Самозанятые

Как работать с сотнями самозанятых преподавателей в сфере онлайн–образования, не привлекая внимание ФНС

Заключение договоров, выплаты  самозанятым преподавателям в EdTech — если это не единичный случай, а массовое регулярное действие — моментально попадают под пристальное внимание ФНС. В этой статье разберемся, как правильно выстроить процессы, чтобы избежать лишних налоговых рисков.
Как работать с сотнями самозанятых преподавателей в сфере онлайн–образования, не привлекая внимание ФНС
Иллюстрация: «Мои самозанятые»

Сезонность и гибкость: почему онлайн-школы выбирают самозанятых

Владельцы онлайн-школ часто привлекают самозанятых преподавателей из-за сезонности бизнеса.  Падение выручки летом делает оплату штатных сотрудников нерентабельной. И к тому же преподаватели сами выбирают гибкий график самозанятости с возможностью вести занятия, заниматься репетиторством или быть куратором домашних заданий в удобное для себя время.

Но не смотря на то, что профессия преподавателей лежит чуть ли не в основе понятия самозанятости, ФНС регулярно устраивает проверки онлайн-школам на предмет сокрытия трудовых отношений. 

Основные триггеры для ФНС: когда налоговая обращает внимание на онлайн–школы

Если школа сотрудничает с несколькими самозанятыми на подрядных условиях, например, с кураторами домашних заданий, вряд ли это заинтересует ФНС.

Чаще всего вопросы у налоговой возникают, когда почти все преподаватели онлайн-школы являются самозанятыми и работают по договорам ГПХ. И при этом часть учителей все же числятся в штате на аналогичных должностях. 

Инспекция тут же начинает искать в таком сотрудничестве попытку уйти от трудовых отношений (и уплаты налогов). 

Разница между ГПХ и Трудовым договором:

Договор ГПХ

Трудовой договор

Заключается для разовой, проектной работы или по отдельным заданиям

  • Ответственный за исполнение заказа сам исполнитель;

  • Оплата: за конечный результат, а не время и трудодни;

  • Исполнитель может оказывать услуги сразу нескольким заказчикам по своему выбору.

  • Расходы: исполнитель самостоятельно несет расходы, связанные с выполнением работ. Такие расходы включены в вознаграждение.

Заключается для постоянной работы на длительный срок.

  • Ответственный: работодатель обеспечивает внутренний распорядок и надлежащие условия труда.

  • Зарплата: регулярная в оговоренные даты. Размер выплат зависит от отработанного времени.

  • Сотрудник имеет право на ежегодный отпуск.

  • Расходы, связанные с выполнением работ несет работодатель.

5 ловушек в договорах ГПХ с преподавателями

1. Неопределенность задач и результатов

Преподавательские услуги часто лишены конкретных заданий и конечных результатов, которые можно «пощупать». Это зачастую длительный процесс, сильно напоминающий выполнение трудовой функции. 

2. Оплата за отработанное время

Очень часто репетиторы получают оплату за отработанные академические часы. И это тоже может вызвать вопросы по налогообложению и трудовым отношениям.

3. Регулярное расписание и рабочий режим

Преподаватели не проводят уроки, когда им вздумается, а обязаны следовать расписанию, созданному онлайн-школой, и придерживаться рабочего режима, что ФНС может интерпретировать как признаки трудовых отношений.

4. Зависимость от материальной базы заказчика

Онлайн-школа может предоставлять методические материалы или площадку для проведения онлайн-уроков, класс учеников, в конце концов. Все это может привести заказчика к роли посредника и вызвать к налоговой вопросы о характере отношений.

5. Жесткий контроль со стороны заказчика:

Если онлайн-школа влияет на учебный процесс и устанавливает правила, это может считаться подобием трудового контроля, что влечет за собой последствия.

6. Заключение договора с преподавателем более двух раз подряд.

В совокупности с другими пунктами этот может спровоцировать налоговую к проверке на предмет трудовых отношений.

Какие последствия влечет переквалификация отношений с преподавателем в трудовые

  • Со стороны ФНС:

    • С даты заключения ГПД ФНС имеет право на доначисление заказчику недоимки по НДФЛ и страховым взносам.

    • Возможное начисление пени и штрафов за неуплату и несдачу отчетности (п. 2 ст. 45 НК).

    • Обвинения компании в умышленной неуплате налогов и взносов с применением штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы ч. 3 ст. 122 НК.

  • Со стороны ФСС:

    • ФСС может потребовать уплатить недоимку по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере от 20–40% штрафа причитающейся к уплате суммы страховых взносов (ст. 26.29 № 125-ФЗ).

  • Со стороны Трудинспекции:

    • Заключение ГПД, прикрывающего трудовые отношения, может послужить основанием для внеплановой проверки ст. 360 ТК.

    • В случае обнаружения замаскированных трудовых отношений, компания может быть оштрафована на сумму 50 000—100 000 ₽ ч. 4 ст. 5.27 КоАП.

  • Обязанность выплаты работнику зарплаты при переквалификации:

    • При переквалификации договора через суд, онлайн-школа будет обязана выплатить учителю все деньги, которые полагались бы ему по трудовому договору.

    • Включая зарплату, проценты за задержку выплаты и компенсацию морального вреда.

Как правильно организовать работу с сотнями внештаных преподавателей, чтобы ФНС не придиралась

Чтобы минимизировать риск трактовки договора как трудового и обеспечить прозрачность в отношениях с самозанятыми преподавателями, рекомендуем учесть следующие шаги:

1. Регулярные выплаты за отработанные часы.

Проблема: Если внештатные преподаватели получают регулярно вознаграждение в формате почасовки, это может вызвать сомнения в природе договора и рассматриваться как трудовой договор.

Решение:

  • Установить стоимость услуг самозанятого преподавателя в приложении к договору, где вознаграждение зависит от объема выполненных задач. Например, «составить 10 уроков по математике», «провести 20 занятий с такой-то темой и планом».

  • В договоре с самозанятым предусмотреть, что задачи самозанятый выполняет по заявкам онлайн-школы. Например, куратор проверяет домашние задания (в определенном количестве) по заявкам заказчика, где оплата варьируется от формулировки, объема и сложности каждой задачи.

2. Неопределенный конечный результат в задачах преподавателей.

Проблема: Если задачи самозанятого не описаны конкретно и не связаны с измеримыми результатами, например, «проведение занятий», «проверка домашних заданий», «чтение лекций», такие формулировки в документах могут создать неопределенность и усугубить риски переквалификации.

Решение:

  • Прописать задачи в договоре так, чтобы они были конкретными, измеримыми, достижимыми и связанными с сроками. Например, вместо указания «создать онлайн-курс» описать задачу более конкретно: «Создать онлайн-курс по программированию, включая 20 тем, каждая с планом уроков и домашними заданиями».

  • Указать измеримые результаты, например, количество занятий и их формат, темы курса и планы уроков.

  • Связать оплату с достижением конкретных этапов или результатов, чтобы избежать неопределенности в договоре.

3. Самозанятый преподаватель работает только на вас.

Проблема: Если самозанятый получает оплату только от одного заказчика это может вызвать сомнения в характере его договора. 

  • Позиция подозрений ФНС в этом случае основывается на логике, что единственный работодатель бывает чаще всего при трудовых отношениях. 

Решение:

  • Поощрять у своих преподавателей сотрудничество с несколькими заказчиками. Не обязательно делиться ценными кадрами с конкурентами. Можно совмещать, например, чтение лекций в онлайн-школе и частное репетиторство, написание статей в профильные издания и другие подработки из маркетплейсов исполнителей. 

  • Ваша задача, как минимум, не ограничивать преподавателей договорными обязательствами работать только с вашей школой и даже предоставить им возможность выполнять задания для разных заказчиков.

4. Заключение договора с преподавателем на долгий срок.

Проблема: Школы заинтересованы продавать популярные курсы как можно дольше, поэтому заключение и перезаключение договоров с лекторами — обычное дело. Но долгосрочные договоры или их продление могут создать предпосылки для трактовки отношений как трудовых.

Решение:

  • Оценить ожидания от сотрудничества с самозанятым и определить длительность сотрудничества. Если точно планируете работать с преподавателем на эксклюзивной основе несколько лет, делать ежемесячные выплаты, то лучше рассмотреть трудовой договор.

  • Обеспечить четкое описание сроков и условий договора в документе.

  • Можно заключить рамочный договор, а на каждую заявку на чтение лекций курса или составление новой программы делать отдельное приложение. 

5. Фиксация расписания работы преподавателя и времени его отдыха.

Проблема: Занятия в школе предполагают наличие фиксированного расписания. Иногда в договоре добавляют еще и график отдыха лектора, что тут же вызывает вопросы у ФНС на тему трудовых отношений. 

Решение:

  • Исключить из договора пункты о графике работы и отдыха самозанятого преподавателя.

  • Допускается прописать минимальные требования к срокам реакции на задания. Например, можно указать в договоре условие, что куратор должен проверить поступившее домашнее задание в течение суток. 

  • Четкое расписание занятий лучше прописать внутри самих заданий для преподавателей. Пример задачи: Для проведения лекции и ответов на вопросы студентов присутствовать онлайн 12.12.23 с 14:00–15:00.

6. В штате школы есть сотрудники с аналогичными функциями.

Проблема: Если у вас в штате есть преподаватели, читающие курс и проверяющие задания, то оформление самозанятого лектора с аналогичными функциями по гражданско-правовому договору может вызвать вопросы у ФНС.

Решение:

  • Проверить чтобы должностные инструкции штатных сотрудников не совпадали с функциями самозанятых преподавателей.

  • При совпадении перераспределить обязанности лекторов вне штата. Например, штатные преподаватели создают теоретические курсы, а внештатные — проводят практикумы и проверяют домашки. 

7. Самозанятые преподаватели зависят от материалов школы и сами не несут никаких расходов.

Проблема: Да, абсолютное отсутствие расходов у самозанятого при оказании услуг, тоже вызывает подозрения у ФНС, так как компенсация расходов является признаком трудовых отношений.

Решение:

  • Осуществлять учет и подтверждение расходов, понесенных самозанятым во время выполнения задач. Сюда можно включить расходы на интернет, лицензии программного обеспечения или оборудование, которые были необходимы для выполнения задания.

  • Школа может по своему желанию покрывать расходы внештатных преподавателей, но это должно входить в общую сумму вознаграждения, а не быть прописано в договоре или акте.

8. Отсутствие актов оказанных услуг.

Проблема: Хотя главным закрывающим документом от самозанятого является чек, отсутствие отчетности и актов выполненной работы может вызвать недопонимание и рассмотрение отношений как трудовых. Так как без актов невозможно установить, какие фактически были оказаны услуги и за какой конкретно результат получил деньги исполнитель.

Решение:

  • Наладить процесс подтверждения оказанных услуг и зафиксировать это в договоре.

  • Например, прописать требование предоставлять отчет с описанием проведенных уроков и других выполненных образовательных задач. 

Умелое управление процессами работы с преподавателями: как избежать лишних проверок ФНС с помощью сервиса «Мои самозанятые»

Тщательное составление договора, проверка самозанятых, проведение выплат и получение закрывающих документов — когда речь заходит о сотнях исполнителей каждый из этих процессов становится слишком трудозатратным. 

Все эти рутинные задачи можно делегировать сервису по работе с внештатным персоналом — «Мои самозанятые»

Все взаимодействие с вашими исполнителями будет происходить онлайн по принципу «одного окна». 

Сервис возьмет на себя всю рутину: от массового оформления юридически правильных договоров до подписания актов и выплат. В сервисе есть возможность использовать как шаблонные документы, просто подтягивая данные исполнителей из анкет, так и загружать при необходимости свои договоры. 

Подписание документов происходит онлайн электронной подписью, которую выпускает сервис бесплатно в процессе регистрации как для юрлица, так и для каждого исполнителя. После выплат в личном кабинете компании автоматически появляются закрывающие документы — чеки и акты.

Основное удобство при работе с сотнями преподавателей в том, что все операции можно выполнять как единоразово, так и массово. Например, можно отметить сразу 200–500 договоров, по которым необходимо провести выплату, и в пару кликов вознаграждение уйдет самозанятому.  

Автоматическое заполнение платежных назначений за бухгалтера и формирование чеков за самозанятых исключает риск ошибок. 

В сервисе «Мои самозанятые» уже собраны все виды юридически выверенных документов. А если необходим нестандартный подход к созданию актов или договоров, можно запросить консультацию у поддержки, она подскажет, как оформить документы, чтобы в дальнейшем у проверяющих органов не возникло вопросов.

Также мы собрали для вас подборку лайфхаков по работе с самозанятыми вне штата и взаимодействию с ФНС, и шаблоны договора и акта и бухгалтерских проводок. Переходите по этой ссылке и забирайте

Реклама: ООО «Цифровые банковские платформы», ИНН 7706456380, erid: LjN8K4JoT

Комментарии

2
  • singular77

    С налоговой понятно. Но вопросы могут возникнуть у Минобрнауки при очередной проверке.
    В соответствии с частью 21 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

    Поэтому сотрудничать с преподавателями без оформления в штат - незаконно.

  • WinWork

    С преподавателем можно заключить договор ГПХ в случае привлечения его в качестве стороннего специалиста для отдельных образовательных услуг. Например, для проведения курса лекций по конкретной теме. Лектор будет читать этот курс в рамках договора об оказании услуг, но не станет сотрудником компании.
    Хотя и вы абсолютно правы в опасениях, что такие отношения несут риски переквалификации в трудовые. Нужно быть предельно внимательными.