Как главному бухгалтеру управлять коллективом? 5 шагов для роста бизнеса

В круговороте поступающих задач и документов управлять командой, не делая работу за всех, и при этом улучшая показатели, — нелегко, но вполне возможно. Новоиспеченные руководители часто сталкиваются со сложностями, не до конца понимая свои обязанности в новой роли, однако есть несколько рекомендаций, как плавно отойти от операционки и начать эффективно управлять коллективом.
Как главному бухгалтеру управлять коллективом? 5 шагов для роста бизнеса
Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Рекомендации дает Оксана Каверина, совладелец аутсорсинговой компании «Уполномоченная Бухгалтерия» и лицензированной «Школы Бизнеса «ЮЛБИ».

Какова роль главного бухгалтера в компании

Роль главного бухгалтера в компании, особенно в малом бизнесе, очень значима, так как это второе лицо после генерального директора и его правая рука. Кроме того, в малом бизнесе часто отсутствует такая штатная единица, как финансовый директор, и главный бухгалтер совмещает ответственность как за бухгалтерию и налоги, так и за финансы компании в целом.

В функционал главного бухгалтера входит:

  • Управление коллективом отдела бухгалтерии: ведение бухгалтерского и налогового учета, соблюдение методологии и методическая поддержка сотрудников.

  • Разработка учетной политики и конкретных мер по ее реализации (отдельно по бухгалтерскому и по налоговому учету).

  • Контроль за финансовыми потоками и активами компании.

  • Контроль за документооборотом, правильностью оформления и хранения документов, в том числе передачи их в архив.

  • Контроль за денежными расчетами, в том числе по заработной плате, и налоговыми отчислениями.

  • Формирование отчетности.

  • Внедрение в работу бухгалтерии компьютерных программ и технологий.

  • Контроль за предупреждением недостач и других видов незаконного использования ресурсов компании, в том числе через проведение инвентаризации и документальное оформление ее результатов.

  • Организация привлечения кредитов и размещения свободных денег компании на депозитах, контроль своевременности платежей по кредитам и займам.

  • Экономический анализ деятельности компании и выявление фактов ухудшения финансового состояния компании.

  • Взаимодействие с другими подразделениями компании.

Безусловно, в зависимости от компании, ее специализации и организационной структуры функционал главного бухгалтера может меняться, — это усредненный набор обязанностей.

5 шагов по управлению коллективом для роста бизнеса

Четко поняв свои обязанности, можно перейти к структуризации работы коллектива. Вот 5 шагов для эффективного управления бухгалтерией.

1. Скоординировать работу бухгалтерии внутри компании

В первую очередь, необходимо описать регламенты работы, а именно — процесса производства бухгалтерской услуги, и выстроить бизнес-процессы как внутри самой бухгалтерии, так и с другими подразделениями.

Достаточно распространенная проблема, которую я вижу в компаниях, когда бухгалтерия существует сама по себе: продажники, маркетологи, менеджеры, производство — это единый процесс, а бухгалтерия никак с ними не связана.

Это чревато как организационными, так и финансовыми последствиями. Например, раньше документы составляли продажники, затем это поручили внутренним менеджерам, а бухгалтерия узнала об этом в последнюю очередь. В результате документы составляются неправильно, потому что сотрудников этому не обучили.

Поэтому прежде, чем передавать какие-либо полномочия на отдельных лиц, бухгалтерии важно провести обучение по грамотному составлению первичной документации.

2. Грамотно подобрать и расставить кадры по участкам работы

После того, как составили регламенты и описали бизнес-процессы, вы понимаете, какой будет необходим штат. Главный бухгалтер формирует требования к вакансии по профессиональным качествам, навыкам, степени обучения и т.д., учитывая, на какие участки необходимо обеспечить специалистов. Например, на первичную документацию, кассу или банк.

При этом должна быть полная взаимозаменяемость сотрудников, чтобы на период отпуска или больничного одного бухгалтера, коллега смог подхватить его работу.

Поэтому, например, в нашей компании при заявлении на отпуск или на административные дни обязательно прописывается в приказе, кто в это время исполняет обязанности отсутствующего сотрудника.

3. Организовать слаженную работу штата бухгалтерии

Не должно быть такого, что каждый выполняет свою работу и не видит картину в целом. Командных игроков всегда отличает то, что они не только выполняют текущие задачи в своей зоне ответственности, но и понимают конечную общую цель.

Помимо этого, в крупных компаниях обязательно должен быть человек, который выполняет задачи дежурного бухгалтера, например, у нас в бухгалтерии есть обязанность подписывать документы, и обычно они формируются на конец рабочего дня. Однако, в течение дня также могут производиться разовые отгрузки клиентам, и, чтобы всех не отвлекать, назначается дежурный бухгалтер, который находится рядом с менеджерами и подписывает документы.

Кроме того, важно обозначить требования к рабочему месту, например, 2 монитора — на одном обязательно открыт 1C, на другом — таск-трекер, где бухгалтер видит поступающие задачи и дедлайны. Также на втором мониторе могут быть открыты справочные системы для того, чтобы сразу правильно формировать те или иные операции, если они носят спорный характер.

Также регламент должен соблюдаться по документам: отработанные не должны храниться на столе, а сразу складываться в папки, на столе находятся только актуальные, с которыми работает сотрудник.

Дисциплина — это основа эффективной работы.

4. Внедрить технологии в бизнес-процессы

Еще один важный шаг для управления бухгалтерией, который сильно влияет на рост бизнеса и оптимизацию бизнес-процессов бухгалтерской службы, — это автоматизация. И главный бухгалтер должен быть тем человеком, который в первую очередь заинтересован в этом.

Например, в нашей компании установлена программа по обработке первичной первичной документации — она позволила нам не принимать двух новых сотрудников на этот участок и сократить расходы на ведение таких рутинных операций.

Это значимый результат, т.к. во-первых, сложно найти квалифицированных бухгалтеров для этого, они часто не хотят работать с первичной документаций. Во-вторых, это очень рутинная работа, на которой быстро выгорают и не хотят работать, поэтому данный участок работы нужно автоматизировать в первую очередь.

Необходимо автоматизировать и те функции, которые связаны с электронным документооборотом: отношения с контрагентами, передачу документов с ними, а также с покупателями и поставщиками. Это сокращает время и на обработку, и на поиск расхождений, ошибок.

Также, если в компании установлено несколько различных учетных программ, допустим, «1С:Торговля и склад», «1С:Розница», то должна быть обеспечена синхронизация с «1С:Бухгалтерия», чтобы сократить время на повторный ввод одних и тех же документов, которые уже введены кладовщиками, закупщиками и продавцами. То же касается и синхронизации данных с кассами, с банком и т.д., чтобы максимально сократить ручной труд для устранения и ошибок, и расходов на персонал, и выгорания сотрудников на рутинных операциях.

5. Регулярно повышать квалификацию команды

Очень важный аспект, о котором забывают главные бухгалтера, — это обучение сотрудников.

Это необходимо, потому что регулярно меняется законодательство, выходят новые письма и разъяснения. И я считаю, что главный бухгалтер должен минимум раз в месяц мониторить эти изменения и проводить разъяснительную работу либо отправлять свой персонал на обучение, курсы повышения квалификации.

Так как знания, полученные в институте, и даже знания, полученные год назад, очень быстро, в связи с изменениями в законодательстве, в российской практике устаревают. И чтобы минимизировать риски неправильного ведения учета, искажения бухгалтерской, налоговой отчетности и полностью обеспечить достоверность данных, необходимо регулярно обучать команду.

Четкое разделение зон ответственности, координация работы отдела с другими подразделениями, автоматизация и регулярное обучение — все это позволяет собрать сплоченную команду в бухгалтерии, которая работает на порядок лучше и качественнее.

Комментарии

2
  • Хорошая статья, но написана каким-то "казенным" языком. Как правило, все бизнес процессы, ЛНА и прочая внутренняя нормативка пишется отдельно от документооборота (скажем так) существующего на предприятии. Лучше, для сотрудников, составить удобные и понятные инструкции. А весь текст ЛНА (который, нормальным человеком сложно читается) оставить для проверяющих . Да и все стоит денег, руководство не всегда понимает и хочет вкладываться. А картинка понравилась, заберу себе в копилку😀

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
14
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Корпорация МСП и ЦБ будут обмениваться данными о микрофинансовых организациях

Представители малого и среднего бизнеса могут оценивать организации, которые предоставляют льготное финансирование. Сам же ЦБ получит статистику, чтобы управлять рисками МФО.

Валюта

Центробанк больше не будет публиковать статистику внебиржевого валютного рынка

Чтобы ограничить санкционное влияние, регулятор больше не будет информировать о торгах долларом, евро и юанем.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Госзакупки

Экспертиза цен на госзакупках помогла сэкономить больше 11 млрд рублей

Профильный департамент Москвы провел экспертизу начальных максимальных цен на госзакупках. Это позволило сэкономить свыше 11 млрд рублей.

Срок подачи льготных заявок в Роспатент увеличат в два раза

Теперь у патентообладателей будет не шесть, а 12 месяцев, чтобы запатентовать обнародованное изобретение.

НДС

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

29 мая 2024 был принят закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который несколько расширил перечень операций, облагаемых НДС в России. К ним были отнесены отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные торговые площадки.

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

❗️ Уже началось обучение в летней школе бухгалтера! Присоединяйтесь

Сегодня, 15 июля, последний день, когда вы еще можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Инвестиции

«БКС Мир инвестиций» запретил выводить тенге с брокерских счетов

Ограничения для инвесторов начали действовать с 15 июля. Они не смогут переводить средства с брокерских счетов на реквизиты внешних банков, в том числе и на счета БКС Банка.

НДФЛ

С водителя надо удержать НДФЛ за суточные свыше 700 рублей

Для сотрудников с разъездным характером работы установлен необлагаемый максимум для суточных. Это 700 рублей в день.

4
Социальный вычет

Как заполнить справку для соцвычета по НДФЛ на медуслуги

С 2024 года ввели новую форму справки о стоимости медицинских услуг, на основании которой можно оформить социальный налоговый вычет по НДФЛ. Но в порядке ее заполнения есть неясные моменты.

1
Отчетность

Полный перечень отчетов за второй квартал: что сдавать организациям на ОСНО во второй половине июле

Что организации на ОСНО должны сдать до конца июля.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Авиабилеты подорожали на 9%

Сильнее всего стоимость авиаперелетов выросла в марте: тогда билеты подорожали на 22%.

Кредитование

НБКИ: молодежь стала чаще брать микрозаймы

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-мае 2024 года в структуре выданных микрозаймов увеличилась доля только тех заемщиков, возраст которых не достиг 30 лет.

За электропогрузчик тоже начислят транспортный налог

Налоговая база по транспортному налогу считается как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Счета-фактуры

В рознице не надо выставлять счета-фактуры

Розничным покупателям выдают кассовый чек с НДС, а не счет-фактуру.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Северная Корея начнет поставлять яблоки, на Евро-2024 хотят заработать 2,4 млрд евро, мигрантов в России попросят не шептаться на родном языке

Подготовили обзор главных событий дня — 15 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

Банкротство

Официально: банкротство в России за первое полугодие 2024

Федресурс опубликовал статистические показатели банкротства граждан и компаний в России за I полугодие 2024 года.