Индустрия встреч, также известная как «деловой туризм», становится в России все более крупным бизнесом. Объективно измерить обороты и показатели этой отрасли пока весьма сложно из-за ее комплексного характера, однако все специалисты сходятся в том, что индустрия встреч в России неуклонно растет. Корреспондент ИА «Клерк.Ру» Павел Баскаков попросил проанализировать развитие этого «бизнеса для бизнесменов» Юрия Сарапкина, исполнительного вице-президента Российской ассоциации делового туризма (RBTA)
Юрий, какое место деловой туризм, или «индустрия встреч», занимает в России и какое влияние оказывает на другие туристические отрасли?
Клише «деловой туризм» крепко укоренилось в России, хотя термин этот неправильный. Во всем мире пользуются понятием MICE – Meetings, Incentives, Confences, Exhibitions. У нас было бы правильно употреблять термин «индустрия встреч».
Этот сегмент рынка имеет очень весомое значение. Шестьдесят процентов мирового труизма приходится на индустрию встреч. От 55% до 60% мест в отелях по всему миру заполняется как раз за счет деловых поездок.
В Россию в 2004 году с деловой целью въехало 2,7 млн. иностранцев. Из России с деловой целью поездки за рубеж в том же году совершило 2,2 млн. человек. При всей внушительности этих цифр, авторитетные зарубежные организации, скажем, такая, как ICCA (International Congss and Convention Association – Международная Ассоциация конгрессов и съездов), по итогам 2005 года поставила Россию по количеству проводимых конгрессов только на 39-е место. Среди городов мира Москве досталось 88-е место, а Петербургу – 87-е.
Это, конечно, абсурд. Но следует учитывать, что ICCA включает в свой рейтинг далеко не все мероприятия, а только проводимые международными организациями и при этом по принципу ротации между разными странами. При таком подходе отсекается 95%, если не больше, нашего рынка.
Вообще, корректная статистика индустрии встреч остается общемировой проблемой. Собственные подсчеты делает WTO (World Tourism Organization), свои цифры у WTTC (World Travel and Tourism Council). Считает рейтинги и MPI – Meeting Professionals International. Все – очень солидные крупные организации. А в результате мы не имеем реальной картины, что происходит в отрасли. Мое мнение: статистика должна быть пропитана национальной идеей. То есть, мы сами должны выработать критерии и механизм статистики индустрии встреч, а затем предложить наши результаты международным организациям.
В таком случае, по Вашей экспертной оценке, на какое место вы бы поставили в мировом рейтинге Москву и Петербург?
Никак не за пределами Топ-50.
Какова специфика корпоративного потребителя туристических и конгрессных услуг?
До недавнего времени нашего корпоративного клиента отличало незнание того, что им может предложить индустрия встреч. Сейчас уровень знаний корпоративных клиентов заметно вырос. Фактически многие из них подошли к конгрессному туризму через эволюцию от корпоративных вечеринок в офисах или ресторанах. Потому-то мы сегодня наблюдаем и своеобразный «микс» компаний, работающих на рынке индустрии встреч. Среди них, конечно, турфирмы, создавшие специальные корпоративные отделы. Турфирмы, занимающиеся инсентив-туризмом (поощрительными поездками, заказываемыми компаниями). К ним подключились компании, занимавшиеся организацией «праздников», аналоги конгресс-бюро (потому что в западном понимании конгресс-бюро в России опять-таки почти нет). Большой вкус к индустрии встреч почувствовали многие гостиницы, потому что для них конгрессы – это загрузка не только номеров, но и конференц-залов, ресторанов, бизнес-центров. Не говоря уже о том, что происходит большой «оптовый» заезд гостей.
Как бы вы оценили доход, получаемый таким городом, как Москва или Петербург, от проведения конференций, конгрессов и выставок?
Индустрия деловых встреч приносит крупным городам, по крайней мере, в четыре раза больше средств, чем от организации каких-либо других массовых мероприятий. Поскольку статистики точной нет, приведу свою экспертную оценку - $1.5 млрд составляет ежегодный объема рынка «делового туризма» в России. Но повторю, что цифра эта очень приблизительная в силу отсутствия данных по конкретным составляющим индустрии встреч в России.
Подвержен ли рынок деловых встреч фактору сезонности?
С одной стороны, конгресс-туризм всепогоден. Но, с другой стороны, российские компании в последнее время тяготеют к проведению корпоративных мероприятий в период высокого сезона, хотя это и обходится им дороже. В результате мы имеем такой расклад по сезонам: январь-март – 14%, апрель-июнь – 44%, июль-сентябрь – 30%, октябрь-декабрь – 12%.
Что мешает более активному развитию индустрии деловых встреч в России в наибольшей степени?
На первое место я ставлю подготовку квалифицированных кадров. Далее, очень важно налаживание отношение компаний с «ветвями власти» для совместного решения острых вопросов, ведь индустрия встреч очень сильно зависит от общей деловой и городской инфраструктуры. В том числе, решение таких вопросов, как состояние дорог и пробки. Очень большое значение имеет налаживание статистики и маркетинговых исследований. Конечно, нужно больше проводить семинаров для специалистов отрасли.
Сдерживает развитие индустрии международных встреч в России практически бессистемная маркетинговая деятельность и усложненная процедура получения виз.
И все же, рынок растет. Экономический потенциал России, а также ее культурно-историческое своеобразие привлекают организаторов деловых встреч.
Начать дискуссию