Учет расходов

Как учитывать расходы в период распространения коронавируса?

Распространение коронавирусной инфекции и связанные с ним ограничения стали причиной изменения режима работы большинства организаций. Им пришлось перестроить свою работу. Многие сотрудники ушли на карантин или на удаленку, отменились командировки. Как учитывать непредвиденные расходы, возникшие в этой ситуации, при определении базы по налогу на прибыль?
Как учитывать расходы в период распространения коронавируса?

Распространение коронавирусной инфекции и связанные с ним ограничения стали причиной изменения режима работы большинства организаций. Им пришлось перестроить свою работу. Многие сотрудники ушли на карантин или на удаленку, отменились командировки. Как учитывать непредвиденные расходы, возникшие в этой ситуации, при определении базы по налогу на прибыль?

Из-за неблагоприятной эпидемической ситуации многие фирмы были вынуждены перевести часть сотрудников на удаленку. Минфин в своем письме от 24.09.2020 № 03-03-06/1/83636 рассмотрел вопрос, как учитывать расходы, если сотрудники организации трудятся у себя дома, или если фирма приостановила свою деятельность.

Выручка

При определении базы по налогу на прибыль выручка от продажи услуг учитывается по факту их оказания.

Датой получения дохода от продажи услуги признается дата ее фактического использования клиентом. Т.е. то число, когда у него возникает обязанность оплатить оказанную услугу.

Эту точку зрения высказывал в своих письмах не только Минфин, но и другие ведомства. Кроме того, она подтверждается и постановлениями арбитражных судов, в частности, постановлением АС Московского округа от 24.03.2015 № Ф05-1779/2015.

Удаленка

Распространение коронавирусной инфекции и связанные с ним ограничения стали причиной перехода многих организаций на удаленный режим работы. Как это повлияет на учет расходов?

Проанализировав положения главы 25 НК РФ, специалисты ведомства пришли к выводу, что фирма, которая продолжает работать, пусть и в удаленном режиме, имеет право учитывать свои расходы в обычном порядке. Похожая точка зрения высказывалась и в другом письме Минфина от 15.05.2008 № 03-03-06/1/313. При временном переводе части сотрудников на удаленку расходы можно учитывать в полном объеме.

Этот вопрос сейчас очень актуален, поскольку, например, столичным работодателям необходимо перевести на удаленный режим не менее трети своих сотрудников в период с 5 по 28 октября. Каждую неделю им нужно отчитываться о выполнении этого требования. Если предписания будут нарушены, работодателя оштрафуют на крупную сумму. Кроме того, может быть приостановлена его деятельность. Все санкции против организаций, не соблюдающих установленные руководством города правила, прописаны в указах Мэра Москвы от 01.10.2020 № 96-УМ и от 06.10.2020 № 97-УМ.

Если сотрудника переводят на удаленку, необходимо издать соответствующий приказ и заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. У него должно быть все необходимое для выполнения рабочих обязанностей. Компания-работодатель также может предоставить ему оборудование для работы. При сохранении рабочего дня в прежнем объеме после перехода на удаленный режим платить меньше сотруднику нельзя. Это Минтруд подчеркнул в своих разъяснениях от 23.03.2020.

Приостановка работы

Если фирма приостановила свою деятельность в период распространения коронавируса, затраты, возникшие в связи с простоем работников, можно списать на основании подпунктов 3 и 4 пункта 2 статьи 265 НК РФ. При этом выплаты сотрудникам в этот период можно учитывать только в том случае, если они были сделаны в соответствии с законодательством.

Статья 157 Трудового кодекса устанавливает размер оплаты работникам в период простоя по причинам, не зависящим от сторон, в объеме не менее 2/3 оклада. Такие убытки не относятся к экономически неоправданным, поэтому эти суммы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Суммы, которые превышают размеры выплат работникам, установленным законодательством, учесть не получится.

К прямым расходам относятся издержки, которые организация несет во время простоя. Другие виды расходов, например, косвенные, учитывают в составе соответствующих групп «прибыльных» затрат.

Имущество фирмы, которое простаивает и временно не используется для получения дохода, по-прежнему относится к категории амортизируемого. Можно учесть начисленную за период простоя амортизацию. Для этого необходимо, чтобы деятельность компании была направлена на получение дохода. Если ее руководство решило приостановить деятельность, и основное средство будет законсервировано на срок более трех месяцев, амортизационные начисления на него не платятся.

Начать дискуссию

У карт UnionPay от Россельхозбанка будут проблемы с расчетами за границей

Клиентам, которые находятся за рубежом, рекомендуют снять наличные с карты UnionPay.

НДС

📦 Иностранных продавцов маркетплейсов обязали платить НДС в России. Что будет с ценами и риски оценивает первый вице-президент Союза Интернет-Торговли

С 1 июля 2024 года в ЕАЭС продавцы из стран Евразийского экономического союза обязаны уплачивать НДС в той стране, где их товар был фактически передан конечному покупателю.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Что вы предпочтете: действовать «на ощупь», рискуя совершить ошибку, или следовать четкой, понятной инструкции, в которой прописан каждый шаг? Бухгалтеры — люди прагматичные, поэтому мы практически уверены, что вы выбрали второе. Расскажем, как организовать и контролировать поток бумаг через отдел бухгалтерии с помощью графика документооборота.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Отвечайте на требования ФНС правильно! Инструкция от адвоката

Научитесь отвечать на требования ФНС, разберитесь какие требования являются незаконными, а также в какие сроки и что представлять.

Отпуска

Работодатель не обязан давать отпуск с последующим увольнением

Если сотрудник надумал увольняться, он может попросить предоставить ему все его оставшиеся дни отпуска с последующим увольнением.

До конца 2024 года не начисляют пени на положительное сальдо ЕНС

За каждый день просрочки платежа в случае несвоевременной уплаты по совокупной обязанности на ЕНС начисляют пени.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Самозанятые

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики

Отсутствие документов, которые подтверждают сотрудничество с самозанятыми, или ошибки в них грозят заказчику серьезными финансовыми последствиями — штрафами, доначислением налогов. Рассказываем об основных проблемах, с которыми сталкиваются компании при работе с документами самозанятых, и как их избежать.

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики
УСН

Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

6
Банки

Банки хотят штрафовать на 0,1% от капитала за навязывание услуг

Высокие штрафы заставят крупные кредитные организации отказаться от недобросовестных практик в работе с клиентами.

Система обратной связи от бизнеса будет работать в 30 регионах

Чтобы оперативно реагировать на проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, власти на базе Госуслуг создадут систему сбора обратной связи от бизнеса.

2
НДФЛ

Зарплата работающего за границей считается доходом от источников не в РФ

Доход налоговых резидентов РФ облагается НДФЛ, если он от источников в РФ или не в РФ. А вот доход нерезидентов облагается НДФЛ, только если он от источников в России.

Роспатент назвал шесть причин зарегистрировать товарный знак

Когда нужен товарный знак, Роспатент изложил в чек-листе.

🙅 Контактировать с ИФНС по налоговым вопросам не обязательно должен именно бухгалтер

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых НК, через законного или уполномоченного представителя. И этим представителем не обязательно должен быть бухгалтер организации.

1

При приватизации госимущества после аренды ИП не всегда налоговый агент по НДС

В торгах по приватизации государственного и муниципального имущества могут участвовать как юрлица, так и физлица. Причем это физлицо может быть ИП.

Отпуска

Отпуск-перезагрузка: Валаам

Большинство из нас не работают, а пашут круглосуточно. Поэтому когда уходишь в отпуск, то хочется отключиться от рабочих процессов полностью и перезагрузиться. Рассказываю свой способ полной перезагрузки.

Отпуск-перезагрузка: Валаам

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Сделали большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по упрощенке. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
1
НДС

Минфин: при выплате дивидендов недвижимостью есть НДС без права на вычет

Если дочерняя компания №2 на ОСНО выплачивает материнской компании №1 на ОСНО дивиденды в виде недвижимости, то компания №2 должна начислить с этой сделки НДС.

МИР

«Русский Стандарт» начал оформлять иностранцам карты «Мир» до их приезда в РФ

Иностранные туристы смогут оплачивать покупки в РФ картой «Мир». В отеле «Метрополь» гостям будут предлагать бесплатную банковскую карту. Ее можно пополнить со счета, которым турист пользуется в своей стране.

ПСН

Эксперт по налогам делится инструкцией для ИП и бухгалтеров по ПСН

Многим предпринимателям кажется, что патент – это панацея от всего. ПСН не требует особых трудозатрат, отчетности и учета. Но это далеко не так. Развеем эти мифы.

Интересные материалы

НДС

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом

Действительно, первый раз получил спам-звонок. В том смысле, что к кредитам, клиникам и старшим следователям по особо важным звонкам я уже привык. Но чтобы с предложением НДС? Такого еще не было. Этот звонок напомнил мне, что я забыл включить в план на этот месяц «ежеквартальный пост налоговой боли». Исправляюсь.

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом