Трудовое право

Н.З. Ковязина: «Наше трудовое законодательство уже соответствует международным нормам. Поэтому у российских граждан не станет меньше прав на оплачиваемые отпуска»

Российская Федерация присоединилась к Конвенции Международной организации труда об оплачиваемых отпусках. О том, какие последствия это повлечет для российских работников и работодателей, на страницах журнала рассказала заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России Нина Заурбековна Ковязина
Российская Федерация присоединилась к Конвенции Международной организации труда об оплачиваемых отпусках. О том, какие последствия это повлечет для российских работников и работодателей, на страницах журнала рассказала заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России Нина Заурбековна Ковязина

Федеральный закон от 01.07.2010 № 139-ФЗ (далее — Закон № 139-ФЗ), которым Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Международной организации труда № 132 об оплачиваемых отпусках (далее — Конвенция), вступил в силу 17 июля 2010 года1. Нина Заурбековна, означает ли это, что именно с 17 июля 2010 года положения Конвенции становятся обязательными для применения на территории нашей страны?

Несмотря на уже состоявшуюся ратификацию, для Российской Федерации Конвенция еще не приобрела статуса обязательного документа. Дело в том, что в самой Конвенции предусмотрен особый порядок ее вступления в силу. Согласно статье 17 Конвенции официальные документы о ее ратификации (в нашем случае — Закон № 139-ФЗ) направляются генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. По завершении процедуры регистрации Конвенция вступит в силу в отношении вновь присоединившегося к ней государства лишь через 12 месяцев после даты регистрации документа данного государства о ее ратификации. Это указано в пункте 3 статьи 18 Конвенции.

Для чего нужна такая отсрочка продолжительностью целых 12 месяцев?

Этот год фактически предназначен для приведения национального трудового законодательства в соответствие с нормами Конвенции. Однако в нашем Трудовом кодексе уже практически в полной мере реализуются положения и гарантии, закрепленные в Конвенции. А по некоторым аспектам, касающимся ежегодных оплачиваемых отпусков, в российском законодательстве установлены даже более широкие гарантии для работников.

Поясните, пожалуйста, на примерах.

Приведу несколько, на мой взгляд, наиболее показательных примеров. В статье 5 Конвенции указано, что для получения права на ежегодный оплачиваемый отпуск может требоваться минимальный период работы. Продолжительность такого периода устанавливается национальным законодательством и не должна превышать шести месяцев. Этим правилам корреспондируют нормы статьи 122 ТК РФ. В них говорится, что право на использование оплачиваемого отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя.

Однако в отличие от международных норм в статье 122 ТК РФ закреплено еще одно положение, предоставляющее российским работникам больше прав и гарантий, чем предусмотрено в Конвенции. Суть этого положения состоит в том, что работодатель может отпустить работника в оплачиваемый отпуск и до истечения шести месяцев непрерывной работы. Более того, в статье 122 ТК РФ оговорены случаи, когда работодатель обязан предоставить оплачиваемый отпуск сотруднику, проработавшему у него менее шести месяцев. Так, отпуск он должен предоставить работнице перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, несовершеннолетнему работнику, а также работнику, усыновившему ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев.

Другой пример — согласно статье 6 Конвенции официальные и традиционные праздничные и нерабочие дни не засчитываются как часть ежегодного оплачиваемого отпуска. В статье 120 ТК РФ содержится аналогичная норма. В ней говорится, что нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного (дополнительного) оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

Кроме того, в статье 6 Конвенции предусмотрено, что на усмотрение компетентных органов власти конкретной страны периоды нетрудоспособности из-за болезни или несчастного случая, возникших во время ежегодного оплачиваемого отпуска, также могут не засчитываться в фактическую продолжительность отпуска. Эта возможность уже реализована в статье 124 ТК РФ. В ней указано, что в случае временной нетрудоспособности работника его ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый с учетом пожеланий самого работника.

Отмечу еще положения Конвенции и Трудового кодекса, касающиеся оплаты отпусков. Согласно статье 7 Конвенции лицо, пользующееся отпуском, получает за полный период этого отпуска по крайней мере свою нормальную или среднюю заработную плату. В России на время ежегодных отпусков за работниками сохраняется место работы (должность) и средний заработок. Так сказано в статье 114 ТК РФ.

По международным нормам суммы отпускных выплачиваются до отпуска. При этом конкретный срок выплаты отпускных не установлен. Он может быть оговорен в соглашении между работником и работодателем. В то же время российское законодательство обязывает работодателей выплачивать отпускные не позднее чем за три дня до начала отпуска. Это требование закреплено в статье 136 ТК РФ.

«После того как применение Конвенции станет обязательным на территории РФ, у российских работников и работодателей появится возможность отстаивать свои права в сфере трудовых отношений и на международном уровне»

В Конвенции указано, что минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет всего три рабочих недели за один год работы. Однако согласно ТК РФ продолжительность оплачиваемого отпуска не может быть менее 28 календарных дней. Не означает ли это, что присоединение России к Конвенции повлечет для российских граждан сокращение продолжительности оплачиваемых отпусков?

Конечно, нет. Действительно, в пункте 3 статьи 3 Конвенции говорится, что ежегодный оплачиваемыйотпуск ни в коем случае не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы. Но в пункте 2 этой же статьи закреплено, что каждая страна, присоединяющаяся к Конвенции, в заявлении, прилагаемом к документу о ее ратификации, указывает продолжительность оплачиваемого отпуска. Непосредственно в Законе № 139-ФЗ заявлено, что минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в Российской Федерации составляет 28 календарных дней. Следовательно, права российских граждан на оплачиваемый отпуск именно такой минимальной продолжительности, имеющиеся у них в настоящее время, сохранятся и после того, как Конвенция вступит в силу на территории нашей страны.

Более того, в пункте 4 статьи 3 Конвенции предусмотрено следующее. Любая страна, ратифицировавшая Конвенцию, может впоследствии установить более длительный отпуск, чем тот, который она указала при ратификации. О таком изменении необходимо будет уведомить генерального директора Международного бюро труда, направив в его адрес соответствующее заявление.

Справка

Нина Заурбековна Ковязина, заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России, действительный советник РФ 3-го класса. Окончила экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Сразу после окончания университета в 1985 году стала работать в системе Минтруда СССР, а затем Минтруда России. Автор многочисленных научных работ в области трудового права

Еще один важный вопрос, волнующий практически всех работников, — ограничение Конвенцией периода, в течение которого должен быть использован весь отпуск. Нина Заурбековна, прокомментируйте, пожалуйста, эту норму.

Начну с другой нормы, предусмотренной Конвенцией. В статье 8 говорится, что ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом одна из таких частей отпуска должна состоять по крайней мере из двух непрерывных рабочих недель (при условии, что сотруднику полагается отпуск указанной продолжительности). Аналогичные по смыслу нормы уже имеются в статье 125 ТК РФ. Разница лишь в том, что согласно российскому законодательству хотя бы одна из частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Ни в Конвенции, ни в ТК РФ не содержится требования о том, какая именно часть отпуска (первая по времени предоставления или последующая) должна иметь такую продолжительность.

Непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска (две рабочих недели) предоставляется работнику и должна быть использована им не позднее чем в течение одного года, а остаток отпуска — в течение 18 месяцев, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск. Это установлено в пункте 1 статьи 9 Конвенции.

Казалось бы, после вступления Конвенции в силу на территории РФ работник будет просто обязан использовать две недели отпуска в течение года, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск, а оставшуюся часть должен будет отгулять в течение полутора лет. Однако это не совсем так.

В пункте 2 статьи 9 Конвенции указано, что использование остатка ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью сверх двух рабочих недель может быть отсрочено с согласия работника на срок, превышающий 18 месяцев. Конкретный срок, в течение которого работник должен использовать эту часть отпуска, устанавливается национальным законодательством либо определяется посредством коллективных переговоров или другим допустимым методом.

В настоящее время в ТК РФ такой срок не ограничен. Не планируется его ограничивать и в будущем. Значит, российское трудовое законодательство предоставляет работникам более широкие гарантии, чем предусмотрено в Конвенции. То есть тем работникам, которые обычно не успевают в течение года использовать весь свой отпуск, не следует переживать. Даже после вступления Конвенции в силу их неиспользованные отпуска не пропадут. Как и раньше, остатки отпусков указанные работники смогут использовать по согласованию с работодателем в удобное для самих работников время.

А если сотрудник так и не сможет использовать часть своего ежегодного отпуска, превышающую две рабочих недели (например, по личным обстоятельствам), полагается ли ему денежная компенсация за неиспользованный отпуск?

Положениями Конвенции замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией не предусмотрена. Согласно статье 11 Конвенции такая компенсация может быть выплачена работнику только после прекращения работы (расторжения трудовых отношений с данным работодателем). Аналогичные нормы, запрещающие заменять ежегодный основной оплачиваемый отпуск выплатой денежной компенсации, имеются в статье 126 ТК РФ. А в статье 127 ТК РФ говорится, что денежная компенсация за все неиспользованные отпуска выплачивается работнику лишь при его увольнении.

Таким образом, даже по просьбе работника, который не увольняется и намерен продолжать трудиться у данного работодателя, последний не имеет права выплатить ему денежную компенсацию вместо предоставления оплачиваемого отпуска минимальной продолжительности (в РФ — не менее 28 календарных дней).

Напомню, что согласно статье 126 ТК РФ денежной компенсацией можно заменить лишь часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней. Отпуска длительностью более 28 календарных дней (как правило, дополнительные оплачиваемые отпуска) предоставляются, в частности, работающим во вредных или опасных условиях труда, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и некоторым другим категориям работников. Иными словами, только таким работникам вместо предоставления отпуска может быть выплачена денежная компенсация и то лишь за дни дополнительного отпуска, превышающие 28 календарных дней.

Допустим, в нарушение требований Трудового кодекса работодатель и работник все-таки заключили соглашение об отказе работника от имеющегося у него права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск или о замене отпуска выплатой денежной компенсации. Подобные соглашения признаются недействительными как в силу норм ТК РФ, так и в силу статьи 12 Конвенции.

Планируется ли внесение каких-либо изменений в Трудовой кодекс в связи с ратификацией Конвенции?

Скорее всего, внесение изменений в Трудовой кодекс не потребуется. Таков предварительный вывод специалистов Минздравсоцразвития России, проанализировавших и сопоставивших нормы Конвенции и российского трудового законодательства. Но после регистрации ратификационных документов РФ в Международной организации труда эксперты этой организации также изучат ТК РФ и дадут свои рекомендации о том, нужно ли вносить поправки. По моему мнению, если какие-либо корректировки и потребуются, они будут незначительными.

В статье 13 Конвенции содержится интересная норма, не имеющая аналогов в российском трудовом законодательстве. В ней говорится, что в отношении лиц, занимающихся в период отпуска деятельностью, связанной с получением дохода и противоречащей цели отпуска, могут быть установлены специальные правила. Означает ли это, что на законодательном уровне можно вводить запреты на работу во время отпуска? Планируется ли внести подобное ограничение в ТК РФ?

А такое ограничение в Трудовом кодексе уже есть. Ведь в статье 286 ТК РФ указано, что лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству сотрудник еще не отработал шести месяцев и поэтому оплачиваемый отпуск ему пока не положен, такой отпуск предоставляется авансом.

Исходя из названных выше норм, во время ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставленного одним работодателем, работник не должен трудиться по найму у другого работодателя.

