ЭДО

Как выглядит переход на электронные документы в отдельно взятой торговой сети. Пример Synerdocs и Wildberries

Ритейл является одним из пионеров в области автоматизации процессов: логистика, складской учет, множество разных поставщиков, магазинов, различные номенклатуры – все это без информационных систем значительно ограничивает рост бизнеса в торговле. Потому возможность обмениваться юридически значимыми документами между контрагентами особо востребована среди торговых сетей, в частности – в интернет-магазинах (e-commerce).

Ритейл является одним из пионеров в области автоматизации процессов: логистика, складской учет, множество разных поставщиков, магазинов, различные номенклатуры – все это без информационных систем значительно ограничивает рост бизнеса в торговле. Потому возможность обмениваться юридически значимыми документами между контрагентами особо востребована среди торговых сетей, в частности – в интернет-магазинах (e-commerce), которые представляют собой масштабные бизнес-системы, сочетающие коммерческую практику с информационными технологиями.

Собственно, торговые сети давно уже осваивают технологии: обмениваются данными и номенклатурами в различных EDI-сервисах, автоматизируют хозяйственный и складской учет. Все эти решения так или иначе позволяют упростить работу с поставщиками и покупателями. Но реально поставить юридически значимый обмен электронными документами с их помощью трудно, потому ритейл активно переходит на услуги операторов обмена.

Как может выглядеть процесс перехода на электронные документы в торговой сети мы рассмотрим на примере крупнейшего российского интернет-магазина Wildberries (3 место в 20 крупнейших онлайн-магазинов Рунета по версии Forbes), который в конце 2014 года объявил своим партнерам о переводе обмена документами в электронный вид. Опыт, который приобрел интернет-магазин в ходе данного проекта, может послужить отличной иллюстрацией работы e-commerce с электронными документами.

Особенности документооборота в интернет-магазинах

Разберем процессы работы с документами на примере Wildberries. Первичные документы (счета-фактуры, акты и накладные), как правило, приходят вместе с товаром на бумаге. Поскольку номенклатурных позиций бывает много, а цены на некоторые товары и их объемы постоянно изменяются, то часто в бумажные документы попадали неточности, требующие корректировки или исправлений. Для бумажных документов это означает увеличение времени обработки данных в разы (если сложить сроки физической доставки бумаг).

Склад Wildberries. Источник

При поставке товара могут возникать такие проблемы, как недогруз, пересорт или брак товара. В этом случае со стороны интернет-магазина формируется и подписывается Акт об установленном расхождении (ТОРГ-2) на основании товарной накладной (ТОРГ-12), этот акт должен быть подписан поставщиком. Акт отправляется поставщику его экспедитором, а тот, соответственно, подписывает его и формирует корректировочный счет-фактуру (КСФ). Таким образом, подписанный уже двумя сторонами ТОРГ-2 и КСФ комплектом должны быть отправлены магазину обратно.

Владимир Бакин, финансовый директор Wildberries:

Мы постоянно искали возможность сократить время процедуры обмена: чтобы завершить документооборот по одной поставке требуется неделя или две, если документы отправляются поставщиком почтой России. Если отправлять курьером, то возникают дополнительные затраты на стороне поставщика.

Задержка приводит к тому, что магазин не может провести данную поставку и пропустить в продажу. А это – неисполнение по предзаказам, что несет за собой финансовые, а, главное, репутационные риски.

Потому мы поставили перед собой задачу снизить данные риски, упростить и ускорить взаимодействие с поставщиками и уменьшить накладные расходы. Это в свою очередь позволит магазину сокращать время доставки товара и постоянно улучшать ассортимент.

Выбор сервиса обмена документами

Опыт работы с электронными документами в Wildberries уже был - в компании используется информационная система на платформе 1С, в которой формируются учетные документы. Теперь требовалось решение, которое могло бы объединить процесс формирование первичных документов в учетной системе с подписанием, отправкой и получением документов. Плюс подчеркивалась необходимость возможности быстро добавлять новых контрагентов в систему, гибкость при масштабировании, интеграции и роуминге.

Владимир Бакин, финансовый директор Wildberries:

Конечно же, при выборе оператора обмена мы учитывали свой опыт и специфику работы с поставщиками. Потому рассматривали все сервисы по следующим критериям: возможность интегрироваться с нетиповыми конфигурациями 1С, невысокая стоимость трафика, участие оператора в подключении контрагентов, готовность внедрять доработки по функциональности и активная позиция в вопросах роуминга. По данным критериям был проанализирован ряд операторов документооборота России. В итоге было принято решение работать с сервисом Synerdocs.

Перед переходом на Synerdocs команда Wildberries.ru совместно с аналитиками сервиса обсудили всю необходимую функциональность и гарантии быстрой доставки и возврата документов с обеспечением их юридической значимости. Также были внимательно изучены интеграционные возможности сервиса, поскольку существующая в компании система значительно отличалась от типовой конфигурации, потому многие типовые интеграционные решения не подходили.

