Менеджмент

Передай другому: российский рынок аутсорсинга

Аутсорсинг (от англ. оutsourcing - использование чужих ресурсов) прочно вошел в отечественную практику ведения бизнеса уже довольно давно. Примерно с момента принятия Гражданского кодекса РФ в 1994 году, разрешившего предпринимателям заключать любые договоры, прямо не запрещенные законом. При этом многие до сих пор путают его с такими терминами, как “аутстаффинг” и “заемный труд”.
Передай другому: российский рынок аутсорсинга
Фото Евгения Смирнова, Кублог

Аутсорсинг (от англ. оutsourcing - использование чужих ресурсов) прочно вошел в отечественную практику ведения бизнеса уже довольно давно. Примерно с момента принятия Гражданского кодекса РФ в 1994 году, разрешившего предпринимателям заключать любые договоры, прямо не запрещенные законом. При этом многие до сих пор путают его с такими терминами, как “аутстаффинг” и “заемный труд”.

Определения, сущность и разновидности

Несмотря на внешнюю схожесть и некоторые общие черты, между вышеуказанными инструментами менеджмента существуют принципиальные различия. Так, выражение “заемный труд” часто употребляется в негативном плане. В частности, в ситуациях, когда работодатели, желающие сэкономить на социальных и трудовых гарантиях своим работникам, выводят их за штат. В результате работники, фактически занятые на том же самом предприятии, числятся за другой организацией и лишаются ряда преимуществ. Например, более высокой зарплаты, социального пакета, доплаты за вредность и так далее.

Аутстаффинг – гораздо более цивилизованная форма применения чужой рабочей силы. При нем так называемое “частное агентство занятости” подыскивает и набирает своим клиентам нужный коллектив работников, имеющих, за некоторыми исключениями, тот же набор экономических и правовых гарантий, что и штатные сотрудники.

При аутсорсинге никакого найма работников не происходит. Заключается банальный договор возмездного оказания услуг, при котором квалифицированный специалисты, работающие в компании-операторе, берут на себя обязанность по ведению какого-либо процесса на предприятии клиента. Будь то юридическое, техническое, транспортное или же бухгалтерское сопровождение.

Главное отличие от обычного договора на оказание услуг состоит в том, что оказываемые услуги носят не разовый, а постоянный характер. Иными словами, компании-оператору поручается именно целый процесс, а не отдельные операции.

Сейчас на практике часто используется определение, данное Банком России в Рекомендациях по организации управления операционным риском в кредитных организациях (были утверждены письмом ЦБ РФ от 24.05.2005 №76-Т). Под этим механизмом понимается привлечение специализированного поставщика услуг в целях выполнения отдельных видов работ.

Наиболее распространенная классификация видов аутсорсинга проводится в зависимости от сферы применения услуг третьих лиц. По этому критерию принято выделять производственный аутсорсинг (компания-оператор занимается выпуском какой-либо продукции для предприятия), аутсорсинг бизнес-процессов и ИТ-аутсорсинг (внедрение компьютерных технологий, разработка и обслуживание программ). Частной разновидностью аутсорсинга бизнес-процессов как раз и является  аутсорсинг бухгалтерии.

Такой инструмент подразумевает под собой целый комплекс операций, без которых в настоящее время не может обходиться ни одна бухгалтерия. Это составление и обработка счетов-фактур, накладных, договоров, банковских выписок, кассовых ордеров, расчет зарплаты сотрудникам, составление и сдача отчетности, расчеты с поставщиками, восстановление бухгалтерского учета, формирование электронного документооборота, работа с налоговиками и социальными фондами.

Кроме того, за отдельную плату бухгалтерская фирма может взять на себя проверку контрагентов, регистрацию филиалов и представительств, кадровое делопроизводство и другие дополнительные обязанности.

