Когда мы пишем в статьях или говорим на конференциях, что уровень и требования к бухгалтерам в государственных учреждениях не просто заметно отличаются, но и по факту выше, чем в коммерческих организациях – нам мало кто верит. Когда пишем или говорим, что в некоторых госучреждениях уровень подготовки бухгалтеров критически низок – это реально, и мы не шутим. И что действия подобных бухгалтеров способны «утопить» организацию и принести ворох неприятностей ее руководителю – нам опять же никто не хочет верить.
Но это ровно до тех пор, пока на собственной шкуре не столкнутся с карающей рукой государственной машины по итогам ведомственных проверок. Незнание законов не освобождает от ответственности, а расслабленность наказуема.
При этом контролирующие органы не только ужесточают требования к проведению плановых и внеплановых проверок, но и с каждым годом увеличивают их количество. Так Служба финансового контроля Департамента образования г. Москвы увеличивает количество контрольных мероприятий в среднем на 20-30% ежегодно, за 2014 год было проведено более 1500 контрольно-ревизионных мероприятий.
По итогам проверок в случае нарушений к руководителям и работникам применяются меры дисциплинарного характера, руководители снимаются с занимаемых должностей, материалы проверок передаются в правоохранительные органы, возбуждаются уголовные дела. То есть получить судимость за неаккуратное ведение финансово-хозяйственной деятельности более чем реально.
Поэтому пора от увещеваний руководителей и просьб повышать квалификацию своим бухгалтерам перейти к рассказу о 8 способах сделать так, чтобы руководителя или главбуха уволили, серьезно оштрафовали или попросили «посидеть на дорожку». И все это на основе реальных ситуаций, многие из которых закончились плачевно.
Естественно, это далеко не полный перечень возможностей подставиться директорам и главным бухгалтерам, но и этого должно быть достаточно, чтобы понять – непрофессионализм в этой сфере наказуем. И это одна из ппричин, почему мы в Интеркомп ЦБУ за последний год видим рост заявок на передачу бухгалтерии бюджетных учреждений на аутсорсинг – безопасность и спокойствие превыше всего.
СПОСОБ 1. Ошибки при расчете детодней и, как следствие, ошибочно выделенная субсидия на госзадание
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ: Увольнение руководителя/крупная задолженность персонально на руководителе государственного учреждения с сопутствующими судебными исками.
ПРИМЕР: Государство в лице главного распределителя бюджетных средств выделяет на содержание каждого конкретного ребенка в день в образовательном учреждении (от детского сада и школы до спортивной секции) определенную сумму – это и называется детодень. Он нужен для того, чтобы корректно производить расчет потребностей в финансировании каждого учреждения.
Важный момент, что детодни расчитывются строго по фактическому посещению детьми данной организации (по данным за предыдущий год и по плану на следующий). То есть, зачастую бухгалтеры исходят из стандартных 22 дней посещения в месяц, но дети могут болеть или прогуливать занятия. Соответственно, фактическое число детодней в месяц будет существенно отличаться от базовых 22 дней. И если бухгалтер закладывает в план ФХД максимальное число детодней, то с точки зрения государства это означает ошибочно выделенную субсидию на госзадание, которую придется вернуть в бюджет государства по итогам ведомственных проверок.
Более того, нередки ситуации, когда эти средства уже израсходованы, и руководители будут вынуждены компенсировать их из своего кармана. И если руководитель откажется это делать, то его гарантированно уволят с занимаемой должности и привлекут к административной ответственности.
Реальная ситуация: По результатам очередной проверки одного из образовательных учреждений г. Москвы представители контрольно-ревизионного управления пришли к выводу, что из-за неправильных расчетов сотрудников бухгалтерии за три года произошел перерасход бюджетных средств, и учреждение должно осуществить возврат Департаменту образования города Москвы в размере 6 миллионов рублей. На расчетном счете учреждения такого остатка не оказалось, поэтому руководителю пришлось уволиться с занимаемой должности. Но новый назначенный исполняющий обязанности руководителя так и не смог решить данную проблему. В итоге государство лишилось 6 миллионов рублей, а уволенному руководителю предъявили иск на возмещение данной задолженности.
СПОСОБ 2. Увольнение главного бухгалтера во время или перед сдачей годового баланса
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ: Директор вынужден сдавать отчетность с почти неизбежными ошибками в балансе (с вытекающими последствиями).
ПРИМЕР: В одном из округов города Москвы при массовом переходе на самобаланс (выход из Централизованной бухгалтерии Департамента образования города Москвы и организация внутренней бухгалтерской службы учреждения) произошла следующая ситуация: бухгалтера «бросили» руководителя во время сдачи годового баланса и руководитель был вынужден сдавать отчетные формы самостоятельно.
