Карьера бухгалтера

Советы экспертов: как избежать 7 распространенных ошибок начинающих продажников

Ошибки случаются, а у новичков особенно часто. Главное — учиться на этом и не застревать в чувстве вины. Рассказываем о самых частых просчетах начинающих специалистов по продажам. Вы узнаете, как избежать разных оплошностей или, если не удалось, извлечь из них пользу.
Советы экспертов: как избежать 7 распространенных ошибок начинающих продажников
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Оговоримся, что не будем рассматривать ситуативные промахи: ошибки в договоре, забывчивость и опоздания, перепутанные отчества собеседников. Сосредоточимся на принципиальных ошибках, которые могут повторяться из-за неопытности, недостатка информации, непонимания «внутренней кухни» продаж и технологии переговоров.

1. Не воспринимать процесс продажи всерьез

Как это бывает

«Ну подумаешь, что-то кому-то продать! Обычный диалог, на грани обмена любезностями. Покупателю нужен товар — он есть, а в цене сойдемся».

К чему может привести

Вы будете упускать одного клиента за другим, потому что не хотите вникать в технологию продаж, осваивать искусство переговоров. Так и не научитесь выявлять истинные боли и потребности клиента и в итоге рискуете разочароваться в профессии.

Как избежать

Специалист по продажам — одна из древнейших профессий. Как бы ни менялись времена, технологии и названия должностей, а также несмотря на легкий вход, спрос на грамотных продавцов остается высоким.

Учитесь продавать: по книгам, статьям, на мастер-классах и тренингах. Наблюдайте за коллегами и руководителями, ищите грамотных наставников.

«До работы в продажах у меня был опыт, который не был связан с коммуникациями, и мне казалось, в этом нет ничего сложного. Позвонил, рассказал, сделал продажу. Казалось, это только творчество и некий фарт. Безусловно, иногда везет. Творчество в профессии тоже есть: например, от вас зависит, какую роль вы выберете в процессе переговоров. Но важнее технология продаж, а именно соблюдение пяти этапов: установление контакта, выявление потребностей, презентация, работа с возражениями и выход на сделку», — Александра Бабенко.

2. Пренебрегать подготовкой

Как это бывает

Вы приходите на встречу с клиентом-ЛПР (ЛПР — лицо, принимающее решение) и не можете вспомнить ни имя помощника, который организовал вам встречу, ни даже имя самого собеседника. Когда клиент упоминает конкурента, товарами которого пользуется, не получается сходу провести аргументированное сравнение — потому что вы не знали заранее, что человек покупает именно этот товар. И далее по списку…

К чему может привести

Вероятно, вас сочтут новичком, что нехорошо. Или, того хуже, заподозрят в легкомыслии и пренебрежении подготовкой.

Совсем плохо — если ваше невежество наложит отпечаток на компанию, которую вы представляете, или на продукт, который предлагаете.

Как избежать

Назначайте встречи с запасом времени и готовьтесь. Собирайте информацию в интернете, на сайте, в соцсетях, у коллег, которые прежде ходили на встречи с этим клиентом.

Используйте приемы разведки: звоните, представляйтесь другим человеком и задавайте интересующие вас вопросы; устанавливайте приятельские, доверительные отношения с секретарями, администраторами, ассистентами и стажерами в компании клиента.

«Совершив пару ошибок, я начала лучше готовиться к любому звонку, любой встрече с клиентом. Чтобы продажи из случайных и разовых превращались в регулярные, а менеджер стал успешным, нужно готовиться, собирать информацию о том, чем живет клиент, чем он пользуется, в каких активностях участвует. Всё это помогает найти аргументы для отработки сомнений или просто вступить в диалог, вовлечь в него клиента», — Александра Бабенко.

Курс Бухгалтер маркетплейса научит вас не только вести бухгалтерию для селлера, но и читать отчеты с плозадок, учитывать особенности разных видов договоров, проводить операции в 1С.

Закрепить знания вы смжете с помощью тестов, а преподаватели ответят на ваши вопросы в чате курса.

3. Плохо владеть технологией продаж

Как это бывает

Все люди разные, все клиенты разные, и для вас каждая встреча — полет фантазии и импровизация. Иногда это работает, но чаще нет. Покупатели почему-то отказываются слушать про продукт, прикрываются отговоркой «дорого» или кормят обещаниями посмотреть и перезвонить.

К чему может привести

С каждой следующей встречей страх отказа будет усиливаться и вы будете испытывать всё больший стресс. Доход будет стоять на месте, как и ваш профессионализм, или вы и вовсе выгорите.

Как избежать

Учитесь и, что важнее, практикуйтесь. Отрабатывайте каждый этап продажи, не торопитесь переходить к следующему.

Консультируйтесь у более опытных коллег о подходах к покупателям и обязательно анализируйте возможные причины каждого отказа.

«Часто у новичков бывает так: вы завязали беседу с клиентом, установили контакт — и перескочили на презентацию продукта. Фактически вы не знаете, какая у клиента есть потребность, поэтому не можете прокомментировать его проблему, проявить заинтересованность в нем как в человеке — сразу начинаете «впаривать». Более того, вы сами не понимаете, чем можете быть ему полезны. Скорее всего, получите отказ. А причина — в том, что вы не прошли все этапы продаж, проигнорировали технологию», — Александра Бабенко.

4. Обманывать и преувеличивать ради закрытия сделки

Как это бывает

У конкурента товар обладает определенной характеристикой, а у вас — нет. Или ваш товар новый и пока не имеет отзывов. Или качественную техподдержку в компании еще не наладили.

Как продавать?

Менеджеру приходится «увиливать» и наигранно утверждать, что характеристика несущественная, что отзывы в процессе обработки, что техподдержка обязательно будет — причем эксклюзивная.

К чему может привести

Если обман вскроется после продажи, отношения с клиентом испортятся (он может даже расторгнуть сделку и потребовать возмещения убытков). Если клиент узнает правду до подписания договора, пострадает лично ваша репутация и довести переговоры до продажи будет в разы сложнее.

Как избежать

Мало кто продает безупречный товар на идеальных условиях и по самой низкой на рынке цене.

Можно умолчать о каких-то недостатках или расставить акценты так, чтобы ценность вашего предложения оказалась высокой. И всё же давайте честные ответы на прямые вопросы и не позволяйте себе преувеличивать, приводя аргументы в пользу покупки.

«Есть у нас отдел, который занимается ключевыми клиентами. Менеджер (опытный сотрудник, но в VIP-сегменте новичок) провел переговоры с компанией x, сделал коммерческое предложение. Клиент предложение принял, но почему-то без одного значимого пункта — сервиса лидогенерации. Вскоре на выставке я разговорилась с представителем компании x. Слово за слово — и выяснилось: во время переговоров менеджер упомянул, что сервисом лидогенерации успешно пользуется даже конкурент нашего клиента, компания y. Клиент на досуге позвонил коллеге из y, спросил, нравится ли использовать наш сервис, на что тот ответил: работать с ним только начали, успешных кейсов пока нет. И клиент засомневался! В чем была ошибка? Не стоит ради продажи идти даже на незначительный обман», — Александра Бабенко.

5. Сдаваться после первого же возражения

Как это бывает

Клиент говорит: «Ой, нет, слушайте, это очень дорого», или «Этот формат нам не интересен», или «Я подумаю» — и менеджер сразу смущается, неловко завершает беседу, кладет трубку… Контакта не случилось, и продажи не будет.

К чему может привести

Скорее всего, сомневающегося клиента возьмет в работу опытный коллега или даже более уверенный в себе и в продукте новичок.

Как избежать

Задавайте уточняющие вопросы — например, почему дорого и в сравнении с чем, какой формат человеку интересен и почему, сколько времени нужно на раздумья и какая информация требуется для принятия решения.

«Многие новички воспринимают возражения клиента как отказ, то есть не умеют работать с ними. Более опытные специалисты по продажам знают: возражения — это ни в коем случае не отказ, а озвученные сомнения (и это право клиента!). Задача менеджера — развеять сомнения, привести доводы», — Александра Бабенко.

6. Пренебрегать интересами клиента

Как это бывает

Есть задача продать одну услугу, а клиент почему-то интересуется другой. Мысли: «Что ж, наверняка и моя услуга будет ему полезна. Главное — убедить и продать».

К чему может привести

Один раз клиент купит, в следующий раз даже не спросит вашего мнения и сразу обратится туда, где ему предложат услугу, которая решает его задачи.

Как избежать

Продавайте клиенту не продукт или услугу, а доверие к вам как к эксперту.

Готовьтесь к встрече и уточняйте информацию во время переговоров, чтобы понимать потребности клиента. Честно рассказывайте о характеристиках, объясняйте, в чем они помогут.

Довольный общением клиент, возможно, не совершит покупку, но — и скорее всего — вернется к вам с другой задачей.

«Если клиент спрашивает вас, например, какой сервис ему лучше выбрать, идите в ответе не от цены на сайте и желанных бонусов, не от того, что стоит у вас в плане, а от своего понимания, что нужно клиенту. Порой приходится признать, что необходимого нет. Но упущенные деньги вернутся к вам в большем размере, ведь клиент почувствует вашу экспертизу — а действительно крупные продажи совершаются экспертами», — Александра Бабенко.

7. Отдавать предпочтение крупным клиентам

Как это бывает

Денег хочется всем, и кажется, что на клиентах из крупных компаний с неограниченными бюджетами можно заработать больше, чем на самозанятом фрилансере, которому почему-то понадобился товар.

К чему может привести

  • «Неинтересные» вам клиенты заметят различие в отношении, подходе к работе, манере общаться — и справедливо возмутятся. Позже об этом узнает руководство, и ваша репутация испортится.

  • В силу неопытности вы перепутаете потенциально выгодных клиентов с «однодневками» и упустите прибыль для компании и бонусы для себя.

  • Вы будете теряться при общении с разными клиентами, не сможете определять боли и потребности, упустите множество шансов профессионально вырасти.

Как избежать

Рассматривайте каждого клиента как возможность научиться новому. Не отменяйте встречи с «мелкими» клиентами по одному звонку от «крупного». Общайтесь уважительно и доброжелательно.

Будьте полезны всем — и однажды вдруг увидите: ваш клиент вырос и теперь хочет покупать больше именно у вас.

Начать дискуссию

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Лучшие спикеры, новый каждый день

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Интересные материалы

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру