Кто смотрел четвертый «Крепкий орешек», тот помнит, как террористы в фильме за несколько минут успешно вогнали Нью-Йорк в состояние паралича. А дело в том, что «Большое яблоко», по сути, управляется электроникой. Нам до такого, конечно, далеко, но через несколько лет, возможно, и в наших крупных городах все потоки транспорта, электричества и денег будут контролироваться умными машинами. И конечно, не менее умными людьми.
Проект "Интеллектуальный город", который группа бизнесменов из «Деловой России» продвигает на разных уровнях власти, пока что воспринимается как фантастика. Не потому, что технологически он невероятен: как раз с этой точки зрения ничего супернового в нем нет. Просто трудно себе представить, чтобы администрация российского города согласилась направить луч света на те дела, которые пока что совершаются в тени.
Судите сами. Разработчики предлагают, чтобы так называемый единый диспетчерский центр контролировал оплату проезда на всем городском транспорте – как муниципальных автобусах и троллейбусах, так и на частных маршрутках. В мире добра и справедливости каждое транспортное средство, перевозящее людей, будет снабжено турникетом, через который нужно будет пропускать свой входной билет. Служить таковым будет пополняемая транспортная карта (эти функции легко могут быть приданы обычной кредитке или же той самой универсальной электронной карте, о сроках внедрения которой регулярно докладывают нашему президенту). Таким образом, выражение «передаем за проезд» из уст водителя такой маршрутки будет звучать не более уместно, чем аналогичное предложение нынешнего машиниста поезда метро. Все деньги будут поступать «управляющей компании регионального процессингового центра» еще на этапе продажи карт, и уже потом она будет рассчитываться с перевозчиком по фактическому результату. В том числе и за льготников, предварительно получив от местных властей компенсацию из бюджета. Таким образом, сами собой решатся и проблема безбилетников, и проблема учета бюджетных расходов на льготников.
Более того, авторы «Интеллектуального города» практически замахнулись на святое: предложили, чтобы электроника взяла на себя большую часть функций ГИБДД. В этом случае все нарушения правил дорожного движения (особенно – нарушения парковки) будут фиксироваться повсеместно развешанными фото- и видеокамерами, а инспекторам останется только выписывать штрафы да рассылать уведомления по почте. Та же система – детекторы и видеокамеры – должна помочь в борьбе с пробками. В сложных случаях диспетчерский центр будет брать на себя управление светофорами, чтобы разруливать спонтанно возникшие заторы.
Помимо этого, в сферу интересов диспетчерского центра попадают государственная медицина, ЖКХ и городская энергетика, и вообще, любые отрасли, связанные с оборотом бюджетных денег. Шокирующая новизна заключается, конечно же, не в техническом совершенстве системы, а в том, что она позволяет эти расходы проконтролировать практически досконально.
Разработчики «Интеллектуального города» назвали конкретные цифры затрат на программу. В масштабе условного города с населением в 500 000 человек вложения исчисляются сотнями миллионов рублей, и авторы предложений не просят на это из бюджета ни рубля. Инвесторы (в их числе, к примеру, фигурирует Сбербанк), по их словам, только и ждут от властей согласия на сотрудничество. Оно и понятно: если внедрить все вышеописанное в полной мере, обороты «диспетчерского центра» будут такими, о которых можно только мечтать любому коммерческому банку. Бюджету от этого обещано только благо, организаторы, разумеется, в накладе тоже не останутся. Личный интерес чиновников, согласившихся на внедрение системы, вслух публично никак не оговаривается.
Ясно, что «Интеллектуальный город» означает, в первую очередь, большой финансовый передел - и именно поэтому настолько фантастичен. Контроль и учет - вопрос не техники, а большой политики. Вряд ли такое дело обойдется без отмашки с самого верха, а значит, подождать придется как минимум год.
Комментарии
1Как и роботы умные дома и города придут не скоро.Это точно. Все еще долго будет в зачаточном состоянии.