1) Расчеты для целей Федерального закона №54-ФЗ - это прием и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Таким образом, при получении, удержании денежных средств за товары (оборудование), в том числе от (с) работников организации, организация обязана применять ККТ.
2) Организации и ИП при осуществлении расчетов с физлицами, которые не являются ИП, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа) вправе не применять ККТ и не выдавать БСО до 01.07.2019.
Таким образом, при осуществлении указанных расчетов с использованием электронных средств платежа организация в настоящее время обязана применять ККТ.
3) ККТ применяется лицом, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги и которое формирует и передает (направляет) кассовый чек покупателю (клиенту).
При заключении организацией договора ГПХ с физлицом в отношении реализуемых им в пользу такой организации товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и последующей выплате денежных средств физлицу покупателем (клиентом) будет являться сама организация. Однако ККТ применяется исключительно организациями и ИП.
Учитывая изложенное, при осуществлении организацией выплаты денежных средств физлицу в рамках обязательств по договору ГПХ применение ККТ и выдача кассового чека не производятся.
4) ККТ должна применяться при расчетах между организациями и ИП наличными денежными средствами либо с предъявлением электронного средства платежа.
Идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой доверенности на совершение расчетов от имени организации. Также важным фактором взаимодействия двух организаций является договор. В случае соблюдения указанных условий расчет осуществляется между организациями и при таком расчете применяется одна единица ККТ и формируется один кассовый чек. При этом ККТ применяется лицом, которое реализует товары (работы, услуги), с выдачей (направлением) кассового чека.
Кроме этого, с 01.07.2019 реквизитный состав кассового чека должен содержать, в частности, следующие реквизиты: наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилию, имя, отчество ИП) и ИНН.
Указание данных реквизитов в кассовом чеке позволит оформить расчет одним чеком с идентификацией обеих сторон в качестве организаций.
До 01.07.2019 указанные расчеты могут осуществляться также с использованием одной единицы ККТ и формированием одного кассового чека без указания в нем дополнительных реквизитов.
В случае если продавцом достоверно не установлен статус лица как подотчетного (что, например, могло быть достигнуто предъявлением подотчетным лицом доверенности), ККТ применяется продавцом в порядке, предусмотренном для расчета с покупателем - физлицом.
5) Выдача работнику организации заработной платы, материальной помощи и других выплат, а равно выдача денежных средств под отчет и возврат работником в организацию неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет, не образуют природу расчета в смысле Федерального закона № 54-ФЗ и, следовательно, не требуют применения ККТ.
Аналогично при предоставлении организацией займов своим работникам применение ККТ не требуется.
Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-01-15/70143 от 01.10.2018.
Начать дискуссию