В 2019 году портал HH проводил опрос, в котором приняли участие почти 6500 соискателей. Основным в исследовании стал вопрос о том, смогут ли они обходиться без Интернета. Хотя большая часть ответила утвердительно, почти 85% сказали, что используют Сеть в личных целях несколько раз в день. При этом на работе это делают редко или периодически более 60% опрошенных.
Это действительно одна из серьезных проблем, которая беспокоит работодателей. Но механизмы защиты и способы решения есть: если договориться мирно не получается, отстоять позицию компания может в суде. Одно из таких дел, например, рассматривал Верховный суд республики Коми.
Государственная организация вынесла выговор сотруднице за использование Интернета в личных целях. Работница с этим не согласилась, обратившись в суд с требованием отменить наказание и выплатить ей компенсацию морального вреда в размере 15 тыс. рублей. При этом она отметила, что обязанности исполняет добросовестно и Интернет использует только в профильных целях.
Первая инстанция встала на ее сторону, однако дело дошло до республиканского Суда. В ходе рассмотрения выяснилось, что непосредственный начальник сотрудницы несколько раз видел на ее мониторе открытые страницы сторонних сайтов — новости, объявления, социальные сети. При этом в организации запрещено использование Сети для личных целей, запрет установлен в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР), с которыми сотрудница ознакомлена. Запрет связан в том числе и с безопасностью данных о клиентах, что подвергалось угрозе при входе на посторонние ресурсы. Руководитель попросил провести служебное расследование, и его результаты подтвердили — работница пользовалась Интернетом для личных целей.
В итоге Верховный суд Республики Коми апелляционным определением от 17.06.2019 по делу № 33-3692/2019 решил, что работодатель действовала правильно, выговор объявлен законно, так как запрет был установлен локальным актом компании, с которым сотрудник ознакомлен под роспись.
И подобная практика не единична, более того, неоднократное нарушение может привести к увольнению. Именно так поступил один из работодателей, и Мосгорсуд встал на его сторону.
В той ситуации сотрудник регулярно пользовался на работе Интернетом в личных целях. На основании докладных записок и по итогам служебных расследований его несколько раз привлекали к дисциплинарной ответственности. Кроме того, он не выполнял и другие поручения, например, отказался ехать в командировку, посчитав, что это не входит в его должностные обязанности. В итоге после шести взысканий компания уволила его, работник с этим не согласился и обратился в суд.
Два наказания судья отменил, так как они относились к идентичным проступкам в один и тот же период времени. Однако четыре остальных взыскания: замечания, выговор и увольнение — компания применила справедливо. Работник неоднократно нарушал ПВТР, с которыми был ознакомлен, не выполнял поручения, не исправился после первых взысканий, процедура оформлена правильно, и все сделано по закону. В итоге Апелляционным определением Мосгорсуда от 14.03.2019 по делу № 33-8544/2019 увольнение было признано законным.
Действительно, Интернет становится проблемой, которая все серьезнее беспокоит работодателей. Порой дело даже не в «съеденном траффике», который приходится на соцсети и новостные сайты. Это отчасти можно решить удаленной работой, когда сотрудник трудится дистанционно и использует домашний интернет.
Но интернет-серфинг отнимает рабочее время, снижает эффективность.
Не менее опасным является и риск утечки персональной и конфиденциальной информации. А это грозит огромными санкциями. Недавно был принят закон, который увеличил штрафы за нарушения в области защиты персональных данных: они теперь могут исчисляться миллионами.
Но работодатели вправе и должны устранять риски, связанные с Интернетом. Правильный и легитимный документальный фонд, соблюдение нюансов кадровых процедур помогут избежать проблем, бороться с нарушениями недобросовестных сотрудников и вместе с тем поощрять эффективных работников и сделать трудовые отношения открытыми и честными.
Комментарии
18Только почему-то работодатели забывают, что в соответствии со ст. 22 ТК РФ они обязаны "предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором". Я что должна делать, если работа выполнена, а рабочий день ещё в разгаре? У нас большинство работодателей вообще не в состоянии вести кадровую политику так, чтобы у сотрудника было достаточно работы, но он не перерабатывал.
И потом, если работа выполняется и выполняется качественно, то какая разница сидит человек в интернете или нет?
Теоретически вы все равно не имеете право тратить рабоче время на не-рабочие функции. В данном случае вы должны уведомить работодателя о вынужденном простое и далее по закону. Но заниматься личными делами в оплаченное время - права не имеете.
А относительно вашего второго вопроса - наказали их не за сидение в Интернете как таковое, а за нарушение ПВТР. Там было написано - "так делать нельзя". Нельзя нарушать локальные акты предприятия, даже ели вы хорошо работаете.
Это всё понятно. Я с этим и не спорю. Тем более во втором случае человек ещё и работу отказывался выполнять. Но вопрос в любом случае открытый. Что делать в рабочее время человеку, когда работы нет. Ну поизучаю я чуть-чуть что-то по работе, но даже с нашим бешеным правительственным принтером в издании новых законов и изменении старых по налогам, всё равно у меня нет такого количества работы. И тут мы возвращаемся к ст. 22 ТК
Я бы на месте вашего работодателя добавила бы Вам функционала или сократила оплачиваемое рабочее время :) Но, если честно, мне всего один раз удалось поработать в подобной ситуации, и сбежала я оттуда через два месяца. Поняла, что не могу проводить время глядя в стенку :)
Но это из категории совсем других решений. Не думаю, что их может принимать суд.
Работодатель даже на просьбы дайте мне поделать вот это не реагирует. Я готова взять на себя доп. функционал. Но кто ж даст. Здесь старое советское предприятие.
А мне некуда сбегать. У нас не так много в городе работы, а с удалёнкой пока не складывается.
А мне вот только 3 места работы попались где было много работы. Причём в ИФНС было прям совсем дофига, в остальных просто на стандартный рабочий день, а остальные... Причём в крупных компаниях, в которых по 3000 тыс. человек, по 500 вот такая ерунда. Хотя казалось бы. Но они похоже вообще не занимаются учётом рабочего времени. Я бы в половину, например отдел бухгалтерии сократила, что в одной организации, что в другой
Бюрократия разрастается потому, что для авторитарного режима она является не только инструментом управления, но и социальной базой.
Вообще то, родоначальник бюрократии - капитализм. Нет.... китайский феодализм, египетской рабовладение...... но мы так далеко не полезем. Так вот, для авторитарного режима "ручной режим управления" более естественен, чем бюрократия.
И кстати, бюрократию вообще не принято притягивать к какому либо политическому режиму, поскольку технически она "не связана с определенной формой государственности. Оно возможно в республиканских и монархических государствах, в монархиях неограниченных и конституционных."
Вообще любая централизованная система будет требовать бюрократии.
я однажды допустил ошибку - дал работнику добро пользоваться интернетом, играть и смотреть сериалы на работе когда работнику реально нечего было делать. то есть был реальный простой. через какое-то время для работника появилась работа, но полноценно выполнять работу он уже не мог, потому что был сильно прикован к своим сериалам.
Ничего.
Смотреть в стену))
бегите от таких работодателей! пишите заявление на увольнение и бегите!
Очень смешно. Было бы куда бежать. К тому же непонятно как на собеседовании понять как обстоят дела в организации. Это становится понятно, когда ты уже оформлен
работодателям такие работники не нужны. даже в очень хороших компаниях таких могут отсеивать на собеседованиях. а если выявят ваш настрой только после приема на работу, то о перспективах на рабочем месте можно забыть, скорей будут делать все возможное, чтобы подтолкнуть вас на увольнение: низкая зп, слухи о плохой ситуации у организации, полное отсутствие перспектив - могут посадить на более высокую должность совсем недавно устроившегося человека, а не вас. лучше поменять работу и на новой работе не подавать виду, что вас что-то не устраивает.
Люди ходят на работу за деньгами. Если там нет шансов заработать повышая производительность в смену, то, выполнив работу, например обработав первичку, бухгалтер имеет полное право хоть спать, хоть в интернетах сидеть со своего смартфона - если уж так опасаются в организации проблем интернетов. Я работал в организации по ремонту оборудования, там была даже комната отдыха с диванами, холодильником, столом и телевизором. Любой мог там хоть весь день сидеть если выполнил норму. По этому ремонт производили качественно, и каждый маркировал своими метками цвета оборудование. Можно ли меньше работников? - Можно, но тогда появляется риск ошибок и риск не уложиться в сроки ремонта, плюс любой отпуск, отгул, или больничный рушит оптимизированную систему. А работа за компьютером, или сидячая работа, вообще подразумевает перерывы на 10 минут каждый час, в которые лучше пойти прогуляться до курилки, или до кофе-бара, например. По этому я думаю при планировании загрузки персонала надо предполагать от 10% времени запаса. Наверное правильнее не бороться с интернетом, а бороться с игнорированием отдыха глаз от компа и попы от стула.
А вообще, работа с интернетом, печеньками и кофе, с комфортным туалетом, с нормальным креслом, шкафами и освещением рабочего места, это дополнительные бонусы при выборе работы - настраивающие работника на поддержание качества работы.
Если вы быстро справитесь с работой, буржуй однозначно за те же деньги навалит ещё.... надо хитро подтупливать.
вот потому лучше стремиться к автоматизации бизнеса - роботы подтупливать не будут)))))
Коллективу надо грамотно "воспитывать" штрейкбрехеров. Тогда и норму выработки не повысят))) Ну и шоколадки (много) дамочкам с секундомером....