставки (оклада), что позволяет экономить ресурсы. В случае несогласия работника с причиной возникшего простоя точку в вопросе о наличии или отсутствии вины работодателя сможет поставить только суд.

А если во время простоя работник заболел? В этом случае оплачивать ему больничный лист нужно с учетом особенностей, установленных в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Оплата больничных во время простоя производится в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата (2/3 среднего заработка), но не выше размера пособия, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам, то есть пособия, рассчитанного с учетом страхового стажа работника. Об этом сказано в пункте 7 статьи 7 Закона № 255-ФЗ.

Обратите внимание: действие указанного положения распространяется только на пособие по временной нетрудоспособности. Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается в общеустановленном порядке, поэтому его величина от периода простоя не зависит.

Правила налогообложения выплаченных сумм
Теперь поговорим о том, как в налоговом учете списать потери в связи с простоем производства.

Налог на прибыль
Выплаты работникам за время вынужденного простоя, предусмотренные трудовыми (коллективными) договорами, по моему мнению, можно отнести к расходам на оплату труда.

Основание – пункт 25 статьи 255 Налогового кодекса РФ.

А вот на основании подпунктов 3, 4 и 6 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ в качестве внереализационных расходов можно списать потери:
– от простоев по внутрипроизводственным причинам;
– не компенсируемые виновниками от простоев по внешним причинам;
– от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, в письме Минфина России от 15 октября 2008 г. № 03-03-06/4/71 отражена следующая позиция. Оплата времени простоя работникам в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, может быть также учтена в составе внереализационных расходов на основании статей 252 и 265 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, затраты организации, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, относятся к внереализационным расходам (подп. 9 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). В аналогичном порядке в налоговом учете признаются расходы на содержание законсервированных производственных объектов (оплата коммунальных услуг, арендная плата, амортизационные отчисления по основным средствам, используемым для поддержания законсервированных объектов в исправном состоянии).

В период простоя компания продолжает начислять амортизацию по всем основным средствам, даже по тем, которые временно не используются. Сумма амортизации, начисленной за время приостановки деятельности, признается расходом организации. Расходы в виде амортизационных отчислений по неэксплуатируемому имуществу, которое временно простаивало, могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Если руководство предприятия точно знает, что вынужденный простой будет длиться более трех месяцев, следует по возможности перевести основные средства на консервацию, при которой амортизация не начисляется.

«Зарплатные» налоги
Выплаты работникам за время вынужденного простоя включаются в налоговую базу для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Ведь освобождения от обложения взносами для этих выплат в рамках статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ не предусмотрено.

Сумма оплаты за время простоя облагается страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 184).

В случае если конкретный размер оплаты простоя по причинам, независящим от работодателя и работника, трудовым или коллективным договором, локальным нормативным актом не установлен, в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты в пределах сумм, предусмотренных статьей 157 Трудового кодекса РФ. Выплаты в пользу работников за время простоя не являются компенсационными с точки зрения терминологии Трудового кодекса РФ, не поименованы в статье 217 Налогового кодекса РФ, а значит, подлежат обложению НДФЛ в общем порядке.

Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете расходы по простою относятся к расходам по обычным видам деятельности, для учета которых применяются счета учета затрат 20, 25, 26, 44 (п. 5, 8 ПБУ 10/99).

Так, в бухгалтерском учете расходы по простою должны быть отражены следующими записями:
ДЕБЕТ 20 субсчет «Потери от простоев»
КРЕДИТ 70

– начислена заработная плата работникам за время вынужденного простоя по вине работодателя;

ДЕБЕТ 20 субсчет «Потери от простоев»
КРЕДИТ 69

– начислены страховые взносы с суммы оплаты времени простоя;

ДЕБЕТ 20 субсчет «Потери от простоев»
КРЕДИТ 02

– начислена амортизация за время вынужденного простоя;

ДЕБЕТ 43
КРЕДИТ 20 субсчет «Потери от простоев»

– включены в себестоимость продукции затраты по вынужденному простою.

По правилам бухгалтерского учета производственные расходы организации, связанные с подготовкой и обеспечением производственного процесса при реализации продукции в следующих отчетных периодах, могут отражаться на счете 20 как незавершенное производство. При отсутствии реализации данные расходы отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием их в установленном организацией порядке на себестоимость продукции (работ, услуг). При этом производится следующая запись:
ДЕБЕТ 97
КРЕДИТ 20 субсчет «Потери от простоев»

– включены в расходы будущих периодов затраты по вынужденному простою.

Простой возможен из-за того, что прекращена подача электроэнергии, воды, пара или поставщик задержал поставку сырья, то есть по внешним причинам. Расходы, связанные с такими простоями, необходимо отражать на счете 26 субсчет «Потери от простоев», поскольку они представляют собой непроизводительные потери, выделяются в отдельную статью общехозяйственных расходов организации.

Рабочий план счетов (с используемыми субсчетами) утвердите в учетной политике предприятия.

Следует отметить, что организация имеет право предъявить претензию поставщикам и подрядчикам, по вине которых произошел простой. В этом случае сумму потерь от простоев следует уменьшить на сумму компенсации по претензии, которая признана поставщиком или присуждена судом. При этом производится следующая запись:
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по претензиям»
КРЕДИТ 26 субсчет «Потери от простоев»

– предъявлена претензия виновной в простое организации.

Важно запомнить

В бухгалтерском учете затраты на простой относят к расходам на обычные виды деятельности. В такой ситуации оформляют приказ или распоряжение руководителя организации, листки учета простоев, акты о простое…

Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника. Простой по вине работника не оплачивается. Если причина простоя не зависит от работодателя и работника, такое время оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №9, сентябрь 2010 г.

Комментарии

1
  • Михаил САР

    Только вот как в 1С это провести большой вопрос.

    я имею ввиду проводку Дт 43, Кт 20 без выпуска продукции.