Менеджмент

Брак по расчету: клиент и бухгалтер-аутсорсер

Если вы решили передать ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг, стоит сразу задуматься не только о конечном результате. То есть не только об отчетах, которые бухгалтерская компания будет выдавать вам и контролирующим органам, но и о том, каким образом эти отчеты будут формироваться. Процесс передачи первичной документации – один из самых острых камней преткновения в подобных отношениях.
Брак по расчету: клиент и бухгалтер-аутсорсер
Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

Если вы решили передать ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг, стоит сразу задуматься не только о конечном результате. То есть не только об отчетах, которые бухгалтерская компания будет выдавать вам и контролирующим органам, но и о том, каким образом эти отчеты будут формироваться. Процесс передачи первичной документации – один из самых острых камней преткновения в подобных отношениях.

Наладим дисциплину вместе

Для начала небольшое отступление. Бухгалтерский аутсорсинг в нашей стране сегодня, несомненно, востребован, но отнюдь не так широко, как на Западе. Причина такого обстоятельства кроется не слишком глубоко. Всем известно, что движущие силы нашей экономики немного не такие, как на Западе. И для владельца бизнеса чисто рыночная конкуренция – такая, какая описана в учебниках - порой не слишком важна. Это накладывает свой отпечаток на особенности управленческого учета (на основе которого затем ведется и бухгалтерский учет).

Иначе говоря, внутренняя управленческая отчетность компании порой формируется не канонически, по правилам (когда все хозяйственные операции фиксируются там и тогда, когда они совершались), а задним числом, исходя из представлений бухгалтера о необходимости и целесообразности. И первичную документацию в информационную систему тоже часто вводит не менеджер, а бухгалтер – таким образом, как он считает нужным.

Отдать сторонней организации ведение управленческого, финансового учета в условиях, когда дисциплина ведения этого учета далека от совершенства, конечно, очень сложно. Но это не означает, что такую дисциплину не надо пытаться наладить.

Многие бухгалтерские компании не просто готовят и сдают фискальную отчетность, но ведут полноценный учет, пригодный для текущих нужд управления. Все дело в приоритетах. Иначе говоря – в заинтересованности заказчика.

Заинтересованность заказчика в качественной работе нагляднее всего проявляется в своевременном предоставлении первичной документации. Поэтому для обеих сторон очень полезным будет с самого начала работы максимально детальным образом расписать порядок документооборота.

Вообще говоря, задача «выбивать» документы у заказчика перед аутсорсером не стоит. Те же налоги бухкомпания может посчитать, исходя только из тех данных, что у нее есть. И потом задним числом заказчика может поджидать неприятный сюрприз. Но хороший аутсорсер всегда проявит внимание к процессу и объяснит деловому партнеру, что нужно сделать для достижения наилучшего результата. 

Продумать и зафиксировать

Часто потенциальный заказчик, обдумывая возможности передачи бухучета на сторону, колеблется, не будучи уверен в том, как будет происходить текущее взаимодействие. Поэтому еще на этапе заключения договора с аутсорсером нужно продумать и зафиксировать все нюансы будущего общения. Тем более что руководитель не всегда понимает, какие документы важны для бухгалтерии и в какие сроки их передают.

На какие конкретно услуги рассчитывает заказчик? Полное ведение бухгалтерского учета, расчет заработной платы, выписка счетов, что-то еще? Большая часть бухгалтерских фирм (включая «Лорес консалтинг») сегодня разделила эти опции, оценила их и включила в состав того или иного тарифного плана (как правило, тарифные планы для ООО и ИП формируются отдельно).

И чем детальнее в договоре описывается, какие конкретно действия (или  документы, являющиеся их результатом) входят в пакет услуг, тем проще будет обеим сторонам.    

В  графике документооборота стоит зафиксировать оба направления движения документов – как от клиента к бухгалтерской компании, так и от бухкомпании к клиенту. Перечислить наименования документов и контрольные сроки их получения. И естественно, в договоре должен содержаться перечень отчетности, которую аутсорсер будет сдавать в контролирующие органы.

Очень полезно будет указать в договоре конкретных должностных лиц заказчика, ответственных за предоставление тех или иных первичных документов. Можно определить там же их должностные полномочия в сфере общения с аутсорсером (это поможет понять, с кем из сотрудников лучше решать те или иные текущие проблемы). Детальная регламентация документооборота, кстати, позволит заказчику быть более уверенным в том, что конфиденциальная информация не будет разглашена.

