С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться

Банки будут чаще блокировать переводы. С 25 июля 2024 года финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества. Рассказываем, как это будет работать. 
С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Какие переводы будут блокировать банки

В I квартале 2024 года мошенники похитили у россиян 4,3 млрд рублей — на 400 млн рублей больше, чем в IV квартале 2023 года, по данным ЦБ. Наиболее распространенное мошенничество — телефонное, с помощью социальной инженерии: на его долю приходится более 50% всех способов хищений средств.

В связи с участившимися случаями финансового мошенничества Центробанку и финансовым организациям потребовались дополнительные инструменты защиты клиентов, говорит аналитик-эксперт Банки.ру Эряния Бочкина.

В прошлом году в закон «О национальной платежной системе» были внесены изменения, согласно которым банки обязаны проверять переводы на наличие признаков операции, совершаемой без добровольного согласия клиента.

При проведении перевода финансовая организация должна сверяться со списком признаков мошеннических операций и при наличии хотя бы одного из них блокировать сомнительную операцию. Затем банк должен связаться с клиентом и уточнить, добровольно ли он осуществил отправку денег. У клиента есть два дня на отзыв платежа. Если отправитель утверждает, что добровольно перевел средства, финансовое учреждение размораживает операцию, в противном случае — возвращает деньги на счет клиента.

Средства на счет клиента будут возвращены и в том случае, если банку не удастся связаться с отправителем и получить от него подтверждение операции, добавляет Бочкина

Вот какие переводы, по данным ЦБ, имеют признаки мошеннических:

  • счет получателя находится в реестре ЦБ «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» (это база Центробанка, в которой содержится информация о банковских клиентах, замеченных в подозрительных операциях);

  • счет получателя использовался для мошеннических операций по данным антифрод-систем банков (в этом случае платеж будет заморожен, даже если счет не фигурирует в реестре мошенников ЦБ);

  • операция осуществляется с устройства, которое ранее использовалось мошенниками; 

  • получатель перевода является фигурантом уголовного дела; 

  • нетипичный характер перевода (сумма операции, количество переводов, время проведения платежа);

  • нетипичная телефонная активность клиента (если незадолго до совершения перевода отправитель вел продолжительные телефонные разговоры и получал много СМС-сообщений, особенно от незнакомых абонентов). 

Что будет, если клиент перевел деньги мошенникам

Зависит от действий банка и клиента. Если кредитное учреждение заблокировало операцию, связалось с клиентом, но тот настоял, что отправил деньги добровольно, банк не обязан возвращать деньги.

И наоборот: если финансовая организация не зафиксировала подозрительный платеж, не связалась с клиентом и отправила деньги злоумышленникам, она будет обязана компенсировать всю сумму.

Чтобы получить возмещение, клиенту необходимо подать заявление в банк. Кредитное учреждение должно вернуть деньги в течение 30 дней (для трансграничных переводов срок увеличен вдвое — до 60 дней). 

Что делать, если банк заблокировал легальный перевод, но не связывается с клиентом

Вероятно, под блокировку будут попадать операции, совершенные добровольно. Если банк заморозил платеж, но в течение продолжительного времени не связался с клиентом, а деньги нужно перевести как можно скорее,

Эряния Бочкина рекомендует самостоятельно связаться с финансовой организацией и уточнить причины блокировки и подтвердить платеж. Сделать это можно в личном кабинете онлайн-банка или по телефону горячей линии (потребуется паспорт и кодовое слово).  

В каком случае банк вернет деньги, переведенные мошенникам: кратко

  • Если банк не заметил признак сомнительного перевода (нетипичный для клиента характер перевода; нетипичная для него телефонная активность; отправка платежа на сомнительный счет или счет, открытый на человека, в отношении которого возбуждено уголовное дело; перевод с устройства, принадлежавшего мошенникам).

  • Если банк не заблокировал операцию и отправил деньги мошенникам.

  • Если банк не связался с клиентом и не сообщил о сомнительном переводе.

Начать дискуссию

Станет дороже купить юани у брокера Райффайзенбанка

Клиенты «Райффайзен Инвестиции» заплатят 1,9% за покупку китайской валюты. Комиссия за продажу останется прежней — 0,3%.

НДПИ

В НК скорректировали рентные налоги

Федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025, внес поправки в том числе по НДПИ и НДД.

Банки

ВТБ: банки подверглись DDoS-атаке

Зарубежные хакеры атаковали российские банки. Некоторые клиенты столкнулись с ограничениями в работе мобильных приложений.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Налоговые требования

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона

ИФНС из другого региона требует представить информацию. Имеет ли право налогоплательщик проигнорировать требование?

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона

Как исправить счет-фактуру

Счет-фактура — важный документ, на основании которого покупатель принимает предъявленные продавцом товары, работы или услуги, а также имущественные права. В этой статье рассмотрим, что делать, если в счете-фактуре допущена ошибка.

Как исправить счет-фактуру

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом

Популярность цифровых сервисов в управлении персоналом растет с каждым годом. По данным аналитического агентства Smart Ranking, по итогам 2022 года российский HR-tech рынок вырос на 21,8%, причем лидером роста стал сегмент КЭДО. Одно из передовых решений в этом сегменте сегодня — цифровой личный кабинет. Этот инструмент помогает компаниям взаимодействовать с сотрудниками на разных этапах: от приема на работу до различных кадровых процессов. 

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
АУСН

Спецрежим АУСН усовершенствовали

В рамках основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы в нормы федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ о специальном налоговом режиме «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН, АвтоУСН) внесено множество изменений, улучшающих этот спецрежим.

Законопроект о майнинге прошел первое чтение

Центробанк займется созданием экспериментальной площадки для международных расчетов в криптовалюте.

⚡️ Итоги дня: чеснок и арбуз подорожают, глава Wildberries разводится с мужем, а АвтоВАЗ будет продавать подержанные автомобили

Подготовили обзор главных событий дня — 24 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд

65% всех трудовых споров в 2023 году были связаны с выплатами работникам. Из 111 тыс. дел на них пришлось 73 тысячи. При этом суды удовлетворили 90% исков и взыскали с работодателей почти 7 млрд. рублей. Колоссальная сумма, особенно сейчас, когда компании снижают расходы. О каких выплатах спорят работники и какие ошибки допускают работодатели? Разберем 3 основные причины обращений в суд.

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться

Банки будут чаще блокировать переводы. С 25 июля 2024 года финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества. Рассказываем, как это будет работать. 

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться
6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Общество

В больницах отдаленных пунктов разрешат продавать лекарства

В небольших поселках без стационарных аптек продавать лекарства будут в участковых больницах.

НДФЛ

👓 Основные изменения по НДФЛ по новому закону

23 июля Госдума окончательно приняла федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. И большая его часть посвящена изменениям и новшествам по НДФЛ.

Кадры

Цифра дня. Про высшее образование

Большинству работодателей важно наличие высшего образования у потенциального сотрудника.

Цифра дня. Про высшее образование

Подрядчиков освободили от НДС по счетам эскроу

Строители индивидуального жилья смогут получить налоговые льготы, если будут работать по договорам подряда с использованием счета-эскроу.

Бесплатно с Самозанятые

Какие риски несет работа с самозанятыми. Конспект вебинара с видео и тестированием

Сейчас сотрудничество с самозанятыми сопряжено с большими рисками: ФНС тщательно мониторит работу организаций с плательщиками НПД во избежание подмены трудовых отношений. В конспекте вебинара рассказали, как безопасно работать с самозанятыми и снизить риски.

Какие риски несет работа с самозанятыми. Конспект вебинара с видео и тестированием

Если долг списали в учетной политике банка или другого кредитора, сохраняется ли право на субсидиарку

Можно ли привлечь к субсидиарной ответственности контролирующее должника лицо, если долг списали в учетной политике банка или другого кредитора.

Банки

Банки будут блокировать денежные переводы мошенникам

Если кредитные организации пропустят перевод отправителю из базы ЦБ с мошенниками, им придется вернуть клиенту все похищенные деньги.

Интересные материалы

15 курсов по ресторанному делу: обучение управлению рестораном

От уровня сервиса зависит прибыльность ресторана или гостиницы. Управляющие организуют работу персонала, хозяйственную деятельность заведения, контролируют финансовые потоки. Они решают проблемы клиентов, если нужно — улаживают конфликты. От управляющих и администраторов во многом зависит впечатление, которые получают клиенты от обслуживания и общения с персоналом, а также психологический климат в коллективе. 

15 курсов по ресторанному делу: обучение управлению рестораном