Учет в строительстве

Вспомогательное производство в строительстве

Нередко для изготовления стройматериалов и конструкций, ремонта основных средств и для других целей строительные компании организуют вспомогательные подразделения. Какие особенности следует учитывать при их создании? Каков порядок учета в этих подразделениях?
Нередко для изготовления стройматериалов и конструкций, ремонта основных средств и для других целей строительные компании организуют вспомогательные подразделения. Какие особенности следует учитывать при их создании? Каков порядок учета в этих подразделениях?
 
Организация учета: специальных требований нет

Конкретный порядок ведения учета по вспомогательному производству определяется компаниями самостоятельно учетной политикой. Никаких нормативных требований по организации такого учета, кроме общих требований по ведению бухгалтерского учета в строительной компании, в настоящее время нет. Лет 20 и более назад, когда организация бухгалтерского учета строго регламентировалась ведомственными инструкциями, требования по ведению учета вспомогательного производства существовали. Сейчас же они не имеют нормативного характера. Тем не менее для примера приведем порядок ведения учета вспомогательного производства в строительных организациях, действовавший в прошлые годы. Его можно принять за основу при организации указанного учета в современных условиях. 

Виды производств и затрат

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета информация о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства, обобщается на счете 23 «Вспомогательные производства».

В строительных организациях на указанном счете могут быть выделены в аналитике следующие производства и затраты на них:

– обслуживание различными видами энергии (электроэнергия, пар, газ и др.);

– транспортное обслуживание;

– ремонт основных средств;

– изготовление строительных материалов и конструкций;

– возведение временных нетитульных сооружений;

– иные производства в зависимости от характера деятельности организации. 

Обслуживание различными видами энергии

Под обслуживанием различными видами энергии следует понимать обобщение информации о расходах организации на выработку, в частности, электроэнергии, пара и тепла собственными подстанциями, генераторами, котельными и иным оборудованием для использования этих видов энергии в производственном процессе, а также для отпуска на сторону. Сюда входят расходы на приобретаемое для этих целей сырье и материалы, зарплата рабочих, занятых данными видами производств, амортизация задействованных основных средств, накладные расходы.

При этом отдельно ведется учет по производству каждого вида энергии. По окончании отчетного периода общая сумма расходов на производство конкретного вида энергии определяет себестоимость единицы выработанной энергии. Та часть энергии, которая была израсходована на производство, списывается на счет учета основного производства, в себестоимость выполняемых работ. А та часть энергии, которую продали на сторону, списывается на счета учета реализации. Для обобщения информации об общих расходах на энергию здесь же учитывается стоимость приобретенной на стороне энергии, которая в конце отчетного периода списывается на основное производство. 

Транспортное обслуживание

Расходы на транспортное обслуживание включают в себя амортизационные отчисления по транспортным средствам (сюда не относятся строительные машины и оборудование), зарплату водителей, стоимость запчастей, расходных материалов, топлива, а также иные затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией транспортных средств, и накладные расходы. По окончании отчетного периода сумма расходов на транспортное обслуживание относится на счет учета основного производства. Стоимость таких затрат, осуществленных для оказания услуг на сторону, списывается на счета учета реализации. Стоимость расходов на приобретенные сторонние транспортные услуги также целесообразно проводить через это производство, что даст обобщенную информацию обо всех транспортных расходах за данный период. 

Ремонт основных средств

Указанные затраты целесообразно обобщать как отдельное производство при наличии отдельного ремонтного цеха, занимающегося ремонтом основных средств. Здесь учитывается стоимость расходных материалов и запчастей, зарплата рабочих ремонтного цеха, накладные расходы и т. д. Как и в предыдущих производствах, расходы на ремонт основных средств списываются на счета учета основного производства. 

Изготовление материалов и конструкций

Данные расходы включают в себя стоимость сырья и материалов, зарплату рабочих, занятых на этом производстве, амортизацию основных средств, накладные и иные расходы. Изготовленные материалы и конструкции приходуются на счета учета материально-производственных запасов по фактической себестоимости их изготовления. На конец отчетного периода определяется остаток незавершенного производства материалов и конструкций, сумма которого переходит на следующий отчетный период. 

Возведение временных сооружений

Расходы на строительство временных нетитульных сооружений учитываются как отдельное производство по фактической стоимости их возведения. К ним относятся затраты на используемые материалы и конструкции, зарплата рабочих, занятых строительством этих объектов, амортизация применяемых основных средств, накладные расходы, иные затраты, включая услуги и работы сторонних организаций. До тех пор пока временное сооружение не построено, расходы на его возведение не списываются. После окончания строительства временного сооружения устанавливается его фактическая себестоимость и оно приходуется на счета учета материально-производственных запасов или основных средств (в соответствии с имеющимися критериями). 

Учитываем особенности

Следует также помнить о некоторых нюансах. Например, если расходы какого-либо вспомогательного производства используются другим вспомогательным производством. В этом случае по окончании отчетного периода сумма указанных расходов списывается с одного вспомогательного производства и относится в стоимость расходов по другому производству, которое использовало результат работы первого вспомогательного производства.

Общепроизводственные расходы могут включаться в стоимость затрат вспомогательного производства, если они потреблялись последним. И наоборот: расходы вспомогательного производства могут относиться на общепроизводственные расходы, если они потреблялись для общепроизводственных целей. Часть общехозяйственных расходов распределяется на вспомогательные производства в соответствии с учетной политикой организации. Также и затраты вспомогательного производства, если они потреблялись аппаратом управления, относятся на общехозяйственные расходы. Приведем основные бухгалтерские проводки по учету вспомогательных производств:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10

– списана стоимость израсходованных материалов и сырья;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 70, 69

– отражена сумма начисленной зарплаты и взносов во внебюджетные фонды рабочих вспомогательного производства;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 02

– начислена амортизация использованных во вспомогательном производстве основных средств;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 60

– отражена стоимость сторонних работ и услуг, использованных вспомогательными производствами;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 26 (25)

– распределена часть общехозяйственных (общепроизводственных) расходов на вспомогательные производства;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 23

– оприходованы материалы и конструкции, изготовленные во вспомогательном производстве;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 23

– списаны на себестоимость работ услуги вспомогательных производств;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 23

– отражены услуги одного вспомогательного производства для нужд другого вспомогательного производства;

ДЕБЕТ 25 (26) КРЕДИТ 23

– списаны услуги вспомогательных производств на общепроизводственные (общехозяйственные) расходы;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91

– реализованы услуги вспомогательного производства на сторону;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– начислен НДС с реализации;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 23

– списана себестоимость реализованных на сторону услуг вспомогательного производства.

Налоговый учет

Для целей налогообложения расходы вспомогательного производства могут учитываться и как материальные расходы (стоимость изготовленных материалов и конструкций, выработанной энергии, временных сооружений и т. д.), и как прочие расходы (расходы на ремонт основных средств), и как амортизация основных средств (временных сооружений, зачисленных в состав основных средств). В данном случае необходимо проанализировать характер таких затрат и найти в главе 25 Налогового кодекса РФ соответствующую статью расходов. При этом, согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №5, май 2011 г.

78%

Старт обучения в удобное Вам время

Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С

Курс для тех, кто хочет научиться бухгалтерии с нуля и применять знания на любом участке учета: вести бухгалтерский, налоговый и кадровый учет, работать в 1С, управлять финансами и оптимизировать налоги.

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

Общество

10 лучших городов для жизни в мире

В прошлом году рейтинг лучших стран мира возглавила Швейцария, а Вена и Валенсия признаны наиболее комфортными городами для жизни. По критерию баланса между работой и отдыхом первенство держат города Финляндии, Швеции, Чехии и Дании. Столица и курортные локации Испании признаны лучшим направлением для цифровых кочевников, а Сингапур — для развития бизнеса.

10 лучших городов для жизни в мире

НКО не обязаны всегда применять стандарт учета запасов

Некоммерческие организации могут не применять ФСБУ 5/2019 «Запасы», если ресурсы используются для управленческих нужд.

Как вести учет туристического налога в 2025 году на примере из 1С

С 01.01.2025 в НК появилась новая глава 33.1 «Туристический налог». Разберем в статье, кто его платит, в каком размере и в какие сроки, отчетность по налогу (форма и сроки предоставления), какими проводками отражается в 1С.

Как вести учет туристического налога в 2025 году на примере из 1С

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Президент поручил правительству подготовить правила возвращения иностранных компаний в РФ

Некоторые иностранные компании собираются вернуться в РФ.

Путин: 28 595 санкций было введено против России

18 марта Владимир Путин принял участие в работе ежегодного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

В банковских приложениях появится функционал для блокировки переводов мошенникам

С октября 2025 года клиенты крупных банков смогут оперативно сообщать о мошеннических переводах через мобильные приложения. Новый функционал позволит не только заблокировать подозрительную операцию, но и автоматически получить электронную справку для обращения в полицию.

Наталья

Декларация по налогу на имущество(УСН)

Добрый день, квартира в Москве в ООО на УСН, состоит на кадастровом учете, в реестре не нашли. ИФНС требует сдать декларацию по налогу на имущество. Законно...

Читать полностью

Эксперты:

Надежда Камышева и еще 1

Надежда Камышева
Эксперт

Если у вашей организации есть в собственности жилые помещения, то они облагаются налогом от кадастровой стоимости, а значит организация на УСН...

Читать полностью

Оскорбительные публикации в ВК, нечестные маркетплейсы и криптовалюта. Юридический дайджест #21

Каждую неделю мы публикуем интересные, актуальные, а, главное, полезные новости из юридической вселенной.

Рейтинг операторов фискальных данных — 2025

Вышел рейтинг ОФД–2025, а также ежегодное исследование рынка операторов фискальных данных.

Рейтинг операторов фискальных данных — 2025
Зарплата

Как избежать вызова на комиссию ФНС из-за «серых» зарплат сотрудников?

В последнее время наблюдаются изменения в правилах, касающихся вызова компаний на межведомственные комиссии, связанные с вопросами оплаты труда.

Как избежать вызова на комиссию ФНС из-за «серых» зарплат сотрудников?

Минфин: закрывать компаниям сведения о себе следует только по необходимости

Закрытие информации может негативно повлиять на инвестиционную привлекательность компании.

😲 «Налоги собираем»: глава ФНС появился на съезде РСПП на костылях

В Светлановском зале Дома музыки в Москве стартовал съезд РСПП, собравший топ-менеджеров крупнейших компаний, чиновников федерального уровня и представителей Банка России.

4

Роструд про работу на высоте: кому разрешено и что запрещено законом

Работы на высоте требуют неукоснительного соблюдения правил охраны труда. По действующим нормативам, к таким задачам допускаются только сотрудники, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний в области безопасности. Обязательным условием является также стажировка на рабочем месте.

⏳ Штраф до полумиллиона: ФНС напомнила о сроках отчетности по иностранным активам

До 20 марта 2025 года организации обязаны направить в налоговые органы уведомления о контролируемых иностранных компаниях (КИК) за 2024 год. Отчетность требуется представить даже в случае отсутствия прибыли у таких компаний.

Налоговый учет

Правила совмещения налоговых режимов: что поменялось в 2025 году

Если одновременно вести бизнес, применяя несколько налоговых режимов, то можно сократить налоговую нагрузку. Рассказали, что изменилось в правилах совмещения, подсветили неочевидные нюансы.

Правила совмещения налоговых режимов: что поменялось в 2025 году

Цифровой рубль: что это и зачем он нужен компаниям и ИП

Цифровой рубль скоро будет официально запущен, а это значит, что игнорировать его уже не получится. Бизнесу и предпринимателям придется разбираться, как работать с новой формой денег, чем она отличается от безнала и, самое главное, какие сюрпризы готовит для нас государство. Разбираем: как открыть счет, как учитывать платежи и где подводные камни.

Цифровой рубль: что это и зачем он нужен компаниям и ИП

Автоматизация учреждений спорта Республики Мордовия

Рассказываем, какие процессы планирования и контроля финансовой деятельности подведомственных учреждений Министерства спорта республики Мордовия были автоматизированы на базе ЭС «РАМЗЭС 2.0» и какие результаты достигнуты.

Автоматизация учреждений спорта Республики Мордовия

Как найти скрытые резервы и оптимизировать налоги законно: пошаговая инструкция для бизнеса

Вы уверены, что ваш бизнес использует все возможности для роста? Часто деньги утекают там, где их не ждешь: переплаты по налогам, необоснованные расходы, скрытые финансовые «дыры». Но что, если я скажу, что в вашем бизнесе уже есть скрытые резервы, которые могут увеличить вашу прибыль без риска и нарушений? Давайте разберем, как найти эти резервы и законно оптимизировать налоги!

Как найти скрытые резервы и оптимизировать налоги законно: пошаговая инструкция для бизнеса

Силуанов анонсировал планы по масштабной продаже госсобственности

Минфин готовит предложения по масштабной приватизации государственных активов, запланировав начало реализации на 2025 год. В качестве первого шага анонсировано размещение акций «ДОМ.РФ» на сумму от 15 млрд рублей в текущем году.

Как учитывать доходы организации в 2025 году

Разбираем, как ПБУ 9/99 влияет на учёт денег и доходов, выручки и продаж (да, это всё разные термины). Расскажем, как Стандарт определяет учётную политику в части работы с доходами, и дадим рекомендации для избежания ошибок. Бесплатный вебинар «Моего дела» поможет за час разобраться во всех изменениях.

Как учитывать доходы организации в 2025 году

Интересные материалы

Можно ли указывать разные единицы измерения в УПД

Единица измерения — обязательный реквизит в УПД. Для каждого товара используется свое значения. Разбираемся, может ли поставщик и организация указывать разные единицы измерения одного и того же изделия.

Можно ли указывать разные единицы измерения в УПД