Интервью

«Проверяющие при желании всегда найдут повод для претензий»

Компании, которые торгуют в розницу, пожалуй, лидеры по количеству визитов ревизоров из всевозможных инстанций. Юрист сети магазинов рассказывает, как удается справляться с потоком «гостей» магазина, каждый из которых является с твердым намерением отыскать повод для штрафа.

Интервью с Алексеем Черкасовым, начальником юридического отдела московской сети универсамов «АБК»

Компании, которые торгуют в розницу, пожалуй, лидеры по количеству визитов ревизоров из всевозможных инстанций. Юрист сети магазинов рассказывает, как удается справляться с потоком «гостей» магазина, каждый из которых является с твердым намерением отыскать повод для штрафа.

Чем занимаются юристы магазинов

– Какие основные функциональные задачи по-ставлены перед юридическим отделом вашей компании?
– Главной задачей, которая занимает больше всего сил и времени на сегодня, можно назвать защиту бизнеса всем спектром правовых инструментов. Направления защиты продиктованы спецификой розничной торговли: минимизация административных санкций и постоянная работа с различными контролирующими органами; борьба с потребительским «экстремизмом»; договорная работа с партнерами и сотрудниками, в том числе в конфликтных ситуациях.
Другая важная задача, которую мы наметили на ближайшее будущее, – разработка ряда недостающих внутрикорпоративных нормативных актов. Наконец, последнее, что можно было бы озвучить, это участие в создании некоммерческой организации – Союза независимых розничных сетей России и его коммерческого подразделения – Торгово-закупочной системы. Это не относится к дея-тельности непосредственно нашей компании, но в перспективе может серьезно повлиять на весь бизнес розничных сетей.


– Что вы имеете в виду?
– Союз призван представлять и защищать интересы розничных сетей, скажем так, второго эшелона (с оборотом примерно 200 млн долларов США в год) в отношениях с органами власти, а Торгово-закупочная система – с поставщиками (получение скидок на товары, изменение условий взаимодействия и др.). При нашем юридическом и финансовом участии эти организации уже созданы.

Алексей Черкасов получил первое высшее образование в МАИ на факультете «Системы управления» в 1984 году, по окончании работал в закрытом конструкторском бюро. В 1996 году окончил юридический факультет МГУ им. Ломоносова. Работал в Комиссии по общественным объединениям в Моссовете. В 1997-м пришел на работу юрисконсультом московской сети универсамов «АБК». С 1999 года возглавляет юридический отдел компании.


– Как устроен ваш юридический отдел, много ли у вас подчиненных и как между ними распределены обязанности?
– В юридическом отделе компании всего пять юристов: руководитель и четверо подчиненных (всего в сети из 30 универсамов работает больше тысячи сотрудников). У каждого сотрудника свое поле работы, хотя при этом все взаимозаменяемы.
Двое занимаются юридическим обеспечением создания новых торговых точек (магазинов). Туда входят подготовка и подписание договоров аренды помещений, получение лицензий на торговлю алкоголем, сертификатов, регистрация в госорганах и т. д. Еще двое юристов специализируются на урегулировании конфликтных ситуаций с контролирующими органами при проверках и претензиями покупателей, а также договорной работой с поставщиками и иными контрагентами.

– Правовое просвещение торговых подразделений тоже ваша забота?
– Это целиком наша работа. Соискатели должностей административного состава магазинов проходят в компании обязательную стажировку, во время которой читают лекции по организации торговой деятельности сети. На лекциях юристы рассказывают стажерам, например, о регулировании проверочных действий контролирующих органов и общественных организаций. Этой теме придается особое значение, поскольку администраторы находятся, что называется, на «переднем крае», и от их грамотных действий во многом зависит исход административного дела.
Также у менеджеров имеются подготовленные нами специальные памятки, в которых прописаны их действия при проверках. Нужно иметь в виду, что законодательно торговый бизнес регулирует огромная масса нормативно-правовых актов. Учесть до мелочей на 100 процентов все требования законодательства (по сертификации, правилам торговли, различным нормам и ГОСТАм) при всем нашем желании можно не всегда. Поэтому не будет преувеличением сказать, что проверяющие при желании всегда найдут повод для претензий.

«У менеджеров имеются подготовленные юридической службой специальные памятки, в которых прописаны дейст-вия при проверках»


Чиновничий и потребительский «экстремизм»

– Много приходится судиться?
– На самом деле судебных споров у нас немного. Это неплохой результат, если учесть, что в Москве, где сосредоточен основной бизнес компании, контролирующих органов около 40, из которых примерно 10 – активные посетители торговых предприятий.
Тем не менее чаще всего юристам компании приходится обращаться в суд именно по делам, вытекающим из административных правоотношений: обжалование постановлений контролирующих органов, а также незаконных решений и действий иных органов власти. Из последних удачных прецедентов могу назвать удовлетворение жалобы на отказ районной управы согласовать оформление лицензии на торговлю алкоголем и признание незаконными действий отдела милиции по изъятию из магазина и уничтожению партии пиротехники. Эти два решения суда очень хорошо иллюстрируют основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться. Попросту это попытки госорганов всеми правдами и неправдами добиться штрафов.
Практика на сегодня выявила и другую проблему для компании розничной торговли. Наравне с контролирующими органами частыми гостями в магазинах бывают инспекторы-общественники из различных союзов по защите прав потребителей. По сути, они пытаются подменить собой Роспотребнадзор, милицию и другие структуры, проводя проверки. Но ввиду неопределенности их административно-правового статуса обычно их претензии к штрафам не приводят.

– А как насчет потребительского «экстремизма»? В начале беседы вы о нем упомянули…
– Случаи потребительского «экстремизма», когда претензии покупателей совмещаются с вымогательством денег под угрозой судебного преследования, единичные и скорее исключение из правил. Управляющие магазинов имеют четкие инструкции не поддаваться на такой своего рода шантаж, и пока до суда подобные дела ни разу не доходили. Из примеров могу только вспомнить давний случай, когда покупатель попытался вернуть деньги за купленный им торт (который почти был съеден), указав на то, что он якобы некачественный. Мы подошли к претензии со всей серьезностью и отослали кусок торта, который принес покупатель, на экспертизу. Оказалось, что продукт вполне годный к употреблению.
В целом потребители редко злоупотребляют правами, почти всегда мы быстро улаживаем их претензии. Например, если покупатель предъявляет чек, без лишней волокиты производим замену некачественного, с его точки зрения, товара, но потом в случае подтверждения брака разбираемся с поставщиком. Чтобы свести к минимуму возможные проблемы с претензиями по вовремя не снятому с реализации просроченному товару, у нас разработаны должностные инструкции для продавцов, и персональная ответственность за такие случаи возложена на них.

«В Москве, где сосредоточен наш бизнес, контролирующих органов около 40, из которых примерно 10 – активные посетители торговых предприятий»


Главные проблемы с партнерами тоже из-за чиновников

– Как обстоит дело во взаимоотношениях с контр-агентами, какие с ними возникают правовые проблемы?
– С контрагентами – поставщиками и арендодателями нам всегда удается решать споры в досудебном порядке. Ведь по большому счету мы по одну сторону баррикад.
На мой взгляд, сейчас основная проблема договорных отношений розничной сети с поставщиками скорее связана с вопросами, которые вызывают претензии третьей стороны – государства. Возьмем, к примеру, оформление «входного билета» (платы за представление товара в магазине), ретро-бонусы (стимулирующие платежи поставщиков магазинам за достижение определенных объемов закупок и продаж) и прочие маркетинговые платежи. У налоговых органов и антимонопольной службы такие платежи вызывают массу недовольства, хотя ничего противозаконного в них нет.
Другая проблема – оформление возврата товара поставщикам. Сейчас приходится оформлять возврат обратным выкупом и нести дополнительную налоговую нагрузку, хотя, по-моему, очевидно, что реальный оборот товара в этом случае отсутствует.

Плюс еще три вопроса

Как вы отбираете сотрудников?
Всегда сам, например, через интернет. Изучаю резюме, приглашаю на собеседование, если соискатель понравился – направляю на психологическое тестирование, обязательное при приеме на работу к нам. На мой взгляд, если молодой юрист любит профессию, то под чутким присмотром руководителя решит любую задачу, а опыт – дело наживное.

Есть проблемы во взаимодействии юридической службы с другими отделами компании?
Основные трения бывают с финансовой и бухгалтерской службой. Юристы отдают приоритет Гражданскому кодексу, а финансисты и бухгалтеры – Налоговому, в котором, на наш взгляд, в фискальных интересах переиначиваются многие институты гражданского права. От конфликтов между подразделениями компании может избавить регламент внутрикорпоративного взаимодействия, который мы надеемся разработать и принять в следующем году.

Над чем сейчас «болит голова»?
У меня и моих коллег вызывает серьезную озабоченность инициатива Минэкономразвития ввести разрешительный порядок открытия торговых точек. В результате административные барьеры станут выше, а разрешение станет еще одной статьей в доходах коррупционеров. Мы будем настаивать на уведомительном порядке открытия торговой компании, за нарушение которого может взыскиваться административный штраф. Оптимизм внушает только то, что разработчики законопроекта услышали наши аргументы и предлагают их обсудить.

Комментарии

1
  • shchegrinetc
    Все абслютно верно, сам 2 года работал юристом в организации, владещей сетью гипермаркетов.