Управление персоналом

Лучше не брать, чем увольнять!

Наверное, каждый руководитель сталкивался с такой неприятной процедурой как увольнение сотрудника. Как уволить правильно с психологической точки зрения? На этот вопрос корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Сергею Сипатову отвечает Галина Сорокоумова, заведующая кафедрой психологии Университета Российской академии образования, член гильдии профессиональных консультантов и бизнес-тренер
Лучше не брать, чем увольнять!

Наверное, каждый руководитель сталкивался с такой неприятной процедурой как увольнение сотрудника. Как уволить правильно с психологической точки зрения? На этот вопрос корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Сергею Сипатову отвечает Галина Сорокоумова, заведующая кафедрой психологии Университета Российской академии образования, член гильдии профессиональных консультантов и бизнес-тренер

Галина, легко ли уволить сотрудника?

Лично для меня, когда я работала менеджером по кадрам в крупной продуктовой фирме, уволить с работы сотрудника было самой сложной процедурой.

Назовите, пожалуйста, причины, по которым работник и его руководитель, или специалист по кадрам, вынуждены проходить одну из самых неприятных процедур – увольнение.

Таких причин несколько. Во-первых, виноват, может быть, и сам работодатель - изначально был принят сотрудник без необходимых навыков для вакантной должности, без учета его психологических качеств. Чтобы этого избежать, руководителю необходима система управления человеческими ресурсами, важным элементом которой является система отбора персонала. Если специалиста по подбору кадров на предприятии нет, или объем работы большой, рекрутинговые фирмы могут помочь провести профессиональный отбор и оценку персонала на основе ваших требований. Они определят уровень развития профессионально – важных качеств сотрудников, необходимых для эффективной работы.

А руководителю это даст возможность отобрать людей, способных выполнять поставленную задачу, эффективно осуществлять расстановку кадров, учитывая сильные и слабые стороны сотрудников, принимать обоснованные решения о назначении на должность и определять пути профессионального развития сотрудников и их потребности в обучении.

Во-вторых, причиной может быть сам нанятый работник. Например, он систематически нарушает правила трудовой дисциплины, организационной культуры, те законы, без соблюдения которых предприятие эффективно работать не сможет. В данном случае груз психологической ответственности на увольняющем не так велик – есть за что.

Можно ли избежать подобной ситуации?

Чтобы избежать такой ситуации, необходимо продумать систему адаптации и введения нового сотрудника в компанию, а также проводить специальную работу по формированию лояльности к ценностям компании. Этому способствуют, например, тренинги по философии и стратегии организации и тренинги по формированию команды.

В ходе тренинга формирования команды происходит овладение механизмами эффективного объединения людей в организациях и в процессе эффективного взаимодействия, приобретается опыт, необходимый для оптимальной специализации сотрудников в интересах достижения целей организации.

Каждый ли руководитель может позволить себе такие тренинги?

Если фирма большая, то вообще целесообразно иметь в штате собственного тренинг-менеджера, или менеджера по развитию для проведения тренингов с сотрудниками среднего звена. Если же компания небольшая, или требуется работа с менеджерами высшего звена, можно приглашать независимого бизнес-тренера.

Ну, а если возникает повод, при котором штатный сотрудник не виноват? Например, вынужденное сокращение штата.

В такой ситуации руководство обычно увольняет самых незащищенных работников: тех, у кого не истек испытательный срок, людей предпенсионного возраста, часто болеющих,  либо чисто из личной антипатии. Чтобы избежать этого, у руководителя должна быть разработана стратегическая программа системных изменений (реинжиниринг), изменений условий труда, мягкие формы сокращений (например, перевод на неполный рабочий день). Есть еще один сложный момент – когда необходимо уволить «нужного» человека, чьего-то родственника, например.

В любом случае, если все-таки расставание с подчиненным неизбежно, человека необходимо увольнять, соблюдая  закон. Самое неправильное, это увольнение без какого-либо внятного объяснения причины. Многим должно быть знакома такая ситуация. А для психологической безопасности человеку причину увольнения знать необходимо! То же самое касается неуказания причины непринятия на работу после прохождения собеседования. Часто бывает, что соискатель неделями ждет ответа, а работодатель и не собирался выходить с ним на связь.

Как все же сказать: «Вы уволены»?

Работнику всегда необходимо четко, аргументировано, тактично объяснять, почему он не подходит на данную должность. Надо сказать, что это не значит, что работник плохой человек или не профессионал - просто он не подходит на данную должность в данной фирме. Есть еще одна ошибка руководителя: когда он, видя, что работник не справляется с обязанностями (или банально ленится), начинает его «тасовать» по разным отделам. В итоге – подчиненный развалил одно направление, не справился с другим… И, в тоже время, уволить-то его директору не удобно: давно уже работает в компании.

Увольнять нужно грамотно. Два главных постулата успешного функционирования предприятия – это прибыль и имидж. Вышеобозначенный работник не только не приносит прибыль, но и может нанести серьезный урон по имиджу организации.

Как еще можно облегчить процедуру увольнения?

Руководитель может облегчить себе эту процедуру, если в компании разработан документ, где будут прописаны все цели, ценности и устав предприятия, корпоративная культура. При адаптации и введении в компанию сотрудника необходимо ознакомить с этим документом. Потом, при увольнении, стороны могут расстаться аргументированно.

Для большей объективности, и для пользы дела, необходимо (как минимум, ежегодно) проводить  аттестацию персонала. Аттестации проводится с целью оценки уровня эффективности труда и соответствия работников занимаемым должностям, а также выявления перспективных сотрудников для их подготовки и продвижения.

При этом вердикт нужно выносить целым советом: руководитель, начальник отдела, коллеги (!), специалист по кадрам. В данном случае объективность увольнения максимальна, а психологическая травма увольняемого сведена к минимуму. Можно воспользоваться услугами консалтинговых фирм, которые могут провести процедуру оценки (асесмента).

И напоследок ещё один хороший совет: господа предприниматели, не экономьте на специалистах по персоналу – они смогут грамотно подобрать работника, обучить его, аттестовать и… уволить!  

Начать дискуссию

Готовим сани летом. На что решиться в 2025 году: остаться на УСН, выбрать ставку 5%, 20% или переходить на ОСНО? 🛷 «Ночной бухгалтер» № 1726

Сделали сравнительную таблицу для упрощенцев, которым уже сейчас приходится думать, как быть с системой налогообложения в следующем году. Глобальных изменений в поправках НК уже не ожидается, а значит нужно задуматься о будущей работе и рентабельности бизнеса.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

С 19 июля воспользоваться картой Union Pay от РСХБ заграницей будет нельзя

Россельхозбанк с 19 июля приостановит расчеты по картам UnionPay за границей. Клиентам предложили снять деньги с карт.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

При слиянии юридических лиц можно продолжать осуществлять лицензируемую деятельность, но при этом лицензию нужно переоформить.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
НДФЛ

Командированные за границу для строительства АС все равно будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
1
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей
Маркетинг

Торговым сетям запретят взимать вознаграждение с поставщиков яиц

Куриные яйца могут приравнять к социально значимым продовольственным товарам.

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.

Подготовьтесь к налоговой реформе 2024-2025 с подпиской «Клерк.Премиум»: прямые эфиры с экспертами, статьи-разборы законов и курсы по всем темам налогов и учета

Изучайте нюансы изменений 2024-2025 в НК на онлайн-встречах с экспертами, задавайте свои вопросы и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Интересные материалы

⚡️ Итоги дня: водителей лишат прав за сокрытие номеров, запустят сервис знакомств с проверкой кредитов, а у сотрудников ЦБ появится оружие

Подготовили обзор главных событий дня — 17 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.