Бизнес-психология

Налоговому юристу: как говорить с клиентом

Есть каноны, без соблюдения которых первые переговоры рискуют быть проваленными. Как не допустить ошибок при первой встрече с клиентом?
Налоговому юристу: как говорить с клиентом

Первые переговоры — самый сложный и ответственный этап. То, что последует за ними — вся серьезная и скрупулезная работа над проектом — тоже, безусловно, непросто и важно, однако, чтобы это «после» случилось, необходимо провести именно первые переговоры максимально продуктивно. Все люди разные и к каждому нужен индивидуальный подход. При этом существуют стойкие каноны, без соблюдения которых первые переговоры рискуют быть проваленными. Как не допустить ошибок при первой встрече с клиентом, рассказал юрист Павел Кобяк.

Три кита и визитка

Перед тем, как идти на первые переговоры, Павел Кобяк рекомендует поставить перед собой три вопроса. Ответы на них должны быть правильно сформулированы вами как переговорщиком. Это, можно сказать, три цели, которые вы обязаны достигнуть, чтобы перейти к следующему этапу.

Вот эти три вопроса:

1. С кем я встречаюсь?

2. Чего я хочу от этой встречи?

3. В какой роли я выступаю?

Чтобы правильно ответить на них, нужно подробнее разобрать каждый.

Первый вопрос — С кем я встречаюсь?

Павел Кобяк: Нового Клиента еще до того, как он, собственно, становится «своим», нужно хорошенько изучить. Разумеется, вы должны досконально знать, чем занимается его компания. Нужно поднять всю имеющуюся информацию о том, чем жила и живет фирма, какие события происходили с ней в последнее время. Нужно понимать актуальное положение потенциального Клиента, чтобы правильно задавать вектор переговоров. Вам самим будет намного проще в разговоре, когда вы уже будете, погружены в текущие будни Клиента. И сам клиент, понимая, что вы обладаете информацией о нем, будет а) больше доверять вам, оценив вашу вовлеченность, и б) у него будет меньше повода скрывать какие-то подводные камни, которые могут помешать в вашей дальнейшей работе.

Вопрос второй — Чего я хочу от встречи?

Павел Кобяк: Естественно, вы хотите, чтобы первая встреча стала основой для следующей встречи. Идеальный результат от первой встречи — заключение договора. Ваш потенциальный Клиент стал Клиентом реальным. Заключение договора на первой встречи — это исключение из общего правила, если мы говорим о продажах b2b. Чаще всего целью первой встречи является знакомство с собеседником и, презентация собственной экспертности, начало строительства мостика доверия между вами. На встрече вы обязательно должны показать, что вы знаете, как решить «головную боль» Клиента. Если вы хотите добиться этого, то вам нужно детально собрать информацию об их должнике. На первой встрече потенциальный Клиент изначально сомневаются в вас и вашей экспертности. Это нормально, они видят вас впервые и оценивают, насколько они могут доверить вам решение своей проблемы. Чтобы эти сомнения развеять, вы должны показать, что они могут положиться на вас. Это отдельная тема, мы вернемся к ней.

Вопрос третий — В какой роли я выступаю?

Павел Кобяк: Ответ на этот вопрос вытекает из ответа на предыдущий. Вы — эксперт. И ваш образ должен соответствовать этой роли. А каким будет этот образ, определяется ответом на первый вопрос. Видите, ничего случайного нет — ваш каждый следующий шаг как будто крючочком цепляется за предыдущий. Последовательность — залог успешной тактики. Например, если вы встречаетесь с первыми лицами крупной компании, то лучше придерживаться официального стиля в одежде: костюм, галстук. А если ваш собеседник — физическое лицо, то галстук его, наоборот, может отпугнуть. Вв таком случае, сделайте выборе пользу свободного стиля со вкусом.

Готовясь к встрече, нужно понимать, что лучше не идти на нее с пустыми руками.

Павел Кобяк: Возьмите с собой какой-то раздаточный материал по вашей специализации. Визитку необходимо вручить в первые пять секунда начала разговора.Это необходимо, чтобы ваш собеседник мог напомнить себе ваше имя. Если во подарите Клиенту книгу, презентацию, брошюру, то этим вы покажете уровень своей авторитетности в выбранном вопросе. Это является обязательным действием, даже если вы считаете, что клиент , может быть вам чем-то полезен только в будущем.

С чего начать разговор

Вооружившись ответами на поставленные перед самим собой вопросы и раздаточный материал, вы отправляетесь на первую встречу. С чего начать разговор? Как настроить взаимопонимание между потенциальным Клиентом и вами?

Павел Кобяк: Начните разговор с отвлеченной темы, так называемого small talk. Начните разговор с Клиентом на общие темы. Во время разговора на отвлеченные темы постарайтесь выяснить, что собеседнику нравится, что не нравится. Люди находятся в напряжении на первых минутах разговора с незнакомым человеком. Вы должны их расслабить. Отлично, если получится вместе над чем-то посмеяться. Это прекрасно расположит собеседников к вам.. Помню на одной встрече, которую мы проводили с Клиентами впервые, присутствовала девушка. Как выяснилось в ходе разговора, она оказалась большой фанаткой компании Apple. Эту тему я с ней продолжил и мы пришли к общему согласию. Так и выстраиваются доверительные отношения. Но затягивать эту вводную не следует — 15-20 минут.

Ближе к делу

После того, как напряжение рассеивается, собеседники расслабляются, самое время перейти ко второму этапу разговора.

Павел Кобяк: Теперь вы можете перейти к небольшой самопрезентации. Тут вы и демонстрируете знания о должнике компании клиента. Вместе с собеседниками вам предстоит обсудить их проблемы, цели, определить, чего им не хватает для достижения этих целей. Может быть, в их юридическом отделе нет специалиста, который занимается разрешение данной проблемы, поэтому такие эксперты им просто необходимы. Обсуждая их конкретную ситуацию, приводите примеры из собственной практики, сходные вопросы, которые вы уже решили. Это делается для того, чтобы, опять же, продемонстрировать свой профессионализм.

Наблюдайте

Несмотря на то, что разговор должен идти свободно и непринужденно, вам не следует расслабляться. Нужно все время анализировать своего собеседника.

Павел Кобяк: Я всегда слежу за тем, что человек говорит, в какой позе сидит — открытая она или закрытая, как меняется его речь, его взгляд, его положение рук с течением диалога. Если вы правильно вели разговор с Клиентом, то вашим чек-поинтом должны являться вопросы от него: что будем делать по нашему должнику. Эти вопросы означают, что они поняли твои компетенции, готовы тебе доверять и ждут конкретных действий. Это ключевой момент.

Что после?

Ударив по рукам, завершив первые переговоры назначением повторной встречи, вам предстоит провести серьезную «самостоятельную работу».

Павел Кобяк: Все вопросы, которые были подняты клиентом в первом вашем диалоге, вы должны разложить по полочкам. Необходимо сразу же после встречи записать все важные моменты и вопросы от Клиента, пока они еще свежи в памяти. Каждый вопрос, на котором было акцентировано внимание, является важным. Вам нельзя упустить ни одного из них, так как на каждый вы должны подготовить ответ.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.