Управление персоналом

Проверка на серость

Работодателям, возможно, будут устраивать внезапные проверки на серые зарплаты. По какому принципу органы будут выбирать жертву? Своевременны ли такие меры? Чем они могут грозить бизнесу, а чем — рынку труда?

Работодателям, возможно, будут устраивать внезапные проверки на серые зарплаты. По какому принципу органы будут выбирать жертву? Своевременны ли такие меры? Чем они могут грозить бизнесу, а чем — рынку труда?

Бюджет РФ сейчас не то чтобы переполнен средствами. Правительство старается экономить на всем, на чем можно. При этом еще в ноябре 2014 года Счетная палата РФ заявила, что работодатели задолжали около 140 миллиардов рублей взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Стало ясно, что рано или поздно за зарплаты в конвертах примутся всерьез.

I. Матчасть

Согласно закону «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», работодатель обязан выплачивать 30% от заработной платы сотрудника в различные государственные фонды.

Из чего состоят 30%?

22% — отчисления в Пенсионный фонд

5,1% — отчисления в ФОМС

2,9% — отчисления в ФСС

С 2015 года с суммы выплат и вознаграждений, превышающих 711 000 руб., взимаются страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 10% (п. 1 ст. 58.2 № 212-ФЗ от 27.04.2009) — на финансирование страховой части трудовой пенсии независимо от года рождения застрахованного лица.

Новая законодательная инициатива Минтруда позволит ПФР и ФСС самостоятельно находить нарушителей. «Целью этого законопроекта является повышение доходов государственных внебюджетных фондов за счет выявления фактов нелегальной занятости, а также поимки работодателя на официально неучтенных зарплатах (серых выплатах)», — говорит Валентина Митрофанова, генеральный директор ГК IPK Group (Институт профессионального кадровика, IPK Consulting). Если федеральный закон «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации о страховых взносах по вопросам администрирования страховых взносов» будет принят, органы контроля за уплатой страховых взносов получат право проверить работодателя в любой момент, а не раз в три года, как раньше.

«Для этого по проекту ежегодно будут составляться планы проведения совместных проверок Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. Максимальный срок проведения проверки — два месяца, а в отдельных случаях срок проверки может быть увеличен до шести месяцев», — комментирует законопроект Валентина Митрофанова. При этом, как гласит закон, проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Кого будут проверять в первую очередь?

Проект закона не дает права проверять всех подряд когда угодно. Внеплановая проверка грозит только тем работодателям, у которых уже обнаружены нарушения трудового законодательства.

Валентина Митрофанова:

«Под особую зону контроля попадают работодатели, у которых ранее уже выявлялись нарушения требований трудового законодательства в части занижения официальных доходов физических лиц. У них могут проводиться внеплановые проверки. А информация о таких нарушениях в ФСС и ПФР будет поступать от инспекции по труду, прокуратуры и иных контролирующих органов, которые при проведении своих проверок могут выявлять такие нарушения, как "серая" заработная плата.

Информация о нарушениях будет передаваться в ПФР и ФСС в порядке информационного обмена в электронном виде, то есть оперативно».

Последнее утверждение означает, что проверка может последовать непосредственно за предыдущей. С другой стороны, в такой трактовке законопроект не привносит почти ничего нового, так как фонды будут искать нарушения там, где их уже нашла трудовая инспекция.

Что грозит нарушителям?

Зарплата в конвертах является уклонением от уплаты налогов, а значит, подпадает под действие статьи 122 Налогового кодекса РФ. Согласно п. 3 этой статьи, за умышленную неуплату (неполную уплату) налогов грозит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы.

Задача: компания платит линейным сотрудникам официальный оклад 19 000 руб. и еще 20 тысяч в конверте. Всего в штате 20 таких сотрудников. Какой штраф насчитают компании по факту неполной уплаты страховых взносов за 2 года, если учесть, что зарплата сотрудников облагается взносами в полной мере (по ставке 30%) и без дополнительных надбавок?

Ответ: 1 152 000 руб.

Неоднократно высказывалось мнение, что ответственность за зарплаты в конвертах нужно ужесточить. 9 февраля Верховный Совет Республики Хакасия внес в Госдуму законопрект № 717519-6, в котором, в частности, за неполную уплату взносов предлагается установить административный штраф для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб, увеличить штраф для организаций до 80% от неуплаченной суммы, а также установить уголовную ответственность для работодателя.

При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечается низкая налоговая отдача от непроизводственных отраслей, в том числе из-за того, что непроизводственные компании имеют возможность применять упрощенную систему налогообложения. Похоже, это нечто большее, чем внезапные проверки: наступление на «упрощенку» заслуживает отдельного обсуждения.

II. Pro et contra

Мы попросили экспертов оценить своевременность инициативы Минтруда и рассказать, как эти меры могут сказаться на практике трудоустройства и рынке труда. На наши вопросы ответили: Игорь Ковальчук, член Совета Конфедерации труда России и Дмитрий Третьяков, председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда общественной организации "Опора России".

Игорь Ковальчук

Дмитрий Третьяков

Вопрос 1

Своевременны ли меры, предложенные Министерством труда? Оправдан ли поиск нарушителей в нынешней непростой ситуации?

По моему мнению, эти шаги давно назрели и ситуация с выплатой заработной платы требует действительно решительных мер.

Во-первых, выплата заработной платы в конверте получила широчайшее распространение именно потому, что меры, принимаемые государством, носили половинчатый характер. В свое время специально для экономического стимулирования вывода заработных плат из тени были введены плоская шкала налогообложения и единый социальный налог (ЕСН). Но так как этот «пряник» не был тогда подкреплен соответствующим «кнутом» в виде суровой ответственности работодателя за конверты, система эта так и не дала большого эффекта.

Во-вторых, выплата всей зарплаты или ее части в конверте ставит работника в крайне невыгодное положение.

Если работодатель по любым причинам не выплачивает заработную плату, работник может обратиться в трудовую инспекцию, в суд, в правоохранительные органы для восстановления своих прав. Но доказать факт невыплаты неоформленной документально зарплаты крайне сложно, а часто невозможно. Таким образом, работодатели еще и ограничивают гражданскую активность работников, которым некуда деваться, и приходится уповать на милость «хозяина».

Если работодатель не вносит за своих сотрудников взносы в Пенсионный фонд, то пенсионный стаж не учитывается. Получается, что вроде как и не работал в это время, несмотря на наличие записи в трудовой книжке. В случае если работник имеет право на формирование накопительной части пенсии — он ее лишается. Все это приводит к существенному снижению размера пенсии, иногда до минимальной по старости.

Но и на эти пенсии требуются средства. А неперечисление страховых взносов ведет к дефициту бюджетов государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, ОМС).

Таким образом, выведение зарплат из тени — это одна из возможностей пополнения похудевшего бюджета, а для нас, профсоюзов, — это возможность защитить зарплату работника имеющимися правовыми средствами.

Меры эти несвоевременные, но ожидаемые. Это дополнение к лозунгам о социальных обязательствах, которые озвучивает правительство. Как известно, в бюджете России это главная статья расходов, которая не будет снижаться даже в период кризиса. Естественно, возникает вопрос: откуда брать деньги?

Почему вообще появляется серая зарплата? Дело в том, что на каждого сотрудника работодатель сверх оклада выплачивает во все фонды суммы до 70% от его зарплаты, включая НДФЛ. А что такое малый и средний бизнес? Что из себя представляют эти небольшие коллективы? Исторически малый бизнес происходит из семьи. Он подразумевает тесные личные отношения, слаженность коллектива. Естественно, предприниматель, видя, что нет прозрачности в расходовании тех средств, которые он отчисляет в фонды, договаривается со своими работниками, что им будет выплачиваться часть зарплаты в обход фондов. Тем самым поддерживается способность работодателя платить своим сотрудникам достойные деньги.

Сейчас, если оклад сотрудника, допустим, составляет 100 тысяч рублей, предприниматель в среднем несет расходов до 50 тысяч — это те, которые он сам с ходу может подсчитать. 100 тысяч он выплачивает сотруднику, а еще 50 — в различные фонды. Это неподъемные цифры, в кризис так делать невозможно.

И если про 13% все более-менее понятно, то с остальными взносами не все так ясно. Что это за выплаты? Кому? Нет прозрачности в распределении этих средств.

Если эти деньги предназначаются нашим пенсионерам — родителям, бабушкам и дедушкам, тогда зарплату мы лучше принесем домой, чтобы самим обеспечить их всем необходимым. Так думает каждый сотрудник, который работает у такого предпринимателя: лучше самому обеспечить своих родственников, чем вверять свои деньги фондам, в которых ими неизвестно как распоряжаются.

Заниматься поиском нарушителей — глупое и недальновидное занятие. Давайте возьмем за аксиому, что практически на каждом предприятии существует режим экономии. Экономят не для того, чтобы поменьше выплатить государству, а чтобы побольше заплатить своим сотрудникам. Мы не хотим отдавать деньги государству, потому что не знаем, как они вернутся к сотруднику и вернутся ли. Вместо этого мы лучше дадим деньги самому работнику, он их принесет домой и купит детям лишний пакет молока. Именно в этом — социальная ответственность работодателя.

Бизнес не уклоняется от налогов: он просто не может их выплачивать в тот момент, когда на лицо экономический кризис, который явно прогрессирует. Когда предприниматель составлял свой бизнес-план и рассчитывал, сколько нанять людей, он исходил из совсем иных показателей, чем сейчас — это касается и курса доллара, и потребительских цен. На нынешнюю ситуацию он, предприниматель, повлиять не может. Рост цен — не его вина. Но он хочет дать своему коллективу возможность работать, он тратит на это много времени и энергии.

Вопрос 2

Каковы возможные последствия внеплановых проверок бизнеса для рынка труда? Не приведет ли это вмешательство к каким-нибудь неприятным последствиям?

Повторюсь, меры вполне адекватны, их давно нужно было вводить. Но нужно дождаться, что будет принято в окончательной редакции закона.

Безусловно сейчас будут предприняты попытки «поправить» законопроект, под благовидным предлогом не допустить снижения количества рабочих мест. Но я думаю, что реализация предложенного механизма если и приведет к снижению рабочих мест, то таких, которые не являются эффективными, не обеспечивают достойный уровень зарплат, приводя к распространению бедности и снижению покупательной способности населения.

В целом я согласен с некоторыми экспертами, что предлагаемые меры могли бы быть дополнены возвращением уголовной ответственности за невыполнение работодателями обязанностей по перечисление взносов в государственные внебюджетные фонды, как это было установлено до введения ЕСН в 2003 году.

Мы придем к тому, что маленькие коллективы будут разрываться, будет нарастать недовольство работников, которые были готовы получать серую зарплату, в итоге за прилавки встанут сами предприниматели. То есть те люди, которые развивают наше общество и нашу экономику. Они вынуждены будут кормить свои семьи. Соответственно, они сократят объм своего производства, уволят людей и сами будут заниматься тем, чем сейчас занимаются их сотрудники.

На рынке труда будет катастрофа. У российских сотрудников есть три сценария трудоустройства. Первый — под бочком у государства, где есть гарантированные социальные выплаты, но маленькая зарплата. Но фактически туда могут попасть единицы. Второй — это подумать о собственном деле, попытаться взять на себя ответственность и сделать что-то своими руками. Но если человек никогда этим не занимался, он почти обречен на провал. Третий — работать в коммерческих структурах и попытаться найти компромисс, потому что нелегко всем: и работнику, и предпринимателю. Есть еще четвертый сценарий — это, конечно, госкорпорация. Но в госкорпорации тоже могут попасть лишь единицы.

Безработица будет, причем она будет увеличиваться с угрожающими показателями. И будет она везде: и в мегаполисах, и в регионах. Не получится решить эту проблему комплексно путем переобучения и направления куда-то на производство. Не каждый инженер с высшим образованием захочет стать дояркой или токарем. Инженер на то и инженер, чтобы применять свои знания с пользой.

Вопрос 3

Что вы можете предложить для борьбы с серыми зарплатами, чтобы наши трудовые и налоговые отношения стали более цивилизованными?

В нашей жизни есть много примеров, когда «хорошее» законодательство не исполняется. Поэтому важным фактором станет так называемое правоприменение этого закона, когда он вступит силу. Важно, чтобы он применялся не выборочно, а повсеместно, и для этого должно быть достаточно заявления работника.

Непосредственно примыкающий сюда вопрос — системная борьба с коррупцией. Если будет дешевле откупиться, чем выполнять требования закона, никакой самый лучший закон работать не будет.

Для меня важным является возможность работникам защищать свои трудовые права всеми предусмотренными законом способами. Поэтому считаю, что защита их прав на объединение в профсоюзы и на забастовку является еще одним фактором, позволяющим работникам осознано отказываться от черных и серых зарплат в пользу белых.

«Опора России» на протяжении как минимум последнего года на всех площадках трубит одну и ту же вещь: чтобы убрать большую часть серых заработных плат, нужно поменять правила игры. Сейчас системного подхода к этой задаче нет. На лицо прощупывание разными ведомствами — где можно ухватить. Министерство труда гнет свою линию, Минэкономразвития, Минфин — свою.

Мы предлагали и предлагаем вот что.

Первый шаг: провести глобальную ревизию отчислений в фонды и сделать результаты этой ревизии общедоступными.

Второй шаг: снизить процент очислений до 25-27%, включая НДФЛ.

Третий шаг: после ревизии и снижения ставок можно включить и метод кнута: увеличить ответственность за выплату серой зарплаты, поднять штрафные санкции.

Кнут — потом, сначала — пряник. Если кнут запустить раньше, то эти рубцы на теле бизнеса останутся на всю жизнь. Потом будет неподъемной задачей привлечь активную часть населения заниматься предпринимательством в России.

Четвертый шаг: амнистия. Надо взять и объявить: «Уважаемые господа, правила будут такие-то: мы амнистируем предпринимателей по таким-то нарушениям».

Пятый шаг: город, если мы говорим о Москве, должен ввести льготные ставки по аренде.

Сейчас есть такой термин: «Москва — аренда». Когда мы едем по Москве, то первое, что бросается в глаза, — это даже не наши красивые исторические здания, а надпись «Аренда». Ставки по аренде нужно заморозить, нужно вернуть предпринимателей в город, нужно дать им возможность в тяжелый экономический период продолжать активно работать и продолжать верить в государство. И принимать на работу сотрудников.

Еще в ноябре портал Rabota.ru опубликовал статистику, согласно которой за один год процент «серых» зарплат вырос на две трети. Тогда мы предупреждали, что может начаться активная «охота на ведьм»: проверки бизнеса и штрафы за зарплаты в конвертах. В бюджете свистит ветер, а под боком — недополученные выплаты на миллиарды. Вот вам и очередной способ отъема денег у населения, причем абсолютно законный. Понять, что госорганы попытаются им воспользоваться — для этого не нужно быть Вангой.

Сейчас у малого и среднего бизнеса дела идут не лучшим образом и без дополнительных проверок. Так, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в январе 2015 года дел о банкротстве было зарегистрировано на 40% больше, чем годом ранее. Это огромные цифры, которые заставляют сомневаться в том, что у российского малого и среднего бизнеса как такового вообще есть будущее.

Вопрос в том, каковы приоритеты: наполнить бюджет здесь и сейчас или не задавить последние ростки легального бизнеса? Власть, кажется, свой выбор сделала давно.

Комментарии

8
  • Gvozdi4ca

    малому бизнесу - вечная память

  • Над. К

    Цитата:
    "В свое время специально для экономического стимулирования вывода заработных плат из тени были введены плоская шкала налогообложения и единый социальный налог (ЕСН). " Ставка ЕСН для основной массы работодателей составляла 26%. Кто ж будет под такие проценты обелять зарплаты? Обелял малый бизнес, которому сделали небольшие ставки, так он потом и поплатился за это. Больше он просто нашей власти не поверит :(

  • tany-75
    Вот именно - в чем проблема - поднимите минимальную з/п и прожиточный минимум. И все будут платить налоги с них. У нас очень занижена мин. з/п. Мин. пенсия = прожиточному минимуму пенсионера, это где то в пределах 6500 руб. Т.е если человек даже не заработал пенсию - он все равно будет получать 6500 руб., как и тот что работал всю жизнь но на маленькую зарплату. Так вот если мин. пенсия 6500, и учитывая что власти утверждают что она составляет от 33-45% з/п, то получается мин. з/п должна быть от 19000-15000 тыс.руб. Т.е государство платит эти 6500 всем пенсионерам, кот и не заработали этого, т.к получают з/п от 6 до 10 тыс.руб. Если государство официально платит минимальную пенсию 6500, то это должно быть от минимальной з/п от 15000 руб. И не надо никакого колеса изобретать.