Активное развитие всех сегментов российской экономики, а также приход крупного западного капитала в Россию обусловливает спрос на услуги юристов. Но в какой области они ценятся сегодня выше всего? Об этом корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Александру Саполнову рассказал Юрий Дорфман, руководитель сектора «Юриспруденция, страхование, HR» хедхантинговой компании Cornerstone.
– Юрий, скажите, на каких юристов в различных сегментах нашего рынка сейчас наблюдается наибольший спрос?
Спрос на качественные юридические услуги наблюдается, безусловно, во всех сферах. Но есть и наиболее востребованные специалисты – например, одними из них являются юристы по недвижимости, что связано, в первую очередь, с бурным ростом этого рынка.
Увеличивается спрос на юристов по слияниям и поглощениям (M&A). Особенно они нужны в крупных российских компаниях, которые стремятся к консолидации рынка, приобретая новые бизнесы и компании и расширяя географию своего присутствия. При этом ценятся специалисты, имеющие международный опыт обслуживания таких сделок.
Инвестиционные банки и компании ощущают высокую потребность в юристах, имеющих опыт работы в области рынка ценных бумаг и рынков капитала – высококвалифицированных специалистах, имеющих опыт работы, как с российским, так и с зарубежным законодательством по ценным бумагам. Основная их функция – юридическое обслуживание процедуры IPO и сопровождение выпуска долговых инструментов с фиксированной доходностью (еврооблигаций и корпоративных облигаций).
– А кто совсем в дефиците?
Если говорить в общем, то наблюдается общий дефицит квалифицированных специалистов. Крайне востребованы и специалисты по деривативам и производным финансовым инструментам, но в связи с тем, что этот сегмент в России только начинает зарождаться, специалистов такого профиля приходится обычно искать на Западе. Спрос на специализацию compliance (от англ. – «соответствие») тоже превышает средний. Специалист по compliance следит за тем, чтобы все процедуры ведения бизнеса соответствовали законодательству и корпоративным стандартам. Например, в российских отделениях западных банков все внутренние процессы должны выполняться в соответствии со стандартами, принятыми в западных штаб-квартирах. Поэтому в большинстве случаев необходим человек с опытом работе на Западе.
– Где «куются» эти кадры?
В ведущих вузах России (естественно, профильное образование), таких как МГУ, МГЮА, МГИМО и Запада. Особенно ценятся кадры, получившие степень LLM за рубежом на очной форме обучения. Престижное и качественное образование играет очень важную роль в будущей карьере. Растущие уровень образования и опыта российских юристов привели к тому, что многие позиции высокого уровня, которые раньше занимали в основном экспаты, сейчас занимают российские юристы. Они способны применять западные стандарты к российской действительности. Но таких специалистов, на самом деле, не так много. Мне кажется, что в Москве и Санкт-Петербурге их не более 1500 человек.
– Сильно ли сейчас востребованы топ-менеджеры в сфере юриспруденции? Если да, то почему?
Достаточно быстрыми темпами увеличиваются штаты юридических отделов компаний, так называемый in-house. Поиск старших юристов и партнеров в юридических компаниях и юристов занимающих позиции топ менеджеров в in-house – занимает львиную долю портфеля заказов на юридическом сегменте. Можно смело говорить о том, что с развитием бизнеса увеличивается потребность в высококлассных специалистах.
– Какие профессионально-личностные требования работодатели предъявляют к кандидатам на должность топового юриста (возраст, образование, опыт работы и т.д.)?
Не могу сказать, что существуют строгие возрастные рамки. Поскольку эти люди часто возглавляют юридические службы крупнейших компаний страны или входят в состав совета директоров и управленческих команд, у них должен быть большой опыт работы в западной юридической среде. Как правило, такие специалисты имеют дополнительное образование в области правоведения, полученное в ведущих западных школах: Columbia, Stanford, Berkley, Yale. Если 10 лет назад специалисты с таким образованием были уникальны, то сейчас многие пришли к пониманию, что это хороший способ развития карьеры. Разумеется, юрист такого уровня – это стрессоустойчивый, энергичный, трудолюбивый, харизматичный, нацеленный на результат человек.
– Каков уровень оплаты труда в сфере юриспруденции?
Важной тенденцией является и рост доходов ведущих специалистов. Еще 3–4 года назад руководитель юридической службы крупного западного банка получал до $10 тыс. в месяц, сегодня же ведущие западные банки готовы платить этой категории сотрудников не менее $15–20 тыс. Такой же доход имеют специалисты с десятилетним и более опытом работы в западных юридических фирмах.
Больше всех платят своим сотрудникам американские юридические фирмы, следом за ними идут английские, затем другие европейские компании. В годовой доход кандидата входит не только зарплата, но и бонус. В юридических фирмах бонус обычно ниже, чем в корпорациях, и редко превышает 20% от годовой зарплаты. В крупных корпорациях бонусы достигают 50% в год, а в инвестиционных банках топовым юристам выплачивают бонус до 100% от годовой зарплаты.
3 года назад мы уже проводили обзор зарплат юристов, но стремительно меняющаяся ситуация на рынке говорит о том, что назрела необходимость подготовить новый обзор, что и будет сделано специалистами нашей компании в ближайшее время.
– Есть ли данные относительно того, как специалисты в юридической сфере предпочитают искать работу?
При поиске нового места работы большинство юристов предпочитают использовать личные связи или взаимодействовать с уже проверенными хэдхантерами. Обычно высокопоставленные юристы очень чувствительно относятся к любой информации, которая от них исходит.
Консервативность кандидатов в вопросах смены места работы требует от хэдхантеров дополнительных усилий. Необходимо выстроить взаимоотношения с таким кандидатом, помочь ему разобраться в собственной мотивации, раскрыть перспективы нового места работы. Уход «большого» юриста к другому работодателю всегда является событием на рынке.
Комментарии
2