Товарный знак

Что такое классы МКТУ для регистрации товарного знака и как их выбрать?

Обязательный элемент любой заявки на регистрацию товарного знака — это указание классов МКТУ, то есть конкретизация ниши, в которой вы планируете использовать свое обозначение. Выбор классов похож на выбор при регистрации бизнеса кодов ОКВЭД.
Что такое классы МКТУ для регистрации товарного знака и как их выбрать?

Обязательный элемент любой заявки на регистрацию товарного знака — это указание классов МКТУ, то есть конкретизация ниши, в которой вы планируете использовать свое обозначение. Выбор классов похож на выбор при регистрации бизнеса кодов ОКВЭД.

Чтобы процесс подачи заявок на регистрацию товарных знаков был проще, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) создала Международную классификацию товаров и услуг (МКТУ), которая включает в себя 34 класса товаров и 11 классов услуг.

Более 80 государств, и в том числе Россия, применяют МКТУ при регистрации товарных знаков. Использование МКТУ является обязательным не только для национальной регистрации знаков, но и для международной.

Каждый класс состоит из заголовка, пояснительных примечаний и алфавитного списка товаров и услуг.

Например, класс МКТУ (товары)

Класс 2: Краски, олифы, лаки; защитные средства, предохраняющие металлы от коррозии и древесину от разрушения; красящие вещества; протравы; необработанные природные смолы; листовые и порошкообразные металлы, используемые для художественно-декоративных целей и художественной печати.

Класс МКТУ (услуги)

Класс 36: Страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью.

В классы МКТУ включено около 10 тыс. товаров и около тысячи услуг. Классификатор, несмотря на ежегодные обновления, не содержит в своем составе исчерпывающий перечень товаров и услуг. Некоторые виды продуктов и изделий отсутствуют в нем вовсе.

Кисель в МКТУ отсутствует

В нашей практике мы столкнулись с отсутствием в МКТУ такого товара, как кисель. Компания «Сибирская клетчатка» при оформлении заявки на товарный знак «KissЭль» хотела использовать его в отношении киселей, но с выбором класса возникли сложности.

Практика Роспатента в решении данного вопроса неоднозначна. При регистрации товарных знаков «кисель» включали как в 29 класс МКТУ (класс включает, в основном, продовольственные товары животного происхождения, а также овощи и фрукты, консервированные или подготовленные для употребления), так и в 32 (класс включает, в основном, напитки безалкогольные, а также пиво).

Решая для нашего клиента эту задачу, мы подали заявку на регистрацию обозначения в обоих классах. Экспертиза Роспатента, изучив перечень товаров, указала на относимость товара «кисель» к 29 классу МКТУ и исключила рубрику «кисель готовый» из 32 класса. Клиент согласился с мнением ведомства и товарный знак получил свою правовую охрану в отношении необходимых ему продуктов.

Три правила при выборе класса МКТУ

Когда вы определились с регистрируемым обозначением, на следующем шаге необходимо сориентироваться в отношении каких классов МКТУ ваш знак будет использоваться. Приступая к выбору классов, необходимо соблюсти следующие условия:

Первое. Использовать актуальную редакцию МКТУ — ежегодно на сайте Роспатента публикуется новая версия. С начала 2021 года вступило в силу уже 5-е издание 11-й редакции Международной классификации товаров и услуг.

Нередко названия товаров из перечней классов исключаются или дополняются новыми. Например, последняя версия МКТУ дополнилась такими новыми рубриками как «средства дезинфицирующие» (05 класс), «услуги артистов» (41 класс), «аренда хирургических роботов» (44 класс) и др. Нередки случаи переноса позиции из одного класса в другой: услуга «снабжение товарами третьих лиц» ранее относилась к 42 классу МКТУ, теперь — к 35-му.

Поэтому используемая вами редакция МКТУ должна быть актуальной, иначе есть риск получения дополнительных запросов по заявке от Роспатента.

Второе. Выбрать классы товаров и услуг, которые соответствуют производимой вами продукции или типу оказываемых услуг. Если вы в перспективе планируете расширить ассортимент выпускаемой продукции либо освоить иные виды деятельности, то имеет смысл включить соответствующие классы товаров/услуг в заявку, поскольку после подачи заявки, тем более регистрации товарного знака, сделать это будет невозможно.

Третье. Добавить уточняющие рубрики при отсутствии необходимых наименований товаров в МКТУ. Что имеется в виду? Вы вправе указать в заявке товар и/или услугу, отсутствующие в МКТУ, дополнительно отметив видовое понятие с учетом общепринятой терминологии. Эксперт Роспатента может не согласиться с выбранной вами формулировкой и исключить ее при проведении экспертизы, однако всегда имеет смысл максимально четко охарактеризовать объем своих притязаний.

В нашей практике был пример, когда клиент, крупный пищевой холдинг, регистрировал товарный знак для снэков тараллини. Это хлебобулочное изделие кухни южной Италии, схожее с сушками /бубликами с различными добавками (чеснок, острый перец, лук и т.д.). В заявке на регистрацию мы выбрали 30 класс МКТУ и указали дополнительно наименование «тараллини», так как в нужном нам классе такой рубрики товаров не было.

Однако, рассматривая заявку, Роспатент из заявленного перечня товаров 30 класса исключил добавленную нами рубрику «тараллини» и предложил заменить ее на «хлебные изделия в форме бубликов или сушек». Поскольку мнение эксперта Роспатента не вредило интересам клиента, мы его поддержали и товарный знак был зарегистрирован с нужным клиенту объемом правовой охраны.

Отсутствие ошибок в выборе класса МКТУ и товаров в его составе напрямую связано с качеством подаваемой заявки в Роспатент, и позволяет избежать дополнительных запросов экспертизы, что сэкономит вам время и финансы. В перспективе, выбранные вами классы МКТУ повлияют на необходимый объем правовой охраны вашего товарного знака.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

2
  • Лидия С

    какие преимущества у товара с наличием товарного знака?

    • Ирина Мануйлова

       @Lenavnino, добрый день! Товарный знак – это, в первую очередь, ориентир для потребителя. В предложенном ассортименте он идентифицирует товар производителя, которому доверяет.

      Наличие зарегистрированного товарного знака дает преимущество прежде всего его правообладателю, а именно – легальную монополию на использование товарного знака в отношении определенной группы товаров. Также правообладатель получает возможность пресекать неправомерное использование тождественных либо сходных с ним обозначений для маркировки однородной продукции другими производителями.

      При этом товарный знак не является гарантией качества товара. Для подтверждения соответствия качества продукции требованиям стандарта используется специальная система знаков.