Контролируемые сделки

Трансфертное ценообразование: нерешенные вопросы

Федеральный закон от 18.07.11 г. № 227-ФЗ (далее – Закон № 227-ФЗ), который внес в НК РФ изменения, касающиеся правил трансфертного ценообразования, стал знаковым событием в сфере налогообложения, сравнимым с введением главы 25 НК РФ.

Федеральный закон от 18.07.11 г. № 227-ФЗ (далее – Закон № 227-ФЗ), который внес в НК РФ изменения, касающиеся правил трансфертного ценообразования, стал знаковым событием в сфере налогообложения, сравнимым с введением главы 25 НК РФ. Закон № 227-ФЗ не просто изменил текущее налоговое законодательство в части контроля за ценами для целей налогообложения (ст. 20 и 40 НК РФ), а кардинальным образом трансформировал подходы к рассматриваемым вопросам.

Целью таких изменений явилось намерение законодателя приблизить российские правила трансфертного ценообразования к международным принципам, закрепленным в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию, а также дать налоговым органам возможность контролировать ценообразование по внутригрупповым и приравненным к ним операциям.

Однако не все ожидания, связанные с принятием Закона № 227-ФЗ, были оправданы. Так, остались открытыми многие вопросы, некоторые из которых недостаточно урегулированы, а некоторые не решены вовсе. Например, на основе Закона № 227-ФЗ можно сделать вывод о том, что его положения применимы только к сделкам с товарами, работами и услугами, а следовательно, иные сделки, например сделки с имущественными правами, иными объектами гражданских прав, а также сделки, где цены устанавливаются в виде ставок, не подлежат контролю за ценами для целей налогообложения.

Закон № 227-ФЗ также не уточняет, что следует понимать под сделкой – договор или отдельные операции (транзакции), совершаемые налогоплательщиком в рамках такого договора, что считать моментом совершения сделки – момент подписания договора, момент осуществления хозяйственной операции или момент признания дохода/расхода в целях налогообложения и пр. От ответа на эти и другие вопросы зависит количество комплектов документации по трансфертному ценообразованию, которые должны будут подготовить налогоплательщики к моменту проверки (в отношении контролируемых сделок за 2012 г. такая проверка может быть проведена не ранее 1 июня 2013 г.).

В течение 2012 г. ожидалось принятие ряда поправок, которые бы устранили пробелы и неясности положений Закона № 227-ФЗ. Однако поправки так и не были рассмотрены во время думских сессий 2012 г. Вместо этого правоприменители пошли по пути издания рекомендаций и разъяснений. В частности, в рекомендациях по подготовке и представлению документации по трансфертному ценообразованию, приведенных в письме ФНС России от 30.08.12 г. № ОА-4-13/14433@, был окончательно прояснен вопрос о том, каким образом для целей определения «контролируемости» операции следует складывать доходы по сделкам – попарно (складывать все доходы по сделкам, совершенным налогоплательщиком с одним взаимозависимым лицом в календарном году) или «веером» (складывать доходы по всем сделкам, совершенным налогоплательщиком со всеми взаимозависимыми лицами в календарном году). В рассматриваемом письме ФНС России рекомендовала складывать доходы именно попарно с каждым лицом, являющимся контрагентом по контролируемым сделкам. В письме также содержались разъяснения по иным вопросам, которые не нашли отражения в Законе № 227-ФЗ (по каким сделкам готовится документация, степень ее детальности, сроки подготовки, хранения и пр.).

В целом, анализируя принятые изменения, можно отметить, что для налогоплательщиков новые правила имели как положительные, так и негативные последствия. С одной стороны, приближение российского законодательства к международным стандартам облегчает возможность ведения международного бизнеса и совершения внешнеэкономических сделок, особенно для транснациональных корпораций. С другой, новые правила влекут за собой необходимость пересмотра применяемого подхода к трансфертному ценообразованию, в основном для российских компаний, что может оказаться затруднительным. Закон № 227-ФЗ также предусматривает необходимость разработки налогоплательщиками достаточно подробной и развернутой документации по трансфертному ценообразованию, что потребует немалых трудовых ресурсов и, как следствие, приведет к дополнительным затратам. Для транснациональных корпораций эти процедуры являются более привычными, поскольку они и ранее готовили такую документацию (например, в соответствии с рекомендациями ОЭСР или IRS в США), однако и им также придется предпринять определенные шаги для адаптации уже разработанной документации к российским правилам.

Вместе с тем следует отметить, что законодатель предусмотрел переходный период, который дает налогоплательщикам возможность адаптироваться к новым правилам. В частности, Законом № 227-ФЗ предусматривается введение повышенных порогов «контролируемости» на 2012 и 2013 гг., ограничение возможности начисления штрафов по результатам корректировки цен для целей налогообложения (в 2012 и 2013 гг. штрафные санкции применяться не будут, 20%-ный штраф предусмотрен при проверке периода 2014–2016 гг., а 40%-ные штрафы начнут действовать только с 2017 г.), а также ограничение сроков проверки в первые годы действия данного Закона (так, проверить 2012 г. налоговые органы смогут только в 2013 г.).

В целом, как показывает практика, большинство компаний уже проводят внутреннюю работу по оценке существующих рисков трансфертного ценообразования, адаптации методологии по трансфертному ценообразованию к новым правилам и разработке соответствующей документации.

Начать дискуссию