Блокировка счетов

ЦБ рекомендует банкам блокировать «спящие» транзитные операции. Что это?

Юридические лица, начинающие активно использовать расчетные счета через некоторое время после его открытия, должны быть внимательны.
ЦБ рекомендует банкам блокировать «спящие» транзитные операции. Что это?
Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Юридические лица, начинающие активно использовать расчетные счета через некоторое время после его открытия, должны быть внимательны. На своей странице в фейсбуке Наталья Горячая проанализировала методические рекомендации ЦБ № 10-МР от 13.04.2016 о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов. Прочтите выводы. Как всегда, ничего хорошего.

Если все ещё ищете банк по принципу где дешевле РКО (выбрать РКО можно тут) и не поняли серьёзности и масштаба деятельности, которую развернул на предпринимательских просторах ЦБ, то читайте:

«Спящие» транзитные операции, или методические рекомендации ЦБ № 10-МР от 13.04.2016 о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов.

Чтение методических рекомендации ЦБ - увлекательное, скажу я вам, занятие. Здесь и примеры толстовской манеры изложения текста, и неповторимый сухой стиль материала, и повод снова и снова представить человека, который писал эти рекомендации, и надежда на то, что наши пути с этим персонажем не пересекутся.

Итак, о чем же это письмо ЦБ и как оно касается нас, владельцев и руководителей бизнеса?

В начале этого труда чиновники констатируют тот факт, что в ходе своей надзорной деятельности выявляют кредитные организации, которые обслуживают клиентов-юридических лиц, по счетам которых продолжительное время (в среднем 3 месяца) не проводятся операции по зачислению денежных средств, либо проводятся, но в незначительных объемах. А по истечении этого времени компании начинают активно использовать счета для совершения, по мнению тех же чиновников ЦБ, сомнительных операций, имеющих запутанный и/или необычный характер, не имеющих (как они это определяют?) очевидного (кто определяет степень очевидности?) экономического смысла и/или законной цели, которые могут (предположение) совершаться целью вывода капитала из страны , перевода в наличную форму с уходом от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других незаконных действий.

Чиновники объединяют операции, которые осуществляются до начала активного использования счета, в следующие группы признаков:

а) списание денежных средств с банковского счета не превышает трех миллионов рублей в месяц (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);

б) операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;

в) уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковского счета не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5 % от дебетового оборота по такому счету, при этом размер сумм налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), уплачиваемых с заработной платы работников клиента, может свидетельствовать о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы).

Далее чиновники указывают на признаки, которыми обладают юридические лица, имеющие подобного рода "спящие" счета:

а) размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юридического лица соответствующей организационно-правовой формы;

б) учредитель (участник) клиента, его руководитель и (или) лицо, осуществляющее ведение бухгалтерского учета клиента, совпадают в одном лице;

в) в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа клиента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа клиента – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени клиента без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц;

г) постоянно действующий исполнительный орган клиента отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

Далее автор рекомендации предполагает, что начало активного использования клиентами указанных банковских счетов может совпадать со сменой участников клиента и (или) изменением его фирменного наименования и (или) адреса и (или) места нахождения, «может объясняться» закрытием банковских счетов клиентов в иных кредитных организациях в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе по причине использования этих банковских счетов в целях проведения по ним транзитных операций (признаки транзитных операций изложены в письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»).

Относительно самой характеристики расчетов в качестве транзитных следует обратить внимание, что в письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т транзитными операциями названы операции, характеризующиеся совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:

— зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;

— списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;

— проводятся регулярно (как правило, ежедневно);

— проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);

— деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;

— с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

А далее ЦБ рекомендует своим подопечным банкам включать в договоры, предусматривающие обслуживание клиента с использованием системы дистанционного доступа к счету (клиент-банка), право банка по приостановлению услуг в части использования этой системы, а также их возобновлению с учетом условий, предусмотренных указанными рекомендациями.

Что регулятор рекомендует банку делать в случае обнаружения клиентов, подходящих под описание в этой рекомендации (кстати, в большинстве случаев не помогает)?

Отказать клиенту в предоставлении услуг интернет-банкинга и возобновлять обслуживание клиента только при условии:

а) личного обращения в банк физического лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа клиента, 

б) обновления сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, 

в) рассмотрения вопроса о запросе у клиента документов с расчетом сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных им в качестве налогового агента, как минимум, за последний отчетный период, документов (в том числе в виде выписок с банковских счетов, открытых клиенту в других кредитных организациях), подтверждающих исполнение клиентом своей обязанности по уплате налогов или других обязательных платежей , оплату коммунальных услуг, арендных платежей за недвижимое имущество и иных платежей, связанных с деятельностью клиента, и анализа представленных клиентом документов,

г) представления клиентом объяснений о причинах начала активного использования счета, подтверждаемых соответствующими договорами (контрактами) и (или) иными документами.

В случае начала активного использования клиентом банковского счета банкам рекомендуется реализовывать право принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента.

Начать дискуссию