Банки

Зачем банки стали нас психотипировать

Кредитные организации создают лаборатории, чтобы придумать новые методы воздействия на клиентов. Что они там изобретают?
Зачем банки стали нас психотипировать

Крупные банки исследуют различные методики для наиболее эффективного взаимодействия с клиентами. Некоторые сообщают об этом публично, другие же предпочитают не раскрывать подробности. Так, Сбербанк в этом году объявил о создании Лаборатории нейронаук и поведения человека, которая будет проводить научные исследования в области нейрофизиологии, социальной психологии и когнитивистики и внедрять результаты научных разработок в повседневную практику компаний группы Сбербанка. Научным руководителем лаборатории стал известный ученый Андрей Курпатов.

Одним из методов, которые банки активно изучают и внедряют, является психотипирование: клиенты делятся на типы в зависимости от личностных характеристик, а банк выбирает способы коммуникации с ними в зависимости от психотипа.

«Все крупные банки так или иначе используют сегментацию клиентов по психотипам. Кто-то пока что экспериментирует на уровне пилотных проектов, а кто-то уже использует в работе. Но все неохотно об этом рассказывают. Психотипирование позволяет настроить точечную коммуникацию с клиентом во всех каналах обслуживания: ДБО, контакт-центры, офисы. Например, интерфейс личного кабинета может отличаться в зависимости от того, кто им пользуется. Рекламный буклет будет также наполняться в зависимости от того, какому сегменту он адресован. Очень часто банк определяет, кто составляет ядро его целевой аудитории, и на основании этого разрабатывает способ коммуникации», — говорит генеральный директор «Лаборатории мозга» Елена Сереброва.

Игры с разумом

Опрошенные Банки.ру кредитные организации — Сбербанк, МКБ, Райффайзенбанк, «Восточный» и «Открытие» — подтвердили, что используют психотипирование либо изучают возможности сегментирования клиентов по психотипам.

«Банк начал использовать дифференциацию по психологическим профилям клиентов в прошлом году. Тогда мы провели пилот персонализированных предложений для клиентов — физических лиц на основе потребительского поведения человека. Результаты пилота продемонстрировали повышение эффективности высокоперсонализированных рассылок по сравнению с широкопрофильными рекламными сообщениями. В этом году то же самое мы планируем делать в сегменте малого и среднего бизнеса. В отдаленной перспективе мы предполагаем использовать типирование и в отделениях для корректировки тактики продаж и обслуживания клиентов», — рассказал член правления, руководитель IT-блока банка «Открытие» Сергей Русанов. По его словам, для широкого внедрения психотипирования требуется немало ресурсов и развитие необходимой экосистемы. При этом распространение сбора биометрических данных будет способствовать повсеместному применению психографического анализа: в кредитовании, клиентском сервисе и в кадровых вопросах. «Это позволит банку сделать обслуживание клиентов быстрее и удобнее», — добавил Русанов.

«В банке этим вопросом занимается целый ряд подразделений. Цель — создание лучшего клиентского опыта», — сообщили в Сбербанке.

«Мы ведем постоянную работу по поиску новых инсайтов для персонализации контента, поэтому решили тестировать персонализацию с использованием методов психотипирования личности. Мы отметили, что группы клиентов, относящиеся к разным психотипам, имеют совершенно разное трансакционное и финансовое поведение. Тестовое использование в маркетинговой коммуникации контента, учитывающего психотип клиентов, позволило нам повысить отклик на продукты на 20%», — рассказала руководитель отдела управления клиентскими отношениями, аналитики и стратегии развития клиентов Райффайзенбанка Мария Комиссарова.

По словам начальника управления диджитал-проектов МКБ Виктора Ковязина, банк тестирует несколько методик психотипирования. «В этом направлении мы сегодня пилотируем две методики: сегментацию на основе поведения пользователя в Интернете (модель от Mail.ru, включающая 10 психотипов) и психотипирование на основе трансакционной активности, там мы выделяем четыре основных типа и дополнительно сегментируем их по полу», — уточнил он.

Аналогичный пилот проводил и банк «Восточный». «Мы работаем в этом направлении и считаем его перспективным, однако находимся в самом начале пути. Недавно был проведен пилот на основе сегментации клиентов по психотипам, которую предложил и подготовил внешний партнер банка. Основная цель нашего исследования — определить влияние индивидуальных коммуникаций, сформированных на основе психотипа клиента, на отклик на предложения банка. Предложенная партнером сегментация по психотипам включала в себя следующие группы клиентов: отдаленность, привязанность, экспрессивность и прочие. Полученные результаты не столь однозначны, однако определенно можно сказать, что у развития сегментации по психотипам высокий потенциал», — сообщил директор по работе с клиентами «Восточного» Кирилл Сократов.

Впрочем, такие проекты не всегда реализуются с успехом. «Наш банк пытался делить клиентов, используя соционику. На основе этой методологии было выделено четыре крупные группы. Но проект не полетел», — рассказал Банки.ру специалист по по маркетингу одного из крупнейших российских розничных банков.

«Модник» или «консерватор»?

Для психотипирования можно применять разные методологии, в том числе соционику, но не в чистом виде, а скорее авторские разработки, говорит Елена Сереброва. «Мы занимаемся сегментацией на психотипы на основе покупательского поведения, бессознательных покупательских сценариев. Например, тип, который мы определяем как „модник“, будет охотно следовать за лидерами мнений, а „инноватор“, наоборот, будет смотреть на такие рекомендации с пренебрежением. В зависимости от психотипа человек будет охотнее воспринимать рациональные аргументы либо принимать импульсивные, спонтанные решения», — указывает она.
В зависимости от психотипа человек будет охотнее воспринимать рациональные аргументы либо принимать импульсивные, спонтанные решения.

По словам генерального директора «Лаборатории мозга», определить тип восприятия человеком рекламного посыла и его реакцию можно за несколько минут, задав ряд вопросов. «Очень важен именно поведенческий отклик человека, а не его эмоциональная или рациональная оценка. Он формируется из свойств центральной нервной системы, социально-культурного окружения и привычного реагирования. По последним подтвержденным научным данным, ведущие свойства человека практически не изменяются в течение всей его жизни. После внедрения сегментации продажи могут увеличиваться в разы, повышается удовлетворенность товаром или услугой и, как приятный бонус, идет сокращение стоимости привлечения клиента», — добавляет Сереброва.

О различных методиках определения психотипов говорит и директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов. «Например, модель Big 5 подразумевает, что в человеке сочетается пять черт характера: открытость к новому, сознательность, экстраверсия, дружелюбие, нейротизм. Исходя из психотипирования, можно выделить важные характеристики личности, такие как интроверсия и экстраверсия. Интровертам свойственно желание минимизировать общение и какие-либо контакты, особенно с незнакомыми людьми. Экстраверты, наоборот, открыты к общению, довольно легко в него вовлекаются. И безусловно, с людьми, которым присуща открытость новому, проще выстраивать отношения», — отмечает он.

Определение психотипа и разделение людей на группы важно и активно используется на этапе маркетинга и PR, для разных типов людей разрабатываются разные типы рекламной продукции, говорит заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. «Помимо классического разделения по принципу открытых и закрытых, уверенных и неуверенных клиентов, также учитывается тип восприятия, именно поэтому организации до сих пор не отказались от печати буклетов и брошюр, рекламы на ТВ и радио. Безусловно, хороший консультант должен понимать, с каким клиентом он беседует, и подстраиваться под него», — отмечает Люшин.

Взять и поделить?

Психотипирование в банках — результат нескольких мощных процессов, говорит руководитель группы аналитиков ЦАФТ (Центр аналитики и финансовых технологий) Марк Гойхман. «С одной стороны, усиливается конкуренция в банковской сфере, повышается важность учета в работе особенностей клиентов. С другой — бурно развиваются аналитические технологии, цифровые системы обработки данных. В таких условиях финансово-кредитные учреждения естественным образом приходят к необходимости и возможности глубокой сегрегации клиентов, в том числе не только по полу, возрасту, уровню доходов, но и по психотипу личности», — указывает он.

По словам Гойхмана, при кредитовании анализ психотипа личности позволяет более качественно проводить скоринг и определять риски невозврата кредитов, а в клиентских службах банков — дает возможность индивидуальной настройки предлагаемых продуктов, подбора менеджера под тип конкретного человека для создания комфортных и доверительных взаимоотношений.

Психотипирование работает далеко не во всех каналах и не со всеми продуктами.

Однако психотипирование работает далеко не во всех каналах и не со всеми продуктами, предупреждает Виктор Ковязин из МКБ. «Например, для предложения кредита канал коммуникации и своевременность предложения играет гораздо большую роль. Для крупных компаний и банков сегментация клиентов является гигиеническим минимумом, а психотипирование — лишь один из подходов. В рекламных кампаниях отсутствие сегментации (например, по полу, возрасту, поведенческим характеристикам) критически сказывается на стоимости заявки, а в коммуникации с текущей базой все немного сложнее. Клиенты, выбравшие конкретный банк и конкретный продукт или услугу, могут иметь схожий профиль, дополнительная сегментация внутри которого не принесет желаемых результатов. Клиенты разных возрастов, пользуясь одинаковым продуктом, вполне могут иметь идентичную модель поведения», — считает он.

Комментарии

7
  • id49561203

    В книге А. В. Курпатова "Четвертая мировая" на странице 119 прочитал про Михаила Косинского с его новой (старой) затеей: "Он обещает, что нейросети, натренированные на фотографиях, смогут «на 

    глаз» определять интеллектуальный уровень человека, его политические взгляды, 

    склонность к преступлениям и многие черты его характера" 

    В Москве уже заработала https://www.mos.ru/news/item/30105073/

    Так работает сондиана:

    https://pikabu.ru/story/chto_takoe_sondiana_4554092

    https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Frabota-psy.livejournal.com%2F468371.html&cc_key=

    Тест Сонди http://mirtestoff.ru/description/sondy_index.php

    Кстати сказать этот вопрос пытались поднять на самом высоком уровне, но батюшку понесло в сторону ДНК (слукавил наверное, темнит, уже работает), как в старом анекдоте "...и все то Вы знаете и везде то Вы побывали" https://youtu.be/eAWMYGvxUXQ

    Тест Сонди: https://psychojournal.ru/tests_online/137-test-sondi-metod-portretnyh-vyborov.html

  • id49561203

    Во всех банках, занимающихся психотроникой, бенефициарами являются люди одной из библейских народностей (https://azbyka.ru/shemy/biblejskie-narody-proizoshedshie-ot-synovej-noja.shtml). Странное дело, как правило это люди, исповедующие каббалу и хабад. Сами вышли из плена египетского, а теперь всем готовят цифровой плен ссудного процента, управляемый ИИ (цифровым богом), как регулятором рейтинга социального соответствия https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_социального_кредита

  • id49561203
    Соматипология - наука изучающая сущность человека, на основании действия доминирующих в теле гормонов
    Соматип - основной параметр соматипологии, определяется по форме телосложения, не меняется в течении жизни, формируется в момент зачатия
    Сила - существует 5 основных сил, которые управляют этим миром с точки зрения понятия материального успеха. Определяется по форме телосложения, может меняться в течении жизни.
    Подсознательные ценности - 4 + 1. Параметр врождённый, отражает мировоззрение и мировосприятие человека.

    https://somatip.ru/articles/types.html

Как учитывать товары при переходе с УСН на ОСНО

Если компания купила товар будучи на УСН, а потом перешла на ОСНО и продала этот товар, то в расходы он пойдет в момент продажи.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Кейс. Как руководителю избавиться от хаоса в финансах компании и начать уходить на выходные

Автоматизация управленческого учёта может не просто освободить рабочее время для более серьёзных задач, но и помочь руководителю отправиться в отпуск. Как? Рассказываем в кейсе.

Кейс. Как руководителю избавиться от хаоса в финансах компании и начать уходить на выходные

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДС

Предоплата за будущий экспорт не облагается НДС

При экспорте товаров ставка НДС 0%, а с предоплаты за эти товары платить НДС не надо. Даже если товаров еще нет – они в процессе производства.

🤝 По рукам! Как рассчитываться с работником при сдельной оплате труда

Разбираем, каким компаниям подходит сдельная оплата труда, как оформить такие отношения с сотрудником и какой способ расчета выбрать — премиальный, косвенный и т. д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Средний чек выездной налоговой проверки вырос до 70-100 млн. руб

Выездной налоговой проверки боится любой бизнесмен и не зря.

Средний чек выездной налоговой проверки вырос до 70-100 млн. руб
3
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В НК нет предельного срока простоя для целей начисления амортизации

Минфин разъяснил исчисление для целей налогообложения прибыли амортизации по объектам амортизируемого имущества в период их временного простоя.

Общество

Будет единый цифровой ресурс норм современного русского языка

Внесли изменения в федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».

4

Откуда пошло понятие самозанятость?

Самозанятый. «Слово-то есть, а вещи — нет».

Откуда пошло понятие самозанятость?

Как ответить на требование от ФНС по низкой зарплате

Налоговики требуют объяснений относительно того, что в сданных формах отчетности отражен средний заработок ниже МРОТ или среднего по отрасли. Если налоговики видят расхождения в отчетах, то немедленно предполагают, что база по НДФЛ занижена. Можно ли им доказать, что на то были объективные причины?

Как ответить на требование от ФНС по низкой зарплате

💥Обзор новостей: TikTok вернулся, но не совсем, Бритни Спирс вызвали санитаров, на ТЭЦ нашли майнинговую ферму

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

28
Общество

В отпуск теперь можно смелее: у туристов стало больше гарантий

С 1 мая 2024 года существенно выросла сумма финансового обеспечения ответственности туроператоров перед туристами.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Заработал за 3 года 21,62% и этим хвастаюсь?

Не мог пройти мимо типичного для моего ежемесячного отчёта комментария, просто полностью его приведу, как он был, и расскажу, в чём типичная ошибка всех, кто пишет примерно одно и то же из раза в раз.

7 ½ причин вызова в налоговую: краткий обзор

Эту статью наш руководитель написал примерно 6 лет назад в 2017-2018 гг. Сначала мы с командой хотели проверить эту статью на актуальность, но решили ее не изменять. Конечно, законодательство поменялось, появился ФРВП, усилились контрольные мероприятия со стороны ФНС, но мы оставляем статью в ее первозданном виде.

7 ½ причин вызова в налоговую: 
краткий обзор
ВЭД

Платежи из России в Китай вынуждены идти через посредников

Банки КНР опасаются работать с российскими предпринимателями из-за рисков попасть под вторичные санкции США. В итоге бизнес отправляет платежи через посредников, которые просят несколько тысяч долларов.

1
Банки

Raiffeisen Bank начнет сокращать свой бизнес в России

Глава Raiffeisen Bank International (RBI) Йохан Штробль заявил, что в третьем квартале 2024 года банковская группа начнет выполнять предписание Европейского центрального банка (ЕЦБ) о существенном сокращении бизнеса в России.

53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей.

Не будут продлевать срок подачи заявок на получение экологического разрешения

Минприроды рассмотрело вопрос о переносе срока подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).

Нотариат

Росфинмониторинг начал внимательно следить за доверенностями на банковские счета

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Интересные материалы

Кадры

Депутат хочет отправить тунеядцев в трудовые лагеря

На собрании законодательной думы Томской области депутат предложила организовать трудовые лагеря для тех, кто не хочет работать.