Адвокат Михаил Хаймович - о перспективах налогового контроля над нашими личными доходами и тратами.
Мои клиенты, совершая крупные покупки (квартира, дом, дорогой автомобиль) часто обращаются ко мне с вопросом: «А меня не спросят, где я взял деньги на покупку»?
Первые попытки контроля
Налоговый контроль над расходами физических лиц, распространенный в развитых странах, в РФ не прижился. Впервые право налоговых органов проверять расходы физических лиц было предусмотрено Федеральным законом от 20.07.98 г. № 116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическим лицам доходов». Этот закон должен быть вступить в силу 24.01.99 г., но потом его действие перенесли на начало 2000 года.
Фактически, ФЗ «О контроле за расходами» так и не вступил в силу. В июле 1999 года в первую часть НК были внесены значительные изменения и дополнения. В частности, в нее включены ст. 86.1; 86.3, устанавливающие новый порядок проведения налогового контроля над расходами физических лиц. Названные статьи НК введены в действие с 1 января 2000 года, а ФЗ «О контроле за расходами» в связи с принятием изменений и дополнений к части первой НК был признан утратившим силу.
И – провал этих попыток
В РФ, несмотря на массовое уклонение от уплаты налогов, бурное развитие теневой экономики, коррупцию, налоговый контроль за соответствием расходов налогоплательщиков уровню их доходов как важнейший инструмент выявления теневых доходов и коррупции в настоящее время в РФ не применяется.
С 01.01.07 налоговая служба даже лишена формального права осуществлять такой контроль (отменен пп. 10 п. 1 ст. 31 НК). Ранее, с 08.08.03, Федеральным законом от 07.07.2003 № 104-ФЗ были отменены ст. ст. 86.1, 86.2, 86.3 НК РФ, в которых были определены некоторые меры по контролю за расходами физических лиц и их соответствием уровню их доходов.
Между тем, именно этот контроль стал в большинстве развитых стран основной преградой на пути коррупции и уклонения от уплаты налогов. У нас соответствующие законы не прижились, потому что это противоречит финансовым интересам элиты – руководства страны.
Ситуация начала меняться
Ситуация чуть-чуть изменилась с июня 2015 г. Но теперь не ФНС – банки стали главными в борьбе с теневыми доходами.
Банки получили право запрашивать у своих клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств. Соответствующая норма предусмотрена Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ (далее закон 115-ФЗ) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и соответствует требованиям FATF.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру относится к одному из следующих видов операций (п.1 ст. 6 закона 115-ФЗ):
- операции с денежными средствами в наличной форме, например, внесение наличных на счет;
- зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является лицо, имеющее регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации FATF;
- все операции с денежными средствами, если стороной по сделке является анонимный владелец (например, размещение денежных средств на депозит на предъявителя или перевод денежных средств за границу на счет, открытый на анонимного владельца);
- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
В каких случаях реализовывать полученное право, банки должны решать самостоятельно — в соответствии со своими правилами внутреннего контроля.
Если деятельность клиента вызывает у банков сомнения, кредитные организации могут запросить у него дополнительные сведения об источниках денег, а также отказать в проведении операций, открытии счета и инициировать закрытие счета.
Следующим шагом государства на этом пути может стать запрет выдавать зарплату наличными и ограничение оплаты наличными крупных покупок.
Комментарии
3Это из чего шашлыки предполагались? ))