Там же, в договоре можно предусмотреть обязательность исполнителя предоставлять заказчику отчет о проделанной работе (вместе с актом сдачи-приемки оказанных услуг). В нем будут содержаться сведения о количестве выписанных счетов, обработанных накладных, созданных кассовых документов, и так далее. Сопоставив такой отчет с упомянутым выше графиком документооборота, клиент сможет наглядно увидеть, за что он платит деньги, и по каким причинам результат может оказаться хуже, чем ему хочется.

Не переплачивайте

Зафиксировать в договоре порядок работы важно, но потом нужно обеспечить исполнение этого порядка. Нередко штатный бухгалтер в небольшой компании – это отчасти и секретарь, и менеджер, и кадровик. Если бухучет передается сторонней организации, то нужно определить, на кого из кадровых сотрудников ложатся обязанности обеспечить наличие нужных документов.

Причем это не отдельный вопрос, он напрямую связан с расчетом целесообразности применения аутсорсинга. Конечно, удобно, когда сбором первички занимается свой собственный, штатный бухгалтер. Но если этому главбуху приходится платить немаленькую (особенно по региональным меркам) зарплату, а рабочее время он расходует на то, чем может заниматься куда менее квалифицированный специалист, вряд ли такую ситуацию можно назвать оптимальной. В этом случае можно разделить функции: обзвон контрагентов и сбор первички возложить на «недорогого» штатного сотрудника, а вот функцию главбуха отдать на аутсорс.

Кстати

Сегодня многие бухгалтерские компании предоставляют клиентам возможность доступа в систему бухучета через интернет. Это дает клиентам возможность самостоятельно выполнять те работы, которые они по каким-то причинам не хотят передавать аутсорсеру. 

Источник: «Лорес Консалтинг»

Комментарии

2
  • Борис Мальцев
    Сегодня многие бухгалтерские компании предоставляют клиентам возможность доступа в систему бухучета через интернет.

    А можно список этих компаний получить?

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
15
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Корпорация МСП и ЦБ будут обмениваться данными о микрофинансовых организациях

Представители малого и среднего бизнеса могут оценивать организации, которые предоставляют льготное финансирование. Сам же ЦБ получит статистику, чтобы управлять рисками МФО.

Валюта

Центробанк больше не будет публиковать статистику внебиржевого валютного рынка

Чтобы ограничить санкционное влияние, регулятор больше не будет информировать о торгах долларом, евро и юанем.

Госзакупки

Экспертиза цен на госзакупках помогла сэкономить больше 11 млрд рублей

Профильный департамент Москвы провел экспертизу начальных максимальных цен на госзакупках. Это позволило сэкономить свыше 11 млрд рублей.

Срок подачи льготных заявок в Роспатент увеличат в два раза

Теперь у патентообладателей будет не шесть, а 12 месяцев, чтобы запатентовать обнародованное изобретение.

НДС

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

29 мая 2024 был принят закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который несколько расширил перечень операций, облагаемых НДС в России. К ним были отнесены отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные торговые площадки.

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

❗️ Уже началось обучение в летней школе бухгалтера! Присоединяйтесь

Сегодня, 15 июля, последний день, когда вы еще можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Инвестиции

«БКС Мир инвестиций» запретил выводить тенге с брокерских счетов

Ограничения для инвесторов начали действовать с 15 июля. Они не смогут переводить средства с брокерских счетов на реквизиты внешних банков, в том числе и на счета БКС Банка.

НДФЛ

С водителя надо удержать НДФЛ за суточные свыше 700 рублей

Для сотрудников с разъездным характером работы установлен необлагаемый максимум для суточных. Это 700 рублей в день.

4
Социальный вычет

Как заполнить справку для соцвычета по НДФЛ на медуслуги

С 2024 года ввели новую форму справки о стоимости медицинских услуг, на основании которой можно оформить социальный налоговый вычет по НДФЛ. Но в порядке ее заполнения есть неясные моменты.

1
Отчетность

Полный перечень отчетов за второй квартал: что сдавать организациям на ОСНО во второй половине июле

Что организации на ОСНО должны сдать до конца июля.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Авиабилеты подорожали на 9%

Сильнее всего стоимость авиаперелетов выросла в марте: тогда билеты подорожали на 22%.

Кредитование

НБКИ: молодежь стала чаще брать микрозаймы

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-мае 2024 года в структуре выданных микрозаймов увеличилась доля только тех заемщиков, возраст которых не достиг 30 лет.

Интересные материалы

За электропогрузчик тоже начислят транспортный налог

Налоговая база по транспортному налогу считается как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.