Источник: Журнал "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера"
В комментируемом Постановлении АС СКО от 12.02.2015 № А32-40589/2013 суд решил, что директор вправе уплатить страховые взносы за организацию наличными денежными средствами, но только при условии, что платеж можно идентифицировать.
Суть спора между органом ПФР и организацией сводится к тому, что у организации не было возможности перечислить страховые взносы со своего расчетного счета по причине его блокирования по решению налогового органа, поэтому директор принял решение уплатить взносы наличными денежными средствами по квитанциям (ф. ПД-4), но за счет средств организации.
В ПФР отнесли такой платеж к невыясненным поступлениям, поскольку уплата страховых взносов должна осуществляться только плательщиком страховых взносов, а не иными лицами (в том числе директором, генеральным директором). По квитанциям инспекторы ПФР не смогли достоверно установить, что сумма страховых взносов действительно уплачена именно за данную организацию и за счет ее собственных средств. У организации в связи с этим возникла недоимка по страховым взносам, которую, соответственно, контролеры обязали уплатить.
В силу положений ст. 5 Федерального закона № 212‑ФЗ[1] общество относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
На основании ч. 1 ст. 18 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 212‑ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно п. 4, 5 ч. 6 ст. 18 Федерального закона № 212‑ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае:
- неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства;
- если на день предъявления плательщиком страховых взносов в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты страховых взносов этот плательщик страховых взносов имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного денежного остатка для удовлетворения всех требований.
То есть ст. 18 Федерального закона № 212‑ФЗ не связывает факт признания обязанности плательщика страховых взносов исполненной с тем, в какой форме (безналичной или наличной) произведена уплата денежных средств.
Вместе с тем ст. 5.1 Федерального закона № 212‑ФЗ установлено, что плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых данным законом, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено этим законом. Законными представителями плательщика страховых взносов – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (ч. 4 ст. 5.1 поименованного закона).
Действия (бездействие) законных представителей плательщика страховых взносов, совершенные в связи с участием этого плательщика страховых взносов в отношениях, регулируемых Федеральным законом № 212‑ФЗ, признаются действиями (бездействием) этого плательщика страховых взносов.
По материалам дела установлено, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является директор.
В платежных документах (квитанциях) в качестве плательщика указан директор организации (проставлены его фамилия и инициалы), а также прописаны юридический адрес и ИНН организации, реквизиты органа ПФР (номер счета, КПП, БИК, КБК), наименование платежа, а также регистрационный номер плательщика в территориальных органах ПФР, которые позволяют идентифицировать плательщика страховых взносов.
Происхождение денежных средств и их принадлежность подтверждаются расходными кассовыми ордерами, по которым директор получил в кассе денежные средства для уплаты страховых взносов.
Контролирующий орган отметил, что квитанции, по которым были уплачены страховые взносы (ф. ПД-4), в органы ПФР не поступают, именно поэтому они не могут подтвердить, что сумма уплачена именно организацией, так как основанием является платежное поручение от имени директора. Кроме того, они не могут установить, что платеж осуществлен именно за счет собственных денежных средств юридического лица.
Однако суд указал, как уже было отмечено, обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Поскольку все реквизиты были проставлены верно, уплата страховых взносов произведена безналичным расчетом, платеж зачислен по назначению и сомнения имелись лишь в отношении плательщика, орган ПФР имел возможность установить эти сведения, запросив платежные квитанции по форме ПД-4 (ч. 10 ст. 18 Федерального закона № 212‑ФЗ).
Из указанного следует, что ПФР мог идентифицировать происхождение платежа, поэтому обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной организацией своевременно и в полном объеме.
Также при рассмотрении данного дела судом учтено, что у организации отсутствовала возможность произвести уплату страховых взносов со своего расчетного счета. Кроме того, аналогичным способом уплата страховых взносов производилась и ранее, и органом ПФР принималась без оспаривания. Такой же вывод приведен в отношении уплаты налогов в Постановлении ФАС ВВО от 19.06.2006 № А31-7521/2005-20.
Однако в связи с недостаточностью судебной практики и официальных разъяснений отметим: в отношении проведения аналогии между уплатой страховых взносов и уплатой налогов Минфин в Письме от 20.05.2013 № 03‑02‑08/17543 указал вот что. Законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством РФ не предусмотрена уплата организациями обязательных платежей, в том числе налогов, в наличной форме.
В Письме ФНС РФ от 31.03.2015 № БС-4-11/5231@ сказано, что юридическими лицами уплата налогов и сборов в бюджетную систему РФ должна производиться в безналичной форме путем предъявления в банк поручения на уплату налога с расчетного (текущего) счета организации. Поэтому денежные средства, уплаченные физическим лицом за юридическое лицо, не могут быть отражены налоговым органом в счет уплаты налоговых платежей, в том числе задолженности по ним, за организацию.
Следовательно, необходимо с крайней осторожностью относиться к уплате в наличной форме как страховых взносов, так и налогов, поскольку это однозначно может привести к судебным тяжбам.
[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Комментарии
1Ха, ха, ха, вот и Моисееву поставили на место :)
Интересно, что скажет ВС...