Реальная ситуация: у руководителя учреждения на почве этих событий и накопившиеся нервного напряжения произошел сердечный приступ. Даже во время больничного, с него не снималась ответственность по сдаче баланса, и он был вынужден самостоятельно закрывать вопрос сдачи отчетности без поддержки бухгалтерской службы.
А все потому, что на рынке труда квалифицированных кадров среди бухгалтеров госсферы крайне мало, и обратиться даже за разовой помощью, по большому счету, не к кому. Учредителя, тем не менее, подобные вопросы абсолютно не интересуют, и сдача отчетности всегда требуется в четко установленные сроки и с установленными контрольными соотношениями, работа над которыми требует существенных специализированных знаний в области бюджетного учета.
СПОСОБ 3. Нанять высокопрофессионального бухгалтера с «имперскими амбициями» и осознанием собственной незаменимости
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ: Увольнение руководителя или ликвидация штатной бухгалтерии
Реальная ситуация: В практике Интеркомп ЦБУ был случай, когда главный бухгалтер был настолько грамотным и в то же время характерным и конфликтным, что ему удалось снять с занимаемой должности двух руководителей, вынося все внутренние споры на суд вышестоящих организаций и бескомпромиссно проводя политику «я здесь самый главный и умный, а значит буду управлять всем и вся, и решать даже те вопросы, которые не входят в мои должностные обязанности».
В результате третий руководитель, назначенный в данное учреждение, был вынужден обратиться к аутсорсинг-провайдеру, чтобы навсегда распрощаться с внутренней бухгалтерской службой и начать выполнять прямые обязанности, передав непрофильные функции в специализированную организацию. Команда Интеркомп ЦБУ, имея в штате сильную юридическую службу, помогла руководителю справиться со сложившейся ситуацией, после чего компания взяла на себя ведение бухгалтерского учета данной организации.
Руководитель, на наш взгляд, принял единственное на тот момент правильное решение. В противном случае, куда деваться руководителю, если централизованные бухгалтерии уже ликвидированы, а самостоятельно вести такой объем работ не представляется возможным?
СПОСОБ 4. Неправильно провести процедуру списания особо ценного имущества
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ: Административная ответственность для руководителя и главного бухгалтера
ПРИМЕР: Для того, чтобы провести процедуру списания имущества в бюджетном учреждении, по сути нужно пройти через ад. А именно: для начала создается внутренняя комиссия по списанию и она должна постановить, что имущество необходимо списать. Далее делается запрос учредителю, который определяет, имеет ли право данное учреждение произвести списание, ориентируясь на фактический износ и окончание срока полезного использования (закончился ли срок амортизации, указанный в специальных справочниках). Потом бюджетное учреждение обязано пригласить лицензированную компанию для подготовки дефектного акта, который описывает невозможность эксплуатации данного оборудования или имущества в дальнейшем. Лицензированная организация должна провести вывоз и утилизацию данного имущества, сопроводив это соответствующим актом. И только при наличии полного пакета документов и разрешений бухгалтер имеет право отразить данную операцию в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Очевидно, что данная процедура сложна и занимает значительное время. И нередко происходит так, что бюджетная организация забывает приложить либо дефектный акт, либо копию лицензии организации-исполнителя. С точки зрения государства, это трактуется как незаконное списание имущества и нарушение ведения бухучета. Значит, руководитель учреждения и главный бухгалтер могут быть привлечены к административной ответственности, а сама организация будет вынуждена вернуть в доход бюджета сумму за утраченное оборудование.
СПОСОБ 5. Некорректно перенести базы данных из одной учетной системы в другую
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ: Увольнение руководителя.
ПРИМЕР: Руководителя бюджетного учреждения незаконно обвинили в краже и халатности из-за некорректного переноса баз данных в учетную систему. По завершению переноса базы данных из одного программного продукта в другой, забалансовые счета были переведены так, что итоговые суммы остались верными, а наименование основных средств и материальных запасов были снесены и вместо наименований, связанных с образовательной деятельностью, были наименования стоматологической поликлиники.
Бухгалтер не проверил данное несоответствие, да и инвентаризация в учреждении не проводилась в течение полугода. Во время плановой проверки старую базу обнаружить не удалось. Ведомости по особо ценному имуществу до переноса в другую платформу не были распечатаны, а данные средства были поставлены на забаланс ввиду того, что здание было новое и УКС Торговли не передало по авизо на баланс все оборудование и материалы. Директору не удалось доказать отсутствие факта махинаций. За все это он поплатился своим рабочим местом.
СПОСОБ 6. Думать, что бюджетный учет не отличается коммерческого
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ: Освобождение руководителя от занимаемой должности и его уголовное преследование.
ПРИМЕР: Как правило, знания бухгалтера или директора, перешедшего из коммерческой организации в госучреждение , оказываются не теми, которые реально нужны в бюджетной сфере. Объем специфической информации, который должен знать бухгалтер о госучреждениях, более чем значительный. И очевидно, что эти знания, и тем более навыки, ни один российский ВУЗ не дает. Это значит, что бухгалтеры в массе своей совершенно не готовы к качественной работе в данной сфере и как следствие их квалификация абсолютно не удовлетворяет профессиональным требованиям.
Реальная ситуация: вновь назначенные руководитель и главный бухгалтер приняли учреждение, на которое в свое время службой пожарной безопасности был выписан штраф предыдущему директору на незначительную сумму. Т.к. главбух недостаточно знал законодательство и судебную практику в данном вопросе, то было принято решение оплатить штраф не из личных средств директора (как это предписано законом), а из средствпо приносящей доход деятельности. Такое решение было бы правильным, будь это коммерческая организация.
Тем не менее, этот факт был обнаружен во время ведомственной проверки, и в результате директор и главный бухгалтер были не только отстранены от своих должностей, но и получили по результатам разбирательства судимости за нецелевое использование бюджетных средств (что приравнивается к хищению или растрате).
СПОСОБ 7. Неправильное использование КБК
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ: Освобождение руководителя от занимаемой должности и его административное или уголовное преследование.
ПРИМЕР: В бухучете для коммерческих организаций в плане счетов нет кодов бюджетной классификации (КБК), четко указывающих направления доходов и расходов. Они нужны для того, чтобы четко идентифицировать из каких источников была проведена та или иная операция и соответствуют ли предметы закупок или затрат статьям муниципального или государственного бюджета (кодам субсидий).
Это означает, что каждый код используется для расходов строго по определенным видам услуг, закупок. в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Проще говоря, у бюджетной организации, в зависимости от ее предназначения, есть определенный набор кодов, по которым она имеет право тратить средства и ровно в той форме, которую разрешил главный распорядитель, являющийся представителем государства. За отклонения от установленного набора кодов (т.е. по сути за нецелевое использование) в своих операциях руководители организации могут быть привлечены как к гражданской, так и административной и уголовной ответственности.
СПОСОБ 8. Не сдавать налоговую отчетность по льготам
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ: Освобождение руководителя от занимаемой должности, депремирование или снятие с доплат для директора и бухгалтера.
ПРИМЕР: Часто встречаемая ошибка - это несдача отчетности по налогам, в том случае если учреждению положены льготы в рамках законодательства. Например, учреждения культуры и образования имеют льготы по земельному налогу и НДС, т.е. освобождены от их уплаты. Главные бухгалтера неверно трактуют эти льготы, считая, что по ним отчетность предоставлять не нужно.
Тем не менее льгота освобождает учреждения от уплаты налогов, но не освобождает от предоставления в налоговый орган деклараций (земельный налог – раз в год, НДС – раз в квартал). Соответственно, главный бухгалтер учреждения обязан предоставить декларацию или заявление о подтверждении налоговой льготы, чтобы налоговая инспекция могла ее зачесть и не предъявила претензий в дальнейшем.
В результате проверки службой финансового контроля (СФК) этот факт будет обнаружен, после чего в акте появится запись о непредоставлении налоговых деклараций.
Далее СФК потребует сдать декларации, после чего из налоговой придет набор штрафов В результате, даже если штрафы будут погашены, директор учреждения может лишиться своей должности. В стандартном же варианте, директор или бухгалтер могут быть лишен премий или доплат, которые составляют зачастую весьма значительную часть их дохода.
* * *
Очевидно, это далеко не полный список ошибок главных бухгалтеров. Пример: на начало 2014 года в 80% учреждений госсектора, пришедших на обслуживание в Интеркомп ЦБУ, отчетность в Пенсионный Фонд была сдана некорректно и организации несли убытки по штрафам и пеням. В некоторых случаях, они равнялись миллионам рублей.
По сути, госучреждения, испытывающие недостаток финансирования, могли бы заметно улучшить финансовые показатели уже только за счет приведения бухгалтерской отчетности в порядок. А если еще оптимизировать штатное расписание, закупочную деятельность может выясниться, что при эффективном использовании текущих средств, у организации не будет проблем в финансовом обеспечении деятельности. Учитывая дефицит госбюджета и курс правительства, направленных на эффективное расходование бюджетных средств, это становится предельно актуальным.
Комментарии
2