Минтруд России планирует использовать цифровые технологии в сфере охраны труда, заявил директор департамента условий и охраны труда Минтруда, выступая на четвертой Всероссийской неделе охраны труда.
Он рассказал, что Минтруд России участвует в реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и системно занимается этим вопросом с точки зрения цифровизации и использования электронных документов в трудовых отношениях.
«Нельзя взять трудовое законодательство, которое четко персонифицировано, касается иногда крайне деликатных вопросов, связанных со здоровьем, компенсациями, правами и гарантиями, и это всегда двусторонние отношения работодателя и конкретного работника, и уйти сразу в полную цифровую среду», – отметил Валерий Корж.
Напомним, Минтруд совместно с работодателями начал эксперимент по переводу в электронную форму документов и сведений о работнике по вопросам трудовых отношений.
К видам работ с документами, в отношении которых проводится эксперимент, относятся:
- заключение трудовых договоров;
- извещение работников о составных частях заработной платы, причитающихся ему за соответствующий период;
- оформление отпусков и служебных командировок;
- ведение учета рабочего времени, фактически отработанного каждым работником;
- выдача нарядов-допусков работникам и др.
«Мы на своей площадке собрали очень широкий пул работодателей из всех отраслей: индустриальные компании, транспортные, офисные, финансовой сферы, – рассказал Валерий Корж. – Мы взяли основные требования, основные процедуры, которые реализуются в охране труда, и разделили их на четыре кластера: контроль за безопасным производством работ и условиями труда, контроль за состоянием здоровья работников, документирование процедур в сфере охраны труда и подготовка (обучение) работников по охране труда. Выявив эти четыре кластера, мы проанализировали их недостатки».
Так, например, периодический контроль не позволяет обеспечить постоянное наблюдение за безопасным производством работ на наиболее травмоопасных участках. А многочисленные бумажные носители и их заполнение отвлекают специалистов и руководителей структурных подразделений от непосредственного контроля на рабочих местах. Кроме того, отсутствует возможность централизованного контроля работодателя за информированием работника.
Валерий Корж также отметил, что процесс обучения по охране труда страдает от формального подхода и иногда сводится к покупке удостоверения для отчета перед надзорным органом, поскольку работодатель несет существенные потери времени и финансов при отрыве руководителей и работников от производства для прохождения обучения.
Планируется предоставить работодателю право использовать системы видео-, аудио- и иной фиксации хода производственных процессов и производства работ и хранения информации, а также на добровольной основе предоставить надзорному органу онлайн-доступ к системе наблюдения.
«То же самое касается контроля за условиями труда: выявили участки с вредным условиями труда, которые объективно при наилучших доступных технологиях невозможно снизить, предоставляем право дистанционного контроля, соответственно допускаем надзор, право даем допуска, не обязанность, и соответственно можем увеличивать периодичность оценки условий труда на этих участках, если мы введем дистанционный контроль измерения, и снижать нагрузку на работодателей, если он применяет такие технологии», – рассказал директор департамента.
Что же касается обучения специалистов по охране труда, то предлагается создать государственный ресурс, с помощью которого можно будет пройти дистанционное обучение и оценить знания по итогам обучения.
«Мы выберем определенные категории. Сделаем государственный портал, разместим там материалы, которые специалист сможет просматривать с любого устройства. Он регистрируется, проходит тесты, нажимает на кнопку и получает удостоверение с уникальным ID-кодом. Все это хранится в централизованной базе. Надзор и работодатель могут посмотреть информацию о работнике – кто прошел, кто просрочил», – сообщил он, отметив, что пилотный проект планируется реализовать уже в этом году.
Начать дискуссию