Трудовое право

Подбор персонала за рубежом

В целях экономии средств на зарплату строительные организации довольно часто прибегают к использованию труда иностранцев. Вопросов в связи с этим возникает немало. Рассмотрим один из аспектов данной темы – централизованное привлечение иностранной рабочей силы.
В целях экономии средств на зарплату строительные организации довольно часто прибегают к использованию труда иностранцев. Вопросов в связи с этим возникает немало. Рассмотрим один из аспектов данной темы – централизованное привлечение иностранной рабочей силы.
 
Какой договор лучше заключить?

Обратимся к конкретной ситуации.

Компания выступает в роли подрядчика при строительстве жилых домов по заказу муниципальных органов власти. У нее есть квота на привлечение иностранной рабочей силы. Предполагается заключить с китайской фирмой, не состоящей на учете в Российской Федерации, договор «на подбор персонала и производство подрядных работ» (сумма договора – около 20 млн руб., из них заработная плата – 3 млн руб.). Иностранных специалистов российская организация будет официально принимать в штат (так как по-другому их сюда не привезти) и выплачивать им минимальную зарплату. А сумму контракта – закрывать по актам выполненных работ с китайской фирмой, удерживая НДС как налоговый агент и принимая его впоследствии к вычету.

Сомнения вызывают следующие вопросы. Если китайские граждане состоят в штате российской компании, тогда на каком основании она будет перечислять деньги за выполненные ими работы китайской фирме? Не исключит ли налоговая инспекция эти суммы из расходов? Вправе ли иностранная организация работать на территории нашей страны, не имея допуска, выданного саморегулируемой организацией? Возможно ли заключение какого-то иного договора? Например, договора аутсорсинга с выплатой минимальной заработной платы рабочим и перечислением основной суммы контракта в качестве вознаграждения китайской фирме за предоставленных специалистов? 

Организационные моменты

Прежде всего при заключении договора необходимо учесть, что, не будучи зарегистрированной в установленном порядке (то есть без постановки на учет в налоговом органе), иностранная организация деятельность на территории Российской Федерации вести не вправе.

Второй важный момент – наличие допуска. Осуществление строительных работ китайской фирмой в России возможно лишь при соблюдении норм российского законодательства. Если договор предусматривает производство подрядных работ, то выполнять их (в данном случае выступать в качестве субподрядчика) без вступления в члены соответствующей саморегулируемой организации (СРО) и получения от нее допуска организация, в том числе и иностранная, не сможет. п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ

>|Юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам ( ).|<

Правда, допуск требуется только для выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Их перечень установлен приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 (далее – Перечень ).

Отметим: документ не включает в себя виды работ в отношении объектов индивидуального жилищного строительства: отдельно стоящих жилых домов не выше трех этажей, предназначенных для проживания не более чем двух семей; блочных жилых домов с определенными параметрами (такие объекты перечислены в п. 2 приказа № 624 ).

Иными словами, для их строительства свидетельство о допуске не нужно. 

Определяемся с предметом договора

Обращаем внимание на то, что предполагаемым договором предусмотрено осуществление исполнителем (китайской фирмой) двух разных видов деятельности. Первый – услуги по подбору персонала, второй – работы по строительству жилых домов (видимо, формулировка «производство подрядных работ» подразумевает именно это). 

Субподрядный договор с иностранной организацией

Схема, приведенная в ситуации, не годится. Компании действительно следует заключить другой договор. Поскольку иностранные рабочие принимаются в штат, доказать обоснованность затрат еще и на оплату работ субподрядной китайской организации вряд ли удастся. Во-первых, проверяющим не составит труда сопоставить объемы работ и обнаружить их дублирование. Во-вторых, как уже было сказано, зарубежному партнеру необходимо будет зарегистрироваться в России и получить допуск (если речь не идет о «малом» жилищном строительстве). А это совсем не просто, так как для вступления в СРО иностранная фирма должна соответствовать всем установленным критериям (в том числе по квалификации персонала) и, кроме того, уплатить немалую сумму взноса в компенсационный фонд.  

Договор на оказание услуг

А вот для деятельности по подбору персонала членства в СРО не требуется. То есть оказать данные услуги китайская фирма сможет без особых хлопот (в том числе и вне территории Российской Федерации). Поэтому российской компании надо выбрать: либо она принимает иностранцев на работу по трудовым договорам, либо строительные работы для нее выполняет субподрядчик (тогда у компании не возникает отношений с работниками – физическими лицами и она не будет являться для них принимающей стороной). Но при этом иностранной организации необходима регистрация в Российской Федерации, вступление в СРО и получение допуска на выполнение соответствующих работ. 

Договор аутсорсинга

В случае заключения договора аутсорсинга исполнитель берет на себя выполнение определенных производственных функций, которые обычно исполняют подразделения организации. В принципе это могут быть и строительные работы, хотя обычно такие договоры заключаются на услуги (бухгалтерские, юридические и т. д.).

Следует учесть, что в нашей ситуации выполнение строительных работ возьмет на себя китайская фирма, а не предоставляемые ею работники. А раз так, то все сказанное – о требованиях к иностранной организации, ведущей деятельность на территории России, и о необходимости получения допуска к определенным видам работ – актуально и для такого договора. Кстати, зарплату работникам при этом будет платить китайская фирма.

Есть еще разновидность договора аутсорсинга – аутстаффинг, предметом которого является временное предоставление персонала без включения работников в штат компании (аренда персонала) для выполнения работ. Здесь уже иностранная фирма исполнителем строительных работ не считается, а значит, допуск ей не нужен (работы по договору строительного подряда российская организация будет выполнять от своего имени). Но зарплату работникам по такому договору должна платить китайская организация. И поскольку ее персонал работает на территории России, такая деятельность признается осуществляемой в Российской Федерации, требующей регистрации и уплаты налогов в соответствии с российским законодательством.

Отметим: к договорам аутстаффинга налоговые органы относятся крайне негативно. Этот вид договора гражданским законодательством РФ не предусмотрен (но пока и не запрещен). 

Рекомендации

Так что если компании выгоднее использовать труд иностранных работников по трудовым договорам и при этом функции зарубежной фирмы будут состоять только в оказании услуг по подбору для заказчика рабочей силы, то договор с ней следует заключать именно на оказание услуг по подбору персонала (не путать с договором аутстаффинга: подбор персонала и предоставление персонала – это разные понятия!).

Тогда российская фирма оплачивает зарубежному партнеру лишь стоимость таких услуг, «подобранные» же им работники будут получать от российской организации зарплату по трудовым договорам. 

Налогообложение

Таким образом, если компания заключила только договор на оказание услуг по подбору персонала (за границей), регистрироваться в России ей не нужно, поскольку деятельность в России иностранная фирма не ведет. Согласно пункту 2статьи 309 и пункту 1статьи 310 Налогового кодекса РФ, в данном случае российская организация удерживать налог на прибыль как источник выплаты не должна.

Что касается НДС, по мнению автора, его следует начислять и удерживать с каждой выплаты, производимой иностранной фирме.

Несмотря на то что персонал подбирается за рубежом, местом оказания услуги признается Российская Федерация, если покупатель услуг (российская организация) осуществляет деятельность на территории России ( подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ ).

И, наконец, о расходах российской организации. Затраты на услуги по подбору персонала относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Они предусмотрены статьей 264 Налогового кодекса РФ ( подп. 8 п. 1 ). Поэтому исключить их из расходов налоговая инспекция не сможет. Конечно, если суммы будут обоснованы и документально подтверждены.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №7, июль 2011 г.

Начать дискуссию