Если подотчетное лицо не отчиталось в срок, бухгалтеру необходимо предпринять ряд действий согласно определенному алгоритму. О нем мы и расскажем в этой статье.
Порядок предоставления денежных средств под отчет
Нередко в компании возникают ситуации, когда сотрудник должен самостоятельно закупить материалы для производства, расплатиться за какие-либо услуги наличными средствами либо получить командировочные (как на руки, так и безналичным путем). Все это превращает обычного сотрудника в подотчетное с точки зрения бухгалтерии лицо.
Выдача денежных средств под отчет регламентируется указанием Банка России «О порядке ведения кассовых операций юрлицами...» от 11.03.2014 № 3210-У.
В данном документе указано, что сотрудник получает деньги из кассы на основании собственного заявления или распоряжения руководителя организации, в котором прописывается:
- цель получения денежных средств;
- запрашиваемая сумма;
- планируемый срок траты финансов (период покупки материалов, сроки командировки, например).
С 30.11.2020 в заявлении на выдачу денег под отчет не обязательно указывать сумму аванса и срок, на который выдают подотчетные суммы. Также работодателям разрешили оформлять один приказ на несколько выдач наличных денег одному или нескольким работникам. В этом случае нужно указать фамилию, сумму и срок, на который выдают деньги, по каждому работнику.
Отчитаться за потраченные средства подотчетник должен в течение установленного работодателем срока. Требование о представлении авансового отчета в трехдневный срок исключили указанием Банка России от 05.10.2020 № 5587-У. То есть в бухгалтерии должен появиться авансовый отчет с приложением подтверждающих бумаг. Проверку документа необходимо произвести в сроки, установленные внутренними распоряжениями.
Также стоит отметить, что, по мнению налоговых органов, на предприятии должен существовать приказ, в котором будут указаны все лица, имеющие право получать денежные средства под отчет, и сроки представления ими отчета.
Нарушение сроков представления авансового отчета
Нередко случается, что авансовый отчет поступает в бухгалтерию гораздо позднее заявленного срока.
Например, Макаров А. И. был в командировке в Калининграде с 20 по 22 июля 20ХХ года. Оргнизацией установлен 3-х дневный срок для представления отчета. Это значит, что не позднее 27 июля он должен был отчитаться о потраченных средствах. Авансовый отчет был отдан на проверку только 3 августа 2020 года.
Чем это грозит предприятию:
- Сумму, потраченную сотрудником, нельзя будет включить в расходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (в примере — при расчете авансовых платежей за полугодие), поскольку расход этих денежных средств документально на конец периода не подтвержден.
- Существует спорный момент по начислению НДФЛ и взносы по авансам, выданным работникам. Позиция ФНС ясна: на подобные суммы необходимо начислять налог. Но есть судебная практика, подтверждающая, что подотчетные суммы не являются доходом налогоплательщика и, следовательно, не должны облагаться налогом. Какой позиции придерживаться, решает руководитель. Налоговики при проверке могут попытаться доначислить налоги, и, возможно, отстаивать свою позицию придется в суде.
3. Также будут нарушены правила ведения кассовых операций.
Важно! Работодатель вправе принять решение об удержании денег из заработной платы работника не позднее месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, и при условии, что работник не оспаривает основания и размер удержания (ст. 137 ТК РФ), а уже потом, после сдачи отчета, вернуть ему денежные средства.
Итак, что делать бухгалтеру во избежание подобной ситуации:
- Следить, чтобы все подотчетные лица были ознакомлены с внутренними распоряжениями о выдаче сумм под отчет.
- Возможно, напоминать сотрудникам о необходимости своевременного представления документа.
Итоги
Непредставление сотрудником авансового отчета в срок — вопрос больше внутренней дисциплины, чем нарушения бухгалтерских норм. При этом следует помнить, что отсутствие каких-либо «затратных» документов ставит под вопрос правомерность принятых к учету расходов.
Комментарии
2Чтобы не было таких проблем, нужно прописать срок предоставления авансового отчета в течении полугода например.
Ну да, чтобы полгода отчет несли?))) У нас прописан месяц, в течение месяца все собирают чеки и в конце приходят с отчетом, кто не принес - не получит новую сумму подотчет (а в командировки за свои что-то никто ехать не рвется). Часто получаются перерасходы, потому что приходится, например, запчасти покупать. Так что нест документы шустро. А вообще можно дира напугать - мол не будет авансовых, прибыль на расходы не снизим - налоги вылезут ого-го. Он сам всех построит)