Последние несколько дней наблюдаю среди коллег по бизнесу тревожность, переходящую в панику.
Экономика входит в глубокое пике, всем нам надо понять, как выжить и сохранить рабочие места для сотрудников. Предприниматели начали искать пути резкого снижения расходов.
Бухгалтерия — подразделение, которое не создает доходы, а вот расходы еще как генерирует. Логично, что многие задались вопросом, не слишком ли дорого обходится содержание бухгалтеров.
В этой статье не будет рецепта как оценить конкретного бухгалтера в рублях. Речь пойдет о доле затрат на бухгалтерию в выручке предпринимателя. Разберемся сколько справедливо отдать за услуги бухгалтера, если продажи составили 100 руб. Начну с пока еще самой развитой мировой экономики — американской. Для хейтеров сразу скажу, что цифры в статье взяты не с потолка — это официальные данные Минтруда США и Росстата за 2015 год. Росстат не публиковал более свежей информации. Но нас интересует относительный показатель, поэтому не страшно.
В США 1398 тысяч бухгалтеров с высшим образованием и 1732 тысяч — без. Итого 3130 бухгалтеров. Немного меньше, чем в России, но это только верхушка айсберга.
Средняя зарплата американского бухгалтера — 275 тыс. руб. Наш зарабатывает 32 тыс. руб. — в 8,5 раз меньше. В лоб эти цифры сравнивать некорректно — уровень затрат, сложность работы и отношение общества к бухгалтеру за океаном другое. Чтобы понять эффективнее ли американский бухгалтер, нужно сопоставлять другие цифры.
- В экономике США заняты 142 549 тыс. человек. Бухгалтеры составляют 2,2 % от них. В России 4,7 % занятых — бухи.
- На зарплату бухгалтеров и социальные отчисления с нее (брал минимальные — 10,35 % для США и 30,2% для России) в США тратится 11 трлн руб., в России — 1,7 трлн руб.
- ВВП США — 1113,4 трлн руб., ВВП России — 83,4 трлн руб.
Получается, Штатам бухгалтеры обходятся в 1 % от ВВП, а нам — в 2%. При этом в структуре занятого населения у нас в 2,1 раза больше бухгалтеров. То есть, как ни горько это признавать, но в России справедливые зарплаты в сфере бухгалтерии. Отношение средней зарплаты буха к ВВП примерно такое же как в Америке. А вот самих бухгалтеров переизбыток.
Если брать США за эталон, то за сегодняшнюю зарплату наш бух должен работать вдвое эффективнее, а для нормализации доли затрат на бухгалтерию в ВВП нужно сократить число бухгалтеров вдвое. Что, в принципе, одно и то же — оставшимся придется делать вдвое больше работы. Осталось объяснить это тете Маше из бухгалтерии.
Так что перед тем как «резать косты» на бухгалтерию, посчитайте какую долю выручки вы на нее тратите. Если больше 2 % — надо резать. Если меньше — хорошенько подумать.
Комментарии
78Цифры-то у вас получились красивые, НО всё-таки в статье совершенно не учитывается специфика работы бухгалтера в России.
В России большинство бухгалтеров, как говорится, и швец и жнец и на дуде игрец. Много вы видели малого и среднего бизнеса, где бухгалтер занимается только бухгалтерским учётом? У нас большинство руководителей даже не в курсе, что бухгалтерский и налоговый учёт - две разные вещи. И получается, что бухгалтер занимается: бухгалтерским учётом, налоговым учётом, управленческим учётом, кадрами, выступает в роли секретаря, курьера, юриста и программиста. И за это всё получает 35т.руб. в среднем. Очень справедливо.) Я абсолютно уверена, что в США всё устроено иначе, поэтому и бухгалтеров там меньше. Потому что они не называют всех подряд бухгалтерами и не сваливают на них всю работу, которая как-то отдалённо связана с бухгалтерией.)
Ну и, конечно, где анализ количества отчётов, который сдаёт бухгалтер в США и России?
Прочитав про кадры, я чуть не прослезилась. Это абсолютно другая должность, и почему в небольшой фирме ее должен совмещать бухгалтер, я вообще не понимаю. Там очень много нюансов, которые не имеют ничего общего с бухгалтерией. Это своя отрасль, и ее нужно ЗНАТЬ, а не просто делать. Потом не хватает 90% кадровых документов и сплошные ошибки в записях в трудовой.
Эмм, а что такого в кадровом учете, чего не может узнать бухгалтер?
думаю, что не в самом кадровом учете - приказ, табель, или трудовой договор состряпать - невелика задача, а вот возиться с обязательными локальными актами, должностными инструкциями, охраной труда, воинским учетом и прочими спецоценками (всем тем, за что штрафует трудинспекция при удобном случае) - если бухгалтеру этим всем реально заниматься, некогда будет бухгалтерию вести.
Что там такого, чего не может узнать секретарь или офис-менеджер? (при малом штате И низкой текучке).
Да, а потом на форуме вопросы чем юридическое лицо отличается от физического. Видимо от подобных людей, на которых "возложили".
Я не считаю, что для кадрового учета необходимо высшее образование... Но определенные знания точно нужны. И это точно не секретарь Светочка, которая впервые увидела "кадры" на этом предприятии.
Если малый штат и низкая текучка - отдайте на аутсорс.
А что вы так о секретарях? Я по жизни таких встречала, до которых людям с бухгалтерскими корочками расти и расти...
Это серьезно? Кадры на пять человек отдать на аутсорс? Может быть вам? :)
И что дальше? я должна сделать вывод, что все они - 100% - таковы?
А я лично встречала печатающих с ошибками и какой из этих двух противоречивых встреч мы должны сделать вывод?
Да, я лично знакома с прекрасными делопроизводителями и референтами с отличным образованием и умницами-красавицами со всех сторон.
Вам отвечу также - я тоже лично знакома в такими людьми. И лично знакома с разрухой на многих предприятиях после кадрового делопроизводства различных "секретарей".
Дальше что?
Профессиональной деятельностью должны заниматься профессионалы - а не кто попало. А у нас считается, что "кадры" можно сунуть кому попало
Тут не поспоришь "кадры решают все". Можно, однако, и секретарю поручить кадры, если секретарь толковый. )
Можно, абсолютно согласна. Если толковый и хоть какими то знаниями обладает. Более того - масса кадровиков выросла именно из секретарей.
А у нас есть вузы, обучающие профессии кадровика? И чего такого в этой профессии, чему не может обучиться человек любой другой профессии, чтобы вести кадровый учет в маленькой фирме, где пять окладников?
Действительно, что дальше? Мы должны сделать вывод, что все владельцы маленьких фирм должны тратить деньги на кадровый аутсорсинг, потому что вы не верите чьим-то выводам и считаете, что кадровый учет способны вести избранные? :)
О том, что могут наворотить аутсорсеры обсуждать будем? )
А Вы не хотите внимательно прочитать мой пост?
Я внимательно читаю. Что Светочке мешает научиться, если у неё мозги есть?
Вы сейчас о чем спорите со мной? и какой цели хотите достигнуть?
Я спорю? Мне спорить не о чем, я Светочку защищаю, поскольку вы непонятно почему на неё наехали ))
ну и хорошо... а то я уж подозреваю Вас в предвзятости ко мне.... сколько таких Светочек с мозгами мною воспитано, а сколько переделано после безмозговых......
А что такого в работе электрика, что не может узнать бухгалтер? Или заменить уборщицу - тоже не сложная работа, офис помыть. Я, например, плитку в ванной даже положить могу и не плохо получается. Но это же не значит, что я должна этим заниматься за зарплату бухгалтера? Или вы считаете, что если есть голова и руки, то все же должна...
Ну совсем не смешно, а сразу видно человека который не работал в малом бизнесе. Никто именно кадровика не нанимает. Всегда все вешают на бухгалтеров.
Не надо про "никто" - вменяемые хозяева не вешают кадровое делопроизводство на бухгалтера.
Насколько оправдано держать в штате кадровика при небольшом штате работников (например, 1-5 наемных работников) или очень низкой текучке кадров (например, 1 человек в год)?
Совсем не оправдано. При одном работнике он, надо полагать, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор? Пусть сам всё ведет, больше всё равно некому.
При 5 работниках, видимо, 1 гендир, 1 финансовый директор, 1 коммерческий, 1 главный бухгалтер и 1 уборщица? Кинуть жребий и возложить на проигравшего.
Автор не корректен до безобразия!! И похоже кроме как сравнением числа бухов на душу населения ничем не другим не озаботился. Если уж взяли Америку - давайте приплюсуем количество налоговых и финансовых консультантов - с ИХ зарплатами. Господи, ну бог с ними с кадрами на малых предприятиях - кредит идите возьмите???? - Кто вытащит на себе весь документооборот российского банковского кредитования??? - бухгалтер!!! Кого заставят сломать мозги для оптимизации налогообложения - бухгалтера ну и все то что что уже перечислили мои коллеги. Ну и для автора Алексея Иванова -к.э.н -
красиво , конечно, рекламу преподносите, но малый бизнес так "наобжигался" на бухгалтерских фирмах, что конечно развернулся в сторону "теть Маш из своей бухгалтерии" - которая и прибыль припрячет , и ндс растянет, и банку ответит, и трудовую оформит - причем все за 1 зарплату в 35000
И от налоговой, с ее, подчас, экзотическими требованиями, красиво отобьется
и субсидиарку потом с директором разделит😆
умная теть маш не разделит - она и в конторе этой числится замдиректора по клинингу)).
А что интересная тема😂
Правильно сказать "считающая себя умной теть маш", которая, совмещая функции юриста, кадровика, бухгалтера, фин директора и т. д. даже не знает про, например, ст. 61.10 127-ФЗ
Читая статьи закона, попробуйте поразмышлять над правоприменительной практикой))
Ахахах 😂 я над правоприменительной практикой не только размышляю: я ее использую каждый день. И она пока складывается очень тревожно для теть маш, припрятывающих прибыль, как и для их руководителей
Очередная попытка полить всех штатных бухгалтеров грязью, чтобы самим быть белыми, пушистыми и хоть как-то выделиться. Господа из аутсорсинговых компаний, угомонитесь уже!