«Клерк» становится еще ближе к бухгалтерам. Мы начинаем новую рубрику «Бухистории». В ней ваши коллеги — бухгалтеры, главбухи, аудиторы, налоговые консультанты — будут делиться историями из рабочей жизни. Присылайте свою прямо нашему главреду Марине Снеговской на snegovskaya@klerk.ru.
Хотите, опубликуем анонимно. Хотите, прославим ваше имя, название компании или, например, вашу страничку в соцсетях.
В этот раз с нами поделилась знакомой многим ситуацией про обнаглевших директоров бухгалтер Алена. Вот ее страничка в ВК. Она не только все очень жизненно описала, но и еще советы классные дала.
«Это мои деньги!» Как в очередной раз объяснить директору, что подотчет надо возвращать
У меня было 2 непосредственных директора (пока что) за мою скромную, но все-таки карьеру. Зато была куча руководителей компаний, которые я вела на фрилансе. И все, абсолютно все они не понимали, что нужно разделять собственный карман и счет предприятия.
«Мне нужно купить стиральную машину, что тебе надо, чтобы провести ее в учете?» Для начала поищу-ка я свою челюсть на полу. Нашла, подобрала. Ну и пошли «глупые вопросы от бухгалтера» — куда, для чего, ах, для дома, тогда как мы ее у нас проведем. Что отмывать будем — деньги, одежду сотрудников? Нет, серьезно!
И эти диалоги бесконечны и утомительны. Потому что каждый раз, как первый. Не уживается в голове директора-собственника простое понятие — деньги на счету организации, принадлежат именно организации, даже если у нее один-единственный и неповторимый учредитель и руководитель в одном лице. В руки директора эти средства могут перейти тремя путями:
-
зарплата
-
дивиденды
-
подотчет
Зарплата — не вариант. Во-первых «где ты видела такую зарплату в нашем Мухоморске?!», во-вторых, это же дорого — взносы 30% (22% — пенсионные, 5,1% — ФОМС, 2,9% — ФСС, ну и еще чуть-чуть травматизма), в-третьих — НДФЛ 13%. Ведь если кто-то хочет получить на руки 100000 рублей, то начислить ему должны больше — почти 115 тысяч. И очень часто так получается, что в общем-то работодатель платит НДФЛ, а не сам работник (ну согласитесь и признайте, что это так).
Что касается дивидендов, то тут все еще веселее. Казалось бы — 13% налога и все эти деньги твои, но тут руководители впадают в две крайности — с одной стороны придерживаются принципа старой компьютерной игры «нужно больше золота», т.е. жадничают заплатить тот самый НДФЛ, с другой — слишком заботятся об уменьшении прибыли, в результате чего расходы вылезают такие, что дивидендами можно разве что милостыню подать.
Остается что? Правильно — подотчет. А что, никаких налогов, никаких проблем — перевел себе любимому денег или вообще карточку корпоративную (упаси, господи) завел. Это же вообще настоящий безлимит на покупки.
Да, кстати, не будем забывать про зарплату в конверте. Добрые дяди-директора не только о себе думают, они еще и о работниках своих не забывают. Официальная зарплата — МРОТ, а все остальное вот вам прямо в руки, ну чтобы жена не знала сколько на самом деле получил, или от мужа заначку на черный день сделать, а то он тоже наверняка уже счет в офшорах любовницу завел. Ну и откуда возьмется та сама наличка?
Вот тут и начинается самый трэш для меня — бухгалтера. Как объяснить директору, что подотчет надо вернуть или принести подтверждающие расходы документы? И под расходами понимаются не покупки в Ашане или оплата путевки теще (бывали чеки и покруче), а именно затраты на нужды организации.
Я для себя нашла четыре варианта ответа на вопрос, в зависимости от вменяемости и адекватности руководителя:
-
Руководитель-невменяла. Тут без вариантов — никак. Т.е. сколько раз ты не пытаешься донести до человека суть проблемы и ее последствия, он только посмеивается и говорит «девочка, ты с мое поработай тогда и будешь учить, всю жизнь так делаем». Обычно я просто с таким человеком раскланиваюсь. Серьезно, если бы это была моя основная работа я несла бы ненамного меньшую ответственность за все происходящее, чем сам директор. Хорошо, что такие неадекваты попадались на фрилансе и мы очень быстро расставались.
