Экономика России

Для гостиниц предложили снизить НДС до 10%

Сдержать рост цен на туристические услуги в России на фоне ограничения авиасообщения с Турцией и рядом других стран поможет снижение НДС для гостиниц с 20% до 10%, а также поддержка государства в развитии инфраструктуры объектов размещения.

Сдержать рост цен на туристические услуги в России на фоне ограничения авиасообщения с Турцией и рядом других стран поможет снижение НДС для гостиниц с 20% до 10%, а также поддержка государства в развитии инфраструктуры объектов размещения.

Комментирует Александр Кузнецов, сопредседатель Нижегородского регионального отделения «ПАРТИИ РОСТА», гендиректор ГК «Электроника», владелец отеля, работающего под брендом Hampton by Hilton в Нижнем Новгороде (отель входит в группу компаний).

«Да, действительно, такая проблема есть: гостиницы повышают цены на свои услуги сейчас. Но причины этих повышений вполне объективные: цены на продукты поднялись минимум на 10%, соответственно, завтраки, обеды, ужины в отеле, выросли в цене. Выросли цены на коммунальные услуги (электричество, тепло, вода), возросла налоговая нагрузка. Все это влияет на себестоимость услуги.

Очевидно, что в летний сезон цены также будут повышаться. Уже сейчас в Крыму и Краснодаре выкуплены все хорошие предложения на сезон, остались одни «забегаловки». Понятно, что и остальные города захотят воспользоваться той ситуацией, когда внутренний туризм остался единственно доступным. Мы, к примеру, возлагаем надежды на 800-летие Нижнего Новгорода, но при этом, естественно, не задираем цены так, как это делают в Москве и Санкт-Петербурге. Но понятно, что они будут выше, чем в нетуристический сезон.

Еще интересное наблюдение: если раньше люди брали одноместный номер или номер на двоих, то сейчас, в целях экономии, селятся даже вчетвером. А у гостиницы, соответственно, увеличивается расходная часть в 1,5-2 раза. Это тоже влияет на рост цен в какой-то степени.

Стоит ли вообще государству вмешиваться в ценовую политику в данной сфере бизнеса? Очень неоднозначный вопрос. К примеру, во время ЧМ-2018 в Нижнем Новгороде крупные отели подписывали меморандум о ценовой политике для туристов. В итоге мы не заработали на чемпионате ничего, а в ширпотребных хостелах цены были выше, чем в 3-4 звездочных отелях. Некоторые туристы платили по 30 тысяч за ночь в «ночлежках» с тараканами и общими туалетами и уезжали из России с удивленным выражением лица. Знаю, что у нас органы власти сейчас активно мониторят ценообразование в гостиницах перед 800-летием Нижнего Новгорода. Мы знаем прецеденты, когда ценники сейчас уже задрали до 100 тысяч за номер за ночь. Естественно, это неадекватная цена и мы, как часть мировой сети отелей, не позволяем себе подобного.

Мое мнение таково: чтобы сдерживать цены, государству нужно идти по опыту мирового бизнеса и снижать НДС для гостиниц. Во всем мире он составляет 10%. К примеру, в Англии, в Италии. А у нас ставка НДС для классифицированных гостиниц — 20%.

Вот и получается, что номер в Hampton by Hilton в Лондоне на окраине, не в центре, стоит условно 15 000 рублей за ночь, а в центре Нижнего Новгорода — 4000. Однако при этом лондонский отель заплатит в разы меньше налогов».

Олег Николаев — председатель Партии Роста в г. Севастополь, генеральный директор ГК «Далпорт».

«Цены растут из-за повышенного спроса и отсутствия достаточного количества мест размещения. Также влияют выпавшие доходы отельеров до лета прошлого года и скопившиеся деньги у какого-то количества россиян. Поэтому сейчас в стране открытый аукцион на отдых — кто заплатит больше, тот и получит номер в гостинице или санатории. После блокировки Турции цены в том же Крыму резко выросли почти в полтора раза.

В целом непонятно, как в условиях закрытых границ ФАС сможет отрегулировать этот рынок. Если часть людей способна платить, то это вряд ли можно отрегулировать.

Вслед за гостиницами вырастет цена авиаперелетов и трансферов. Наша инфраструктура не готова к внутреннему туризму, в том числе по части регулирования этой сферы. А гражданам нужно быть готовыми, что цены будут высокими, пока нет зарубежных предложений ниже, чем в России. Остановить рост цен можно только пессимизацией спроса. Очевидно, что летняя событийная линейка в регионах скудна.

Сейчас в России самая благоприятная эпидемобстановка, значит, для населения нужно придумать максимум отпускных активностей в их местах проживания: фестивали на природе и так далее. Так, развлекаясь в своих городах, можно дождаться открытия границ и спада цен».

Подписывайтесь на канал «Бухучет и налоги». Все самое важное с «Клерка».

Виктор Звагельский – заместитель председателя Партии Роста

«С одной стороны, в России было немало примеров, когда бизнес был не всегда социально-ответственным. И это проявлялось и когда необоснованно дорожали продукты питания, и когда отельеры поднимали стоимость проживания в гостиницах, в условиях, когда у россиян не было возможности выезжать за рубеж. Однако, этот процесс хотя бы как-то можно объяснить. Бизнес опустошен коронакризисом, подушки безопасности кончились, резервы исчерпаны.

Гостиничный бизнес – сезонная сфера и предприниматели пытаются хоть как-то заработать. Да, я согласен с тем, что государство должно вмешиваться в ситуацию, но не бесконечными устрашающими рейдами и проверками, а льготами, преференциями, созданием нормальных условий для работы бизнеса.

С другой стороны, проявляя заботу о людях и вмешиваясь в вопросы развития внутреннего туризма, чиновники наотрез забывают о главной задаче государства – быть социально-ответственным перед своими гражданами.

Со всех трибун мы ежедневно слышим декларации о том, что государство должно заботиться и заботится о людях. Вот только где эта забота, в чем она проявляется? Может быть в том, что компания «Аэрофлот», контрольный пакет акций которой находится у государства (Федерального агентства по управлению госимуществом), в десятки раз взвинчивает цены на внутренние перелеты? И это касается не только внутренних авиарейсов.

Как только в постпандемию открывается одно из направлений, стоимость билетов моментально подскакивает. Казалось бы, чем больше перелетов, тем ниже накладные расходы и ниже цены. А здесь все получается наоборот. И компании с госучастием никто не торопится проверять. Почему? Статус «неприкасаемых»? За такими компаниями стоят люди, которых нельзя трогать?

Если мы реально хотим упорядочить сферу туристического бизнеса, то давайте работать во всех направлениях, не ограничиваясь только декларативными заявлениями и не ища «стрелочников»».

Начать дискуссию