Правовые основы аутсорсинга

Отдельного закона, регулирующего деятельность аутсорсинговых компаний, в нашей стране не существует. Однако, нормы, в той или иной степени касающиеся аутсорсинга, можно обнаружить в гражданском, налоговом и банковском законодательстве. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом договор, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров. Например, аутсорсинг транспортных услуг. При этом к смешанному договору применяются правила о договорах, элементы которых содержатся в этом договоре (аренда транспортного средства, договор поставки, договор перевозки пассажиров и грузов и так далее).

Центральный комплекс норм, регламентирующих аутсорсинг, содержит глава 39 ГК РФ, посвященная договору возмездного оказания услуг. Согласно статье 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Собственно, это по большому счету и есть легальное определение аутсорсинга.

Главные характеристики и принципы этих сделок в равной степени применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, правовых, бухгалтерских, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и так далее.

Не запрещает аутсорсинг также и налоговое законодательство. Напротив, статьи 22 и 29 НК РФ прямо указывают на возможность осуществления деятельности налогоплательщика через своих представителей. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

Не могут быть представителями лишь должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. При этом представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности и оформленного договора. Статья закона о бухгалтерском учета также гласит о том, что руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Основные принципы и рекомендации для применения аутсорсинга приводятся в Письме Банка России от 24.05.2005 №76-Т. В частности, здесь отмечается:

  • Решение об использовании аутсорсинга рекомендуется принимать по результатам тщательного анализа с учетом ожидаемого эффекта, стоимости и возможности трансформации одного вида риска в другой. Организациям рекомендуется сохранять возможность контроля за деятельностью оператора услуг.
  • При применении аутсорсинга рекомендуется обратить внимание на то, что в этом случае организация несет ответственность не только за конечный результат деятельности, но и за способ его достижения. Поэтому целесообразно установить контроль за уровнем надежности, качества и соблюдением законодательства при оказании услуг.
  • Аутсорсинг рекомендуется осуществлять на основе договоров, предусматривающих распределение прав, обязанностей и ответственности между организацией и поставщиком услуг. Организациям рекомендуется предусмотреть во внутренних документах порядок регулирования рисков, связанных с аутсорсингом, в том числе риска отказа в обслуживании.

Эти принципы могут применяться к различным разновидностям аутсорсинга. В том числе, и к аутсорсингу бухгалтерии.

Характеристика российского рынка аутсорсинга

Эксперты и специалисты отрасли вынуждены признавать, что рынок аутсорсинга в нашей стране находится чуть ли не в зачаточном состоянии. И если в Америке и Европе аутсорсинговые компании уже давно и прочно занимают свою нишу в деловом пространстве, то в России они только-только делают первые шаги. Безусловными фаворитами отрасли в России на сегодняшний день являются компании, представляющие бухгалтерские (и околобухгалтерские) услуги, а также разработчики, занятые в сфере IT.

Так, в ходе исследования, проведенного аналитическим агентством in4media/Forrester, в 2012 году объем рынка услуг по подбору временных сотрудников оценивался в $80 млн. При этом 46% выводимых за штат сотрудников составлял административный персонал, 24% – менеджеры, 14% – IT-специалисты, 10% – топ-менеджеры, и, наконец, 6% – рабочие.

По словам начальника службы бухгалтерского обслуживания клиентов “Модульбанка” Дмитрия Гудовича, структура российского рынка бухгалтерского аутсорсинга выглядит следующим образом:

“В первую очередь - крупные компании с высоким чеком на услуги. Их клиентами является крупный бизнес, зачастую - иностранный. Такого рода аутсорсеры оказывают полный спектр услуг по сопровождению бизнеса, чем и напоминают штатную бухгалтерию, которая работает за пределами офиса клиента. Таких аутсорсеров на рынке не много в силу ограниченного спроса на их услуги. Во вторую группу можно отнести средние компании, которые составляют основную массу рынка. Правда, стоит их разделить на два типа - те, которые постоянно работают над эффективностью работы бухгалтеров, всячески автоматизируют их работу, улучшают бизнес-процессы и т.д., и те, кто набирает определенное количество клиентов и работают только с ними, не стремясь интенсивно расширяться дальше. Наконец, последняя группа – начинающие компании, а так же фрилансеры. Их отличительная особенность в том, что они не берут в работу сложных клиентов, в основном их клиентами становятся небольшие предприятия с простыми системами налогообложения”.

Весьма показательно, что львиную долю рынка делят между собой три основных игрока. По данным рейтингового агентства "РА Эксперт"*, в первую очередь, это компания Intercomp. В 2014 году ее выручка от услуг аутсорсинга составила 1 336 329 тыс. рублей. Второе место с выручкой в 943 309 тыс. занимает компания “БДО Юникон”. Третье место - "Интерком-Аудит" с выручкой в 883 425 тыс. рублей.

Такие цифры объясняются относительной востребованностью бухгалтеского аутсорсинга. По данным опроса, проведенного журналом «Финансовый директор» в конце 2013 года, порядка 40% российских компаний уже активно используют в своей деятельности бухгалтерский аутсорсинг, 36% пользуются услугами провайдеров для подбора, найма, развития и оценки персонала. 17% предприятий передают стороннему поставщику расчет заработной платы, а 16% - ведение кадрового делопроизводства.

Но текущий и последующий годы, скорее всего, поменяют эту картину.

По прогнозам специалистов, на развитие рынка аутсорсинга в ближайшие годы основное влияние окажут усугубление экономической обстановки и усложнения бухгалтерского учета. Как рассказал Клерк.Ру руководитель консалтинговой практики ЮЦ "Глосса" Александр Федяков, рынок бухгалтерского аутсорсинга находится под влиянием нескольких глобальных факторов. Самый заметный – экономический спад, приводящий к массовым закрытиям малых предприятий, которые являются одними из основных клиентов подобных услуг. Это, по экспертной оценке, приведет к падению рынка на 8-12% по итогам 2015 года. В то же время рынок может уравновесить то обстоятельство, что в России культура внешнего бухгалтерского обслуживания пока еще не слишком распространена.

“Скажем, во Франции, сопоставимой с Россией по объему экономики, в 2014 году рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг превысил €280 млн. против €120 млн. у нас. Кроме того, тенденция к повышению государственных требований к качеству ведения учета тоже способствует росту спроса, ведь привлечение стороннего подрядчика позволяет разделить риски штрафов за некорректно сданную отчетность. Эти факторы компенсируют влияние кризиса и обеспечивают позитивный долгосрочный прогноз”, - уточняет Александр Федяков.

Как бы то ни было, но российскому рынку бухгалтерского аутсорсинга еще есть, куда в дальнейшем развиваться. Это подтверждает и опрос, который проводит Клерк.Ру. На данный момент 42 процента респондентов вообще не прибегают к услугам аутсорсеров, по-старинке нанимая штатных работников. Из тех, кто все же пользуются услугами сторонних компаний, 19 процентов выбирают юридический и только 18 – бухгалтерский аутсорсинг.

Какими услугами сторонних организаций, ИП или физлиц пользуется ваша компания?

Проголосовали 85 человек

Преимущества аутсорсинга

Главным плюсом привлечения к работе предприятия услуг сторонних компаний является, безусловно, экономия финансовых ресурсов. Для того, чтобы фирма успешно справлялась с уставными задачами, приносила прибыль своим владельцам и имела налаженные связи с контрагентами ей требуется многочисленный штат сотрудников.

Это менеджеры, рабочий персонал, юридическая и бухгалтерская службы, специалисты по работе с кредиторской задолженностью, сотрудники IT-отдела, секретари, руководители, из заместители и так далее. Далеко не каждая организация сможет содержать в своем штате столько сотрудников. Те же, кто может себе это позволить, в любом случае будут стремиться сэкономить.

Тогда и появляется потребность в услугах третьих лиц. Заключая договор на оказание каких-либо услуг, например, бухгалтерских, фирме предоставляется возможность неплохо сэкономить сразу по нескольким направлениям. В первую очередь на зарплате и страховых взносах во внебюджетные фонды. Платить их вообще не требуется.

Оклад штатного бухгалтера может быть довольно высоким и требует постоянного изменения в сторону увеличения, а цены на аутсорсинг бухгалтерии всегда фиксированы, зависят только от количества совершаемых операций и выглядят куда более привлекательно.

Стоимость услуг по ведению бухучета у разных фирм может быть разной, но в среднем по Москве с предприятий и предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, возьмут примерно 14 тысяч рублей за сто операций. ИП на УСН подобные услуги вообще обойдутся в половину этой стоимости.

Такие “удаленные” бухгалтеры не требуют повышения зарплаты, выплаты премий, страховок, бонусов. Они не берут больничных и никогда не уйдут в декрет. Кроме того, предприятие сэкономит значительную сумму на оборудовании рабочих мест, бухгалтерских программах, их обслуживании и обновлении.

Больше всего от привлечения стороннего бухгалтера может выиграть малое предприятие, где учет не сложен, а объем документооборота невелик. Как рассказала Клерк.Ру эксперт сервиса “Контур.Бухгалтерия” компании “СКБ Контур” Анна Сатдарова, различие в стоимости аутсорсинга для ИП и крупного предприятия будет значительным. В первом случае, по ее словам, аутсорсинговые услуги будут стоить в 5-10 раз дешевле, и в год можно будет экономить только на одном бухгалтере больше 150 тысяч рублей.

“Правда, если учет в вашей организации подразумевает сложные операции, стоит более детально изучить тарифную сетку обслуживающей бухгалтерской фирмы или расценки частного бухгалтера. В отдельных случаях стоимость услуг аутсорсеров приближается к зарплате штатного бухгалтера”, - отмечает эксперт.

Другой очевидный плюс – бесперебойность выполнения работы.

“От бухгалтера, работающего в штате, директор сильно зависит. Представьте, что единственный бухгалтер в компании заболел или ушел в отпуск. Кто будет вести учет и сдавать отчетность? Это головная боль директора. Он ведет бухгалтерию самостоятельно, не имея для этого необходимых навыков, или в спешке ищет кого-то другого. В бухгалтерских фирмах заболевшего сотрудника заменят другим без ущерба для вашего бизнеса”, - поясняет Анна Сатдарова.

Недостатки аутсорсинга

Теперь перейдем к минусам. Основные минусы вытекают из самой сущности аутсорсинга. Применяя такую модель работы, организации не удастся “вырастить” сотрудников под свои запросы и потребности. Повлиять на сознательность и мотивировать сотрудников также не удастся, поскольку они вообще не заинтересованы в эффективности работы организации. Им важен лишь промежуточный результат – оформление первичной документации, или, скажем, сдача “нулевой” отчетности.

Другой недостаток бухгалтерского аутсорсинга заключается в том, что он не исключает возможности совершения ошибок. Случаются они по разным причинам. В том числе, из-за того, что заключаемый договор зачастую не учитывает специфику работы клиента и в нем не прописываются дополнительные обязанности оператора.

При этом клиент не может контролировать действия бухгалтерской фирмы и давать ей постоянные “ценные” указания. Просто в силу того, что бухгалтеры работают совершенно в другом месте и несут ответственность исключительно перед своим работодателем. Поэтому еще на этапе заключения договора с оператором бухгалтерских услуг клиент должен четко представлять себе, какие именно услуги и в каком объеме он желает получить, и какую степень ответственности оператора следует зафиксировать в договоре.

Значительный минус “удаленной” бухгалтерии проявляется в возможности утечки информации. По большому счету, этот недостаток часто надуманный и при выборе хорошего оператора бухгалтерских услуг и вовсе сводится к нулю. Между тем, по данным того же опроса, проведенного журналом «Финансовый директор», именно банальная боязнь является главным сдерживающим фактором для развития в нашей стране аутсорсинга.

Что характерно, более половины респондентов, отказывающиеся от аутсорсинга бухгалтерии, боятся как раз утечки конфиденциальной информации. Для того, чтобы исключить возможность “утечек”, к выбору бухгалтерской фирмы необходимо подходить обстоятельно. Не лишним будет проверить ее рейтинг, ознакомиться с отзывами и прислушаться к рекомендациям предприятий уже пользующихся помощью удаленной бухгалтерии.

Помимо всего прочего, минусы аутсорсинга могут обуславливаться и спецификой работы предприятия. Здесь бывают задействованы такие факторы, как расширение бизнеса предприятия-клиента и работа по принципу: “заплатил бухгалтерской фирме и - забыл”. Об этом рассказал начальник службы бухгалтерского обслуживания клиентов “Модульбанка” Дмитрий Гудович. По его словам, в случае роста бизнеса клиента аутсорсинг бухгалтерии не может выполнить все его требования к учету, и такие компании или уходят в дорогой сегмент аутсорсинга, или, что чаще всего бывает, вводят в работу штатных бухгалтеров. Кроме того, иногда аутсорсеры и их клиенты попросту не могут между собой договориться.

“Большие накладки может создавать и сбор первичной документации и получению ее от клиента. Над этой проблемой работают сейчас многие компании, но удобного и простого решения пока на рынке нет. Можно еще выделить не частую, но все-таки проблему, которую я бы связал с коммуникационными особенностями удаленной работы. Часто клиенты аутсорсинговых компаний забывают сообщать о важных фактах, которые произошли в их бизнесе. Естественно, если нет возможности «поймать» этот факт, аутсорсер никогда не примет его к сведению и не учтет в своей работе. Другой стороной проблемы является не желание или не возможность вникать в бизнес клиента со стороны аутсорсера, проявлять формальный подход к бухгалтерии клиента, отвечать на его запросы сложным и не понятным ему языком и т.п. Поэтому, сейчас многие компании работают с коммуникациями с клиентом, стараясь вывести их на более высокий качественный уровень”, - поясняет Дмитрий Гудович. 

Будет ли запрещен аутсорсинг и аутстаффинг?

В будущем, 2016 году отечественный рынок аутсорсинга и аутстаффинга столкнется со значительными юридическими преградами.

Дело в том, что с нового года вступает в силу закон, запрещающий в России использование заемного труда. Под заемным, согласно Федеральному закону РФ от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ, понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Означает ли это, что с аутсорсингом придется распрощаться? Вовсе нет. Как мы уже ранее говорили, аутсорсинг и аутстаффинг представляют собой совершенно разные модели и механизмы привлечения трудовых ресурсов сторонних организаций.

И если в случае аутстаффинга речь идет именно об аренде персонала, то для аутсорсинга персонал как таковой не имеет никакого значения, а важна лишь функция, процесс и конечный результат приобретаемой услуги. Иными словами, аутсорсинг такого явления, как заемный труд не подразумевает, и поэтому вводимые ограничения его никаким образом не коснутся.

Останутся на рынке и аутстаффинговые конторы. Правда, теперь только в качестве частных агентств занятости. Причем их деятельность и заключаемые ими соглашения будут строго регламентированы в целях недопущения несправедливой эксплуатации работников.

Так, особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам, теперь оговариваются в самом законе и не должны выходить за его рамки. Во-первых, работников можно будет направлять “за штат” только по специальному договору о предоставлении труда работников.

Во-вторых, условия оплаты труда по трудовому договору с работником, направляемым для работы у принимающей стороны, должны быть не хуже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию. То есть, платить копейки таким работникам уже не получится.

Наконец, компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда, если работник направляется на работу в соответствующих условиях, будут устанавливаться на основании информации о характеристике условий труда на рабочем месте, предоставляемой принимающей стороной.

Таким образом, закрывать и запрещать аутсорсинговые и аутстаффинговые фирмы в России не планируется, и в будущем году они продолжат покорение рынка.

_________________________________

*Рэнкинг крупнейших компаний в области аутсорсинга учетных функций по итогам 2014 года

Комментарии

7
  • тишина
    очередное "обалденное" фото. "эстетика и вкус"
  • Lenik
    ToT, это кубложные сотрудницы? У темненькой то ли засосы на ногах, то ли синяки. С ней все в порядке? Ее там не обижают коллеги, пока директор в Москве?