-
Директор-«сделай, чтоб налоги не платить». В принципе ,он согласен, что проблема есть и с ней нужно что-то делать, но не готов за это расплачиваться, т.е. платить налоги. Просит найти какие-то пути отхода и латания дыр. Здесь есть с чем работать — можно объяснить, что 13% с дивидендов это гораздо меньше, чем насчитает налоговая, если сочтет подотчетные средства доходом физлица. Что далеко ходить. Недавно «Клерк» писал о подобном деле. Вот, кстати, наглядные примеры с обрисовкой всех, так называемых крутых схем — лучшее подкрепление слов. И даже лучше приводить в пример не дела крупных компаний, потому что можно услышать, что все это происки злых конкурентов (именно они деньги в карман руководства пачками накладывают), а какую-нибудь местную арбитражную практику.
-
Директор-«обоснуй». Красная книга по нему не плачет, встречается довольно часто и с ним можно спокойно обсуждать деятельность организации и возникающие сложности. Он требовательный, поэтому стоит запастись железными аргументами в защиту своего мнения — ссылками и выдержками из законодательства, тем же арбитражем, расчетами с примерами различных вариантов действий и бездействия. Мне такие нравятся, заставляют постоянно быть в тонусе, следить за новыми тенденциями и изменениями законодательства, общаются на профессиональном уровне. Главное, чтобы не впадали в крайность, иначе на каждый чих будешь составлять презентацию со слайдами и диаграммами.
-
Руководитель-«где подписать». С одной стороны с ним проще всего — он доверяет главбуху, как себе и не станет вести допрос с пристрастием, почему нужно сделать именно так, раз надо — значит надо. Проблема в том, что и другим он также верит, поэтому может влезть в малозаконные схемы по простоте душевной. В общем за ними глаз да глаз! И нужно стараться не косячить самой (что уж таиться, такое тоже бывает).
Иногда наши дорогие руководители забывают, что не всегда нужно что-то придумывать, а можно совершенно правомерно принимать в расходы произведенные затраты:
-
Оплата путевок сотруднику и его родственникам. Сейчас по НК есть возможность принять в расходы оплату путевок по России для сотрудника и членов его семьи, хотя есть ограничения по сумме и составу расходов, а договор работодатель должен заключить с туроператором напрямую.
-
Материальная помощь. При рождении ребенка — 50000, в других случаях — 4000 в год, а также отдельно подарок стоимостью до 4000 рублей в год без налогообложения.
-
Компенсация за использование имущества. Автомобиль, компьютер, принтер, МФУ, смартфон, гараж (ставить рабочую машину) — все имущество, которое руководитель использует для работы организации можно компенсировать или платить за него аренду. Для некоторых видов имущества (например, авто) существуют ограничения по размеру компенсации, также не всегда компенсация будет освобождаться от НДФЛ и взносов, тут придется приходить к компромиссу.
-
Оплата лечения. Компания может оплатить лечение или покупку медикаментов сотрудникам. Как и с оплатой путевок здесь имеются ограничения.
-
Для выполнения разовых или временных работ, например, настройки компьютерной сети, доставки корреспонденции, перевозки материалов, распространении рекламных листовок и т.д. можно нанять не просто фрилансера, которому надо платить наличкой (и непонятно как ее потом списать), а самозанятого. Тут и официальный договор можно составить и расчеты электронным чеком подтвердить.
Есть у вас еще варианты? Поделитесь, все-таки я говорила — продолжительность моей карьеры бухгалтера пока очень скромная :-)
Комментарии
5))
Начало карьеры прямо видно. Разово можно списать и стиралку, и плиту и много чего. А бороться.. Ну есть закон о бухучете - директор подписал, он и отвечает. Ну или бежать, коли в своих силах не уверены.
А зачем такому "директору- собственнику" вообще что- то объяснять больше одного раза? Его дело подписывать свои решения приказами и прочими документами. Его фирма - его деньги- его решения - его ответственность.