Бухгалтерский учет

Как применять ПБУ 18/02, если организация получила убыток

Минфин России разъяснил, как отражать в бухгалтерском учете налоговый убыток, который переносится на следующие годы.

Минфин России разъяснил, как отражать в бухгалтерском учете налоговый убыток, который переносится на следующие годы.

Начнем с убытка, который образовался в 2002 году. Он отражается особым образом, так как бухгалтерская отчетность за 2002 год была сформирована еще без учета требований ПБУ 18/02. Поэтому, если предприятие на убыток 2002 года уменьшает свой налогооблагаемый доход в 2003 году (и в последующие годы), в бухгалтерском учете образуется постоянная разница. Сумму такого убытка надо умножить на 24 процента. В результате получается постоянный налоговый актив, который отражают следующей проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 99
– уменьшен бухгалтерский налог на прибыль на сумму постоянного налогового актива.

Пример 1
В ноябре 2002 года ООО «Экватор» продало принтер за 4000 руб. (без НДС).

Первоначальная стоимость принтера – 12 000 руб., а сумма начисленной амортизации – 6000 руб. При этом общий срок полезного использования принтера – 40 месяцев, а в ООО «Экватор» он прослужил 20 месяцев. В ноябре 2002 года ООО «Экватор» сделало следующие проводки:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
КРЕДИТ 01 субсчет «Собственные основные средства»

– 12 000 руб. – списана первоначальная стоимость принтера;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 6000 руб. – списана начисленная амортизация по принтеру;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 4000 руб. – отражена выручка от реализации принтера;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 6000 руб. (12 000 – 6000) – списана остаточная стоимость принтера;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»
– 2000 руб. (6000 – 4000) – отражен убыток от продажи принтера.

Предположим, что данные налогового учета ООО «Экватор» совпадают с данными бухгалтерского. Тогда убыток от продажи принтера, равный 2000 руб., надо списывать в течение 20 месяцев (40 – 20).

Следовательно, в течение 20 месяцев (начиная с декабря 2002 года) налогооблагаемый доход надо уменьшать на 100 руб. (2000 руб. : 20 мес.).

При этом начиная с января 2003 года и по июль 2004 года включительно в бухгалтерском учете каждый раз придется делать такую проводку:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 99
– 24 руб. (100 руб. × 24%) – уменьшен бухгалтерский налог на прибыль.

Теперь поговорим об убытках, которые у предприятия возникают в 2003 году (или в последующие годы). Тут порядок учета другой.

Убыток, который не уменьшает налогооблагаемый доход предприятия, считается временной разницей. Умножив его на 24 процента, организация рассчитает отложенный налоговый актив. Его надо отразить следующей проводкой:

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражен отложенный налоговый актив.

А когда в последующие годы вы будете постепенно списывать убыток на расходы, в бухгалтерском учете надо делать такие записи:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
– погашен отложенный налоговый актив.

Пример 2
ООО «Валентин» продало ксерокс в январе 2003 года. Первоначальная стоимость ксерокса – 16 000 руб., сумма начисленной амортизации – 4000 руб., общий срок полезного использования – 40 месяцев. В ООО «Валентин» ксерокс проработал 10 месяцев. Продали ксерокс за 8000 руб. (без НДС).

В январе 2003 года ООО «Валентин» сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
КРЕДИТ 01 субсчет «Собственные основные средства»

– 16 000 руб. – списана первоначальная стоимость ксерокса;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 4000 руб. – списана начисленная амортизация по ксероксу;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 8000 руб. – отражена выручка от реализации ксерокса;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 12 000 руб. (16 000 – 4000) – списана остаточная стоимость ксерокса;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»
– 4000 руб. (12 000 – 8000) – отражен убыток от продажи ксерокса.

Предположим, что данные налогового и бухгалтерского учета совпадают. При расчете налога на прибыль убыток в сумме 4000 руб. ООО «Валентин» будет списывать в течение 30 мес. (40 – 10).

В бухгалтерском учете этот убыток является временной разницей. Поэтому ООО «Валентин» рассчитает отложенный налоговый актив и в январе 2003 года сделает проводку:

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 960 руб. (4000 руб. &3215; 24%) – отражен отложенный налоговый актив.

Начиная с февраля 2003 года ООО «Валентин» будет ежемесячно включать в расходы при расчете налога на прибыль по 133,33 руб. (4000 руб. : 30 мес.). Одновременно в бухгалтерском учете каждый месяц надо делать следующую запись:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
– 32 руб. (133,33 руб. × 24%) – погашен отложенный налоговый актив.

Письмо Минфина России от 14 июля 2003 г. № 16-00-14/219 «О бухгалтерском учете расчетов по налогу на прибыль» опубликовано в приложении «Официальные документы» к газете «Учет, налоги, право» № 29, 2003, а также в журнале «Документы и комментарии» № 17, 2003.

Начать дискуссию