16 мая в Ставрополе прошла конференция работодателей «Умные HR-технологии», в ходе которой руководителям HR-служб крупных ставропольских компаний рассказали о том, как использовать новые высокие технологии в управлении персоналом. Одной из ключевых тем конференции стало корпоративное дистанционное образование.
Главный редактор «Клерка» встретилась с руководителем проекта «Академия» HeadHunter Аленой Мастеровой из Москвы. И выяснила, почему сейчас так популярно онлайн-образование и чему можно обучиться, не выходя из офиса или дома.
Алёна, какая основная задача, если угодно, миссия Академии HeadHunter?
Задача «Академии» HeadHunter – помочь компаниям в создании эффективной системы корпоративного обучения. Мы предлагаем готовое решение, которое поможет настроить процесс обучения, запустить, поддержать, наполнить интересным и качественным содержанием в самое короткое время. Запуск проекта происходит за сутки.
Если я верно понимаю, вы предлагаете работодателям подтягивать навыки уже работающих у них сотрудников по определенным направлениям?
Да, все так. Сейчас в «Академии» HeadHunter для бизнеса более 600 курсов по 12 бизнес-направлениям. Эти курсы ориентированы на развитие имеющихся знаний и повышение личной эффективности в своей профессии.
То есть ваш проект все-таки больше помогает самим работодателям?
Почему же. Если сотрудник хочет переквалифицироваться или получить знания из смежных областей, это позволяет «Академия» для соискателей. Каждый человек может сам оплатить доступ к любому из имеющихся курсов.
Еще бы понять, что именно полезно изучить, чтобы стать ценнее на рынке труда…
У hh.ru есть интересный сервис «Профориентация». Он дает возможность понять склонности человека и ориентирует в плане направления развития или конкретной профессии. А дальше, уже в «Академии», можно найти подходящие курсы, получить нужные навыки и указать их в своем резюме.
Сейчас везде ценят сотрудников, владеющих иностранными языками. Эта та сфера, где легко получать образование дистанционно. Чем поможет «Академия» hh.ru?
Языковые школы – пионеры в дистанционном обучении. У нас есть планы по привлечению провайдеров, дающих возможность обучаться языку дистанционно, к работе с «Академией». Сейчас в «Академии» HeadHunter для бизнеса есть несколько курсов, формат которых мы назвали «бизнес-английский». Это возможность, имея неплохую языковую базу, подготовиться к определенной ситуации - переговорам, телефонному разговору, презентации.
Вы ведете статистику, сколько компаний стали больше интересоваться корпоративным обучением?
Мы каждый год проводим исследования. Все больше компаний готовы обучать не только топ-менеджмент и продающие подразделения, а абсолютно все категории сотрудников. Для сравнения, в 2016 году половина (51 %) компаний обучали всех сотрудников без исключения, а в 2017 их уже почти две трети - 63 %. Очевидно, что экономичнее и эффективнее обучать и развивать своих сотрудников, чем постоянно увольнять тех, у кого не хватает навыков и знаний, и подбирать новых.
Но, наверное, такое корпоративное обучение доступно только крупным компаниям?
Нет. Причем, компании вкладываются в обучение независимо от численности и сектора экономики. В «Академии» есть клиенты абсолютно разных направлений: и розничные сети магазинов, и рестораны, и туристический сектор, и производственные компании, и банковский сектор. Без сферы ИТ тоже не обошлось. Я все чаще слышу: «Надо вписать обучение в ДНК нашей компании».
То есть ли обучение сотрудников не может серьезно сказаться на бюджете компании?
Если мы говорим про «Академию» для бизнеса, то стоимость обучения одного сотрудника в месяц компании обойдется, в среднем, как чашка кофе в не очень дорогом кафе - в зависимости от объемов пакета (чем больше пакет, тем дешевле обучение каждого) – от 67 до 330 рублей на человека в месяц. И тут надо не забывать про выгоду, которую получит бизнес, обучив сотрудника.
В том, что онлайн-образование, тем более, по такой стоимости, будет иметь успех, никто не сомневается. Дистанционка вобрала в себя основные принципы классического образования. Но бороться за внимание пользователей интернета надо уже неклассическими способами, согласны? Это же не институт, где тебя ждут к определенному времени лекции.
Безусловно, инструменты взаимодействия с аудиторией в дистанционном образовании очень отличаются от очного. Онлайн-образование обязательно должно быть управляемым. Только 15-20 % аудитории готовы учиться самостоятельно, и их не надо мотивировать и вовлекать. И только 8 % из них готовы за это обучение платить из своего кармана.
Поэтому в онлайн-форматах, конечно же, должны присутствовать дополнительные элементы вовлечения, даже игры. Сами форматы должны быть разнообразными, чтобы не надоедать пользователю. Иначе он отложит все на потом.
Как «Академия» мотивирует пользователей все-таки начать учиться?
Мы даем большое количество инструментов для управления процессом обучения в компании. Это и назначение сотрудникам обязательных программ, и системные уведомления обо всех шагах пользователя, и о том, что ему запланировал руководитель, и вовлечение сотрудников в условные соревнования за право первенства. На каждом этапе мы подсказываем пользователю, куда пойти, какой курс посмотреть, чтобы получить тот или ной навык.
У нас семь разных форматов курсов, которые интересно смотреть, в том числе и с элементами интерактивного взаимодействия с пользователем.
А если пойти дальше и использовать технологии VR, то есть дополненной реальности? Вокруг столько разговоров о том, что с помощью таких очков-симуляторов можно освоить совершенно новые сферы обучения.
VR - моя самая любимая тема! Могу говорить много и долго. Я действительно верю в то, что VR завоюет свое место. Сейчас использование VR стало доступно любому человеку. И купить очки для просмотра курсов в VR на весь филиал или центральный офис – задача не слишком затратная и быстро реализуемая. Если раньше VR у нас ассоциировалась только с играми и фильмами, то сейчас эта технология большую роль играет и в образовании.
С помощью VR мы можем стать участниками исторических событий, наблюдать за физическими или химическими явлениями, оказаться на экскурсии. А есть отрасли, в которых VR вообще незаменимый инструмент. Ведь с помощью этой технологии можно отточить навыки поведения в опасных ситуациях, но без риска для жизни и здоровья. Можно отрабатывать экстренные ситуации, пробовать взаимодействовать с опасными веществами, изучать технику безопасности работы на опасном производстве – и все это без риска.
Или просто познакомить потенциального сотрудника или клиента с компанией.
Да, VR может быть отличным инструментом вовлечения. Например, виртуальная экскурсия по офису компании, обращение генерального директора компании к новому сотруднику, моделирование ситуации переговоров с клиентом и много чего еще интересного!
Беседовала Марина Снеговская, главный редактор «Клерка»
Начать дискуссию