Управление персоналом

Влияет ли отношение руководства к работникам на производительность?

Один из комментариев к моей прошлой статье, посвященной повышенной ответственности сотрудника, гласит: «Наемные работники – они же ПРОЛЕТАРИИ, создают прибавочную стоимость, которую капиталист присваивает. Звездность пролетария (наемного сотрудника) – это способ вернуть себе украденную прибавочную стоимость. Читайте первоисточники».
Влияет ли отношение руководства к работникам на производительность?
Виталий Антощенко, президент OKG SQI Russia

Один из комментариев к моей прошлой статье, посвященной повышенной ответственности сотрудника, гласит: «Наемные работники – они же ПРОЛЕТАРИИ, создают прибавочную стоимость, которую капиталист присваивает. Звездность пролетария (наемного сотрудника) – это способ вернуть себе украденную прибавочную стоимость. Читайте первоисточники».

У меня возник вопрос: кто же мы в первую очередь – люди, работающие на себя и ради себя, или действительно мы – пролетариат, создающий прибавочную стоимость, которую капиталист присваивает? Для прикладной пользы в деле управления я перефразирую вопрос так: «Каким должно быть восприятие сути рабочего процесса и отношение к людям, задействованных в нем, чтобы работа была сделана максимально эффективно и результативно?». 

Я считаю, что крайне важно сконцентрировать все усилия именно на повышении эффективности и результативности, а другими словами, на производительности труда, т.к. наша страна занимает одно из последних мест по этому показателю. Это особенно стало ощутимо в последние месяцы и, к сожалению, эта тенденция будет точно превалировать в течение нескольких последующих лет.

Для того, чтобы разорвать порочный круг, в котором наша страна десятилетиями кого-то догоняет, и стать страной, которая лидирует, нужно достичь цели – достигнуть наивысшего уровня производительности труда в мире. Разобравшись с целью, настало время перейти к средствам. Кто сможет достичь этой цели? Прежде всего выскажу свои соображения о классических теориях. На мой взгляд, все теории можно объединить в две группы (вне разделений на различные временные эпохи): теория объективная (доказанная математически или опытным путем) и субъективная (математически или опытным путем недоказанная).

К первому типу теорий можно отнести законы И. Ньютона, фотографии Земли из космоса, теорию иммунитета И. Мечникова и т.д. К теориям второго типа я отношу такие высказывания, как Земля – плоская, марсиане существуют, пролетариат – могильщик капитализма и т.д. Такие теории в момент их появления кажутся идеальными, но со временем переходят в разряд ошибочных.

Исходя из этого, я в таких субъективных вопросах, как управление, стараюсь учитывать и объективную реальность, и складывающиеся тренды для создания прогнозов, и успешный мировой опыт. 

Осторожное отношение к классическим теориям сформулировано таким образом, чтобы не дать парализовать нашу инициативу в поиске истины существующим штампам.. Остается разобраться, кто более всего способен к достижению стоящей перед нашим обществом цели - люди как люди или люди как пролетариат?  

Р. Розенталь будучи профессором социальной психологии Гарвардского университета в 1969 году дал описание эффекта Пигмалиона, который заключается в том, что сильное желание экспериментатора добиться от испытуемого того или иного поведения существенно повышает вероятность такого поведения, даже если предпринимаются усилия не допустить никакого влияния на испытуемого. Более простым языком о том же самом выразился капитан Врунгель, сказав: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». 

Упорное желание относиться к людям, как к неодушевленным предметам, которыми можно и нужно манипулировать, начинается с названий и терминов. К таким терминам в области управления относятся: пролетариат, персонал, штат, кадры. С другой стороны, мы отчетливо видим ту же самую логику во взгляде на бизнес многих директоров. Они воспринимают бизнес исключительно с позиции цифр, но, к сожалению, такое восприятие не может служить базой для устойчивого роста производительности труда и, как следствие, высокого уровня жизни.

Э. Деминг (1900 -1993г.г., ученый, статистик, консультант по менеджменту) так писал по данному вопросу: «Если вы управляете компанией только на основе цифр, вы непременно разоритесь, поскольку цифры – не главное».