Более того, в статье 106 Трудового кодекса указано, что отпуск относится ко времени отдыха. В течение этого времени работник свободен от исполнения трудовых обязанностей. Иными словами, запрет на работу гражданина в период его отпуска уже имеется в российском трудовом законодательстве. Уточнять эту норму в связи с ратификацией Конвенции не планируется.

В Законе № 139-ФЗ содержится оговорка о том, что действие Конвенции на территории России распространяется только на определенные категории работников. На кого именно?

При ратификации Конвенции в Законе № 139-ФЗ было указано, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, предусмотренные в Конвенции, в отношении лиц, работающих по найму в отраслях экономики, не связанных с сельским хозяйством, а также в отношении лиц, работающих по найму в сельском хозяйстве.

Включение подобной оговорки в документ о ратификации Конвенции является обязательным. Дело в том, что в пункте 2 статьи 15 Конвенции предусмотрена возможность принять на себя обязательства в отношении любой из указанных категорий либо в отношении обеих из них. Согласно Закону № 139-ФЗ Россия будет исполнять обязательства по Конвенции в отношении работников, занятых во всех секторах экономики. Исключением являются лишь моряки. В пункте 1 статьи 2 Конвенции указано, что ее действие на моряков не распространяется.

Нина Заурбековна, что еще изменится для российских работников и работодателей после того, как положения Конвенции вступят в силу на территории Российской Федерации?

Еще раз подчеркну, что, поскольку наше трудовое законодательство уже соответствует нормам Конвенции, у российских граждан не станет меньше прав, связанных с использованием ежегодных оплачиваемых отпусков. Однако после вступления Конвенции в силу на территории Российской Федерации у российских работников и работодателей появится возможность отстаивать свои права в сфере трудовых отношений и на международном уровне. Считаю именно это изменение наиболее важным прежде всего для работников. Ведь их права впредь будут защищены не только российским, но и международным законодательством. И даже в случае внесения поправок в национальное трудовое законодательство изменить его в сторону сокращения прав работников на оплачиваемые отпуска будет уже невозможно.

Может ли государство, присоединившееся к Конвенции, впоследствии прекратить или приостановить ее действие на своей территории?

Да, такая возможность предусмотрена в статье 19 Конвенции. В ней говорится, что любой член Международной организации труда вправе денонсировать ее, направив соответствующий акт о денонсации генеральному директору Международного бюро труда. Но денонсировать Конвенцию можно только в течение года по истечении 10-летнего периода с момента ее первоначального вступления в силу. Конвенция была принята 24 июня 1970 года и вступила в силу 30 июня 1973 года.

Получается, что Конвенцию можно было денонсировать только в 1983 или 1984 году?

Тем государствам, которые присоединились к ней первыми, — да. Остальные страны, ратифицировавшие Конвенцию позднее, тоже могут прекратить ее действие на своей территории. Однако это возможно лишь по истечении каждого 10-летнего периода. Так сказано в пункте 2 статьи 19 Конвенции. Причем Конвенция будет считаться денонсированной соответствующим государством только через год после регистрации акта о ее денонсации.

Если в годичный срок по истечении очередного 10-летнего срока государство не воспользовалось своим правом на денонсацию Конвенции, оно обязано будет выполнять требования Конвенции в течение следующих 10 лет.

Нина Заурбековна, какие страны, помимо России, уже присоединились к Конвенции?

На сегодняшний день ее ратифицировали только 35 стран из 182 государств, являющихся членами Международной организации труда. Среди стран, присоединившихся к Конвенции, Германия, Швеция, Испания, Финляндия, Бельгия, Италия, Мальта, Уругвай, Украина, Армения и др. Такие страны, как США, Франция, Великобритания и Канада, Конвенцию не ратифицировали. Но даже и в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу самого факта его членства в Международной организации труда по четырем основным принципам в сфере труда. Данные принципы закреплены в Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда, которая была принята в г. Женеве 18 июня 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров, недопущения дискриминации в трудовых отношениях, упразднения всех форм принудительного или обязательного труда и запрета детского труда.

Начать дискуссию