Первостепенные задачи, которые формулировались перед внедрением, были следующие:

  • Перевести в электронный вид ключевые документы. Прежде всего речь идет об электронных счетах-фактурах, актах и накладных (ТОРГ-12). Также должны были быть автоматизированы все процессы создания, обработки и хранения данных документов.
  • Объединить работу с документами в единое пространство. Существующая учетная система на платформе 1С должна выступать генератором документов, а Synerdocs – средством транспорта. Входящие документы также должны были попадать прямо в учетную систему, а данные из них в соответствующие справочники.
  • Перевести в электронный вид процессы отправки, получения, корректировки и контроля возврата документов. Это сокращает время обработки входящих документов в десятки раз.

Переход на электронные документы

Переход Wildberries на электронные документы начался 1 мая 2014 года. Этот момент стартовал пилотный проект, продлившийся до сентября. В проектную команду вошли специалисты от оператора и интернет-магазина. В ходе пилотного проекта силами Wildberries при поддержке специалистов оператора разрабатывалось интеграционное решение для 1С с помощью API Synerdocs. К началу промышленной эксплуатации интеграция была готова и протестирована.

Схема интеграции Synerdocs и корпоративных систем. Источник Synerdocs.

Павел Воробьев, руководитель проекта Synerdocs:

Хоть базовая функциональность веб-клиента сервиса и позволяет создавать ТОРГ-12 и счета-фактуры непосредственно в веб-интерфейсе, но создание документов в веб-интерфейсе просто не представлялось возможным при сотнях номенклатурных позиций в одном документе. Именно поэтому интеграция с 1С – реальный способ обойти проблему.

Первоначально с электронными документами стали работать специалисты отделов продаж и взаиморасчетов. Эти специалисты формируют сотни документов в 1С и отправляют контрагентам через Synerdocs. Перевод в промышленную эксплуатацию был осуществлен в начале 2015 года.

Подключение контрагентов

Основная сложность при переходе на электронные документы на сегодняшний день – это перевод на новую технологию своих контрагентов. Этот процесс запустили в конце тестового периода. В Wildberries отмечали определенную степень незаинтересованности поставщиков в переходе на ЭДО. Этот момент необходимо было обрабатывать совместно с оператором, привлекать его ресурсы для мотивации и создания процесса обмена электронного документа. Одним из ключевых мотивационных факторов стала жесткая позиция Wildberries, донесенная до контрагентов с помощью рассылки.

Правильным решением для мотивации было проведение совместных обучающих вебинаров, в рамках которых была охвачена большая часть контрагентов интернет-магазина. Непосредственно подключением поставщиков полностью занимался оператор, многие из компаний впервые осваивали электронные документы и работу с электронной подписью. Также для всех сторон нужно было обеспечить интеграцию с корпоративными и учетными системами.

К моменту запуска решения в продуктив электронными документами обменивались уже около 100 компаний. В планах подключение всех контрагентов Wildberries – около 500 компаний.

Мнения участников о завершении проекта

Владимир Бакин, финансовый директор Wildberries:

Переход на электронные документы позволил нам не только решить ключевые трудности работы с бумагой, но и продвинуться в понимании возможностей информатизации наших бизнес-процессов. Первое время мы не до конца понимали, во что выльется проект, как нам переводить контрагентов, сочетать бумажные и электронные документы. Сейчас же мы четко осознаем, куда будем двигаться дальше, как будем развивать практику ЭДО и собственную культуру работы с информационными системами.

Павел Воробьев, руководитель проекта Synerdocs

Развитие проекта в Wildberries, прежде всего, зависит от числа контрагентов интернет-магазина, готовых отправлять и получать электронные документы. У интернет-магазина постоянно появляются новые поставщики, они либо совсем никогда не работали с сервисами обмена, либо уже работают с каким-нибудь. Для первых мы будем планомерно упрощать процедуру выхода в Synerdocs, а для вторых предоставлять возможность обмена через роуминг. Последние информационные сообщения от различных операторов ЭДО позволяют нам быть уверенными в том, что все больше новых поставщиков Wildberries скоро по умолчанию смогут взаимодействовать с компанией в электронном виде.

В итоге проекта все участники могли сделать важные выводы, которыми готовы поделиться с другими торговыми компаниями. Во-первых, запуск обмена электронными документами может оказаться нетривиальной задачей для крупной торговой сети, в то время как подключение каждого отдельно взятого контрагента происходит довольно просто и не занимает много времени. Во-вторых, сюрприз может крыться в необходимости пересматривать процессы обмена документами, которые могут изменяться при переходе на электронный вид. В-третьих, нужно быть готовым к тому, что ваша информационная система потребует особого подхода к интеграции сервиса обмена.

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру