Как автоматизировать управление закупками в «1С:Документооборот» 

Большинство компаний используют в своей работе типовые продукты и конфигурации, например, «1С:Бухгалтерия», «1С:Управление торговлей», «1С:Документооборот» и другие. Это позволяет сэкономить бюджет и избежать дополнительных затрат на внесение изменений и их поддержку. При этом могут возникнуть нетиповые вопросы, на которые нужно предложить нетиповое решение: например, одним из таких запросов может стать интеграция функции автоматизированного управления закупками в систему «1С:Документооборот».
Как автоматизировать управление закупками в «1С:Документооборот» 
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

О том, как учесть пожелание компании и разработать новый подход к использованию «1С:Документооборот», сделав её еще более гибкой и отвечающей запросам бизнеса рассказываем в статье.

Исходные данные

Стандартный набор решений «1С:Документооборот» (далее — «1С:ДО») предлагает следующие возможности: 

  • учет входящих, исходящих, внутренних документов;

  • учет договоров и договорных документов;

  • учет доверенностей, протоколов совещаний/мероприятий.

Но что если компания хочет добавить к этому функционалу ещё и возможность управлять закупками? 

Эту задачу можно разбить на 2 основные подзадачи: 

  • управление закупками, куда входит всё — от сбора потребностей и организации закупок до подтверждения факта исполнения договоров;

  • управление механизмом согласования документов, формируемых на каждом этапе управления закупками.

В системы «1С:Управление холдингом» и «1С:ERP» встроены механизмы управления закупками, которые при помощи различных модификаций могут решить вопрос управления закупками, поэтому решить первую подзадачу вполне возможно, а вот рабочих способов решения второй подзадачи в этих системах, по сути, нет.

Что здесь можно предложить

  1. Расширить и усилить механизмы управления бизнес-процессами в типовых учетных конфигурациях («1С:УХ» или «1С:ERP»).

  2. Использовать бесшовную интеграцию учетных систем с «1С:ДО».

  3. Доработать «1С:ДО» для работы с документами закупок.

У первых двух решений есть свои недостатки.

Даже при доработке механизмов «1С:УХ» или «1С:ERP», будет сложно достичь той гибкости управления процессами, которую дает «1С:ДО».

Если у заказчика сложные механизмы согласования документов, для управления которыми не хватает инструментов учетных систем, то заниматься их модификацией не стоит.

Второй вариант с использованием бесшовной интеграции может быть вполне рабочим, но только в том случае, когда заказчик уже приобрел конфигурацию «1С:УХ» или «1С:ERP», а предлагаемый в типовом решении механизм управления закупками по большей части его устраивает.

В том случае, если процедура проведения закупок отличается от того механизма, который заложен вендором, то самым оптимальным решением становится доработка «1С:ДО» для работы с документами закупок.

Как реализовать

Приведем в качестве примера абстрактный, но содержащий все основные этапы, процесс проведения закупок в организации: 

Процесс проведения закупок в организации. Источник: ALP Group

Почти на каждом этапе проведения закупки формируется документ, содержащий в себе информацию, необходимую для закупки.  

На каждом этапе может быть несколько документов, и они будут формироваться на различных уровнях организации, со своими правилами и исполнителями. Каждый из этих документов должен содержать, как минимум, информацию о виде закупаемого товара, его количестве и плановой стоимости, а также о других характеристиках, влияющих на проведение закупок.

Как правило, количество этих характеристик увеличивается при переходе от одной точки к другой в рамках процесса закупки.

Самое простое и очевидное решение задачи в «1С:ДО» — формировать документ в отдельном файле и прикладывать его к своему внутреннему документу, для которого уже настроен комплексный бизнес-процесс его обработки.

Такой подход хорош тем, что он не требует вообще никаких изменений в конфигурации. Но, увы, это не корпоративное решение: при таком подходе не автоматизируется процесс заполнения последующих документов на основании предыдущих и фактически отсутствуют механизмы автоматического контроля.

Второй вариант решения задачи — добавлять необходимые реквизиты во внутренний документ. Но и это не будет оптимальным вариантом: каждый документ имеет свой набор реквизитов и, как следствие, свою форму, а помещать все реквизиты в один документ и для каждого его использования делать отдельную форму — излишне утяжелит документ и сделает затруднительным сопровождение подобной конфигурации.

Таким образом, единственный работоспособный вариант, который мы использовали в своей практике — создавать свои документы с необходимой структурой и набором табличных частей.

Ввиду того, что реализация механизма управления бизнес-процессами в «1С:ДО» разбросана по большому количеству модулей, идея расширения типов предметов для бизнес-процессов является довольно ошибкоемкой.

Чтобы не вмешиваться в этот механизм, заказчику может быть предложено следующее решение:

Предложенное решение. Источник: ALP Group

Для каждого документа, необходимого в организации процесса закупки, создается свой объект метаданных в конфигурации «1С:ДО» (лучше — документ, со своими реквизитами и формами, так как, скорее всего, для обеспечения функций контроля и формирования документов на основании понадобятся движения по регистрам).

Для этого объекта метаданных устанавливается соответствие с определенным видом внутреннего документа. Зафиксировать эту связь можно разными способами. Но наиболее оптимальным, на наш взгляд, является создание регистра сведений.

При первом запуске обработки документа управления закупками должны автоматически создаваться элемент справочника «Внутренние документы» с реквизитом «Вид документа», равным соответствию, определенному ранее (далее — Аватар), и сохраняться информация о связях между ними.

Информацию о связях рекомендуется хранить в отдельном регистре сведений, где основной документ — это измерение, а внутренний документ — ресурс. Предметом же бизнес-процесса должен быть именно Аватар.

,

При таком подходе получится создать фактически независимый блок управления закупками, а единственным вмешательством в типовой «1С:ДО» будет механизм подмены отображаемой формы при открытии внутреннего документа с видом, связанным с одним из документов управления закупками, и запрет на ручное создание внутренних документов с этими типами.

Для тех же этапов управления закупкой, где нужен не документ, а какой-то обработчик ожидания — например, ожидания исполнения договора или окончания торгов, по результатам которых нужно уведомлять пользователей о произошедших событиях, — следует использовать собственные обработчики бизнес-событий, которые должны продвигать вперед маршруты бизнес-процессов, запущенных на основании предыдущего документа.

Автоматизация документооборота в системе блока закупок — один из самых популярных из неочевидных запросов заказчиков. В таком проекте важно не утяжелить систему, учесть все механизмы согласования документов и возможность их автоматического контроля.

Благодаря описанному подходу к автоматизации блока управления закупками, типовая конфигурация «1С:ДО» остается почти нетронутой, а все изменения выполняются в объектах метаданных, что сильно облегчает будущую поддержку системы.

Начать дискуссию

Глава Минфина: изменения в налоговой системе сократят неравенство

Прогрессивное налогообложение коснется только тех, у кого высокие доходы. Для семей с двумя и более детьми предложат дополнительные вычеты по НДФЛ.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Цифра дня. Про обеды на работе

Аналитики выяснили, что в среднем работающие россияне тратят на один обед около 438,5 рублей.

Цифра дня. Про обеды на работе
Кадры

30% работодателей привлекают сотрудников на аутсорсе

Чаще всего внешних специалистов привлекают представители микробизнеса. Это позволяет большинству работодателей сосредоточиться на основной деятельности и не искать персонал в штат.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Полезные фишки в Excel, которые пригодятся каждому бухгалтеру

Собрали для вас полезные советы, которые помогут упростить и ускорить работу в программе Excel.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

У «Тинькофф Капитал» появился биржевой фонд для инвестиций в IT

Впервые на рынке «Тинькофф Капитал» запустил фонд, инвестирующий в акции публичных технологических компаний России.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

Банк России решил избавить россиян от железной мелочи. Он запустил акцию «Монетная неделя». Все желающие смогут принести мелочь в банк и без комиссии обменять ее на бумажные купюры или зачислить средства на свой счет.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С сегодняшнего дня запретили вывозить отходы и лом драгоценных металлов

Правительство ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгметаллов с 20 мая по 20 ноября 2024 года.

ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

3 мая 2024 года вступил в силу приказ СФР от 12.01.2024 № 9. Он утвердил единые правила электронного направления в Соцфонд России данных, необходимых для назначения и выплаты пособий. Рассказываем об изменениях и порядке представления данных в отделения СФР.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

Кабмин выделит деньги на развитие сельских территорий

Жители сел смогут оформить льготные кредиты на благоустройство домов по ставке 5%. Государство компенсирует банкам разницу с рыночной ставкой.

📝 Амнистия за дробление, возможно, будет после декларирования всех подконтрольных компаний. Экономическая суть здесь важнее самих критериев, считает юрист

Добровольный механизм декларирования взаимосвязанных юридических лиц позволит властям определить, кто подпадет под амнистию.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов
УСН

На УСН скидка от поставщика влияет на учет дохода

Некоторые поставщики компаний и ИП на УСН предоставляют им скидки на товар за выполнение объема закупок в счет снижения дебиторской задолженности.

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Чек — самый главный документ для заказчика: он позволяет принять оплату внештатному исполнителю на расходы. Однако бывают случаи, когда чек аннулирован — это может вызвать дополнительные трудности. В этой статье разбираем почему такое может произойти и что в этом случае делать заказчику.  

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

СПБ Банк подает обращение в OFAC для разблокировки иностранных активов

Обратившись в OFAC, инвесторы смогут получить индивидуальную лицензию, чтобы перевести замороженные активы в организации, которые не попали под санкции, и вернуть доступ к заблокированным иностранным бумагам.

Госдума хочет отправить многодетных матерей на досрочную пенсию

Депутаты собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52 лет.

Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

У судов может появиться информационная система по работе с коллективными исками

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Интересные материалы

Как учесть доменное имя сайта в качестве НМА

По ГК сайт является программным продуктом и относится к результатам интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225). При соответствии установленным признакам они выступают нематериальными активами.