А вот, какое мнение высказывает К. Кобьелл о роли, которую играет отношение к своим коллегам, в вопросе эффективности: «Если мы уверенны, что 98 процентов нашего коллектива делают потрясающие успехи, всегда с радостью готовы приступить к работе и положительно относятся к предприятию, тогда дело в полном порядке».

Снова и снова мы находим подтверждения того, что только счастливые и психологически свободные от груза догм люди могут работать с самоотдачей и получать наслаждение от результатов своей работы. Невозможно себе представить, чтобы человек, которому не нравится то, чем он занимается, не нравится его место работы, мог бы производить что-то ценное и восхищающее клиента. Нет никаких сомнений, что низкий уровень производительности в нашей стране в большей степени обусловлен именно отсутствием здоровых отношений в большинстве компаний. Д. Рокфеллер говорил: «Я лучше бы нанял человека с энтузиазмом, чем человека, который все знает».

Мир, в котором мы живем, меняется не только технологически. Он сильно меняется и в идеологическом смысле. Передовые компании (в большей степени западные и североамериканские) уже давно рассматривают своих работников как самое ценное, что у них есть. Для них идея о том, что сотрудник стоит на первом месте, а клиент на втором, уже не является шокирующей и революционной. Восприятие же своей роли самими сотрудниками компаний лучше всего демонстрируют их ответы на вопрос: «На кого вы работаете?" Они отвечают: «На себя». 

Мир, в котором капиталист присваивает добавочную стоимость, созданную пролетариатом, грустный и бессмысленный. В нем нет никакого желания трудиться, а все мысли и силы действительно направлены на то, как скорее похоронить этот мир. В противоположность данному представлению существует мир, в котором счастливые коллеги и клиенты. Мир, в котором есть желание работать, потому что вокруг счастливые люди, которые рады результатам своего труда и этими результатами довольны не только они, но и их клиенты. В частности, концепция Стратегии Сервиса, которую мы реализуем и у себя в компании, является одним из инструментов по воплощению этой теории на практике. Хочется поделиться еще одной мыслью на эту тему от Э. Деминга: “Качественный сервис – это линза, фокусирующая всю энергию компании с ее сотрудниками на восхищении Клиентов”. Конечно, только позитивно настроенные и внутренне свободные, относящиеся к своей работе, как к работе на самих себя, смогут восхищаться и восхищать других.

Для того, чтобы добиться чего-то нового, нужно перестать действовать привычными методами. Если нам нужна достойная нашей страны производительность труда, то, во-первых, надо перестать оперировать старыми штампами, во-вторых, надо “пахать” в позитивной парадигме менеджмента, которая утверждает, что самое важное, что у нас есть – это человек.

Что касается лично меня, то с присущим мне от природы оптимизмом и озорством всю жизнь инвестирую в своих коллег, прививая им вкус к успеху и веру в себя. В этом можно легко убедиться - достаточно обратиться к любому сотруднику компании, в которой я работаю. А из классических теорий мне больше по душе та, в которой говорится, что чем больше даешь, тем больше получаешь. Эту теорию я и хочу доказать .

Комментарии

5
  • Елена
    Две первые статьи автора мне понравились, потому что они были практическими и злободневными. Но эта статья, по моему мнению, перенасыщена изложением чужих фраз, пришлось приложить определенные усилия для того, чтобы ее просто прочесть до конца, с целью понять тему заданную автором. Со многим я не согласна, особенно с низкой производительностью труда. Видимо, автору не повезло с примерами, действительно продуктивной, живой, красивой работы коллективов большого количества наших компаний. Однозначно все зависит от руководителя и созданной им команды!
  • Елена
    Аноним, а как Вы думаете, откуда доходная часть бюджета берется? Присмотритесь повнимательнее...
  • Елена
    Аноним, лучшими критиками и проверяющими становятся те, кто делать ничего не умеют, не способны. Критиковать то всегда легче, чем производить.

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.