Охрана труда

Аттестация рабочих мест: что нового?

С 1 сентября 2011 года изменяются правила проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Нововведения вводятся приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее - Приказ N 342н). И хотя радикальных изменений в самой процедуре аттестации не произошло, в документе содержится ряд поправок, которые могут быть интересны читателям.

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

С 1 сентября 2011 года изменяются правила проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Нововведения вводятся приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н  «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее - Приказ N 342н). И хотя радикальных изменений в самой процедуре аттестации не произошло, в документе содержится ряд поправок, которые могут быть интересны читателям.

Определимся с основными понятиями

Статья 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда провозглашает обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест — одна из основных составляющих системы управления охраной труда в организации, представляющая собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

В свою очередь, под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а под рабочим местом — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Ее проведение позволяет решить проблемы установления для работника льгот и компенсаций, предусмотренных действующим трудовым законодательством РФ, помогает определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда и создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Если в результате аттестации будет установлено, что  условия труда являются вредными или опасными и не соответствуют государственным  нормативным   требованиям  охраны труда, то работодатель должен предоставить работникам дополнительные льготы и компенсации. В частности: установить сокращенную продолжительность рабочего времени и повышенный размер оплаты труда (ст. 92, 94, ст. 146 ТК РФ), предоставить ежегодный дополнительный  оплачиваемый отпуск (ст. 116 ТК РФ), обеспечить  работников средствами  индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ), выдавать им молоко и иное лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ).

В соответствии со ст. 209 ТК РФ и п. 1 Приказа N 342н проведение аттестации рабочих мест обязательно как для организаций (независимо от их организационно-правовой формы), так и для индивидуальных предпринимателей. Обязанность по проведению аттестации рабочих мест лежит на руководителе организации (ст. 212 ТК РФ и п. 6 Приказа N 342н).

При этом аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок начинает исчисляться с момента завершения проведения предыдущей аттестации. Установлен срок аттестации вновь созданных рабочих мест — они должны пройти аттестацию в течение 60 дней с момента их ввода в эксплуатацию (п. 8 Приказа N 342н).

В Приказе N 342н предусмотрены виды аттестации рабочих мест по условиям труда. В отличие от своего предшественника — Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» про повторную аттестацию в документе не упоминается. Зато установлена внеплановая аттестация и основания ее проведения. Внеплановая аттестация обязательна в следующих случаях (п.п. 47—48 Приказа N 342н):

— при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
— по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;
— по окончании мероприятий по улучшению условий труда или приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
— при замене производственного оборудования;
— при изменении технологического процесса;
— при изменении средств коллективной защиты.

Порядок проведения аттестации

Процедуру проведения аттестации условно можно подразделить на три этапа:
— подготовительный этап;
— непосредственно проведение аттестации;
— оформление результатов аттестации.

Подготовительный этап. На первом, подготовительном, этапе  работодатель издает приказ о проведении аттестации рабочих мест с указанием сроков и графика работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с приказом создается аттестационная комиссия организации (п.п. 9—11 Приказа N 342н).  В ее состав включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации. 

Несколько отличается состав аттестационной комиссии малых и микропредприятий. В него входит работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители  организации или специалист по охране труда, привлекаемый по гражданско-правовому договору, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

В отличие от ранее действующего порядка проведения аттестации рабочих мест, теперь участие аттестующей организации обязательно. Напомним, что ранее работодатели могли выбирать: проводить ли им аттестацию полностью  собственными силами или же привлекать аттестующую организацию.

В п. 6 Приказа N 342н впервые определены требования к аттестующей организации. Она должна быть аккредитована в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на  основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации. Помимо этого аттестующая организация должна быть независимой от работодателя, на рабочих местах которого будет проводиться аттестация.

Причем  работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации сразу несколько аттестующих организаций. В этом случае работа по аттестации между этими организациями может быть распределена по  количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, или по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Полномочия аттестационной  организации перечислены в п. 7 Приказа N 342н.

Со стороны работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных  подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники (п. 10 Приказа N 342н).

В число полномочий аттестационной комиссии входит:

— осуществление руководства и контроля за проведением аттестации на всех ее этапах,
— формирование комплекта необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов,
— составление перечня подлежащих аттестации рабочих мест, присвоение номеров каждому рабочему месту,
— заполнение и подписание карт аттестации,
— подготовка предложений о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части установления предусмотренных действующим законодательством РФ гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда,
— по окончанию аттестации  разработка мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.


Проведение аттестации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя:

— оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
— оценку травмоопасности рабочих мест;
— оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, спецобувью в соответствии с утвержденными нормами;
— комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

При проведении оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативамисследуются все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса.

При проведении оценки должны использоваться лишь те методы измерений, которые предусмотрены действующими нормативными актами и проверены в установленном порядке средства измерения.

При проведении оценки травмоопасности рабочих мест исследуются производственное оборудование; приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов, а также соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.

При этом оценивается степень соответствия данных объектов требованиям охраны труда: требованиям по защите от механических воздействий, от воздействия электрического тока, от воздействия повышенных или пониженных температур и от токсического воздействия химических веществ. В частности, проверяется наличие и соответствие нормативным требованиям комплекта эксплуатационной документации; средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов; сигнальной окраски и знаков безопасности, защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий и т.д.

Все условия труда могут быть классифицированы по степени травмоопасности на три класса: 1 класс травмоопасности (оптимальный), 2 класс травмоопасности (допустимый) и 3 класс травмоопасности (опасный).

Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты проводится при наличии результатов по первым двум элементам оценки (оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и травмоопасности рабочего места). Она осуществляется путем последовательной реализации следующих процедур: сопоставления номенклатуры фактически выданных средств индивидуальной защиты с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам таких средств защиты; проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия, проверки установленного порядка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и оценки соответствия выданных средств индивидуальной защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.

Помимо этого на данном этапе дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику средств индивидуальной защиты.

По окончанию данных этапов начинается комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте, которая включает в себя результаты оценок класса условий труда на предмет их соответствия гигиеническим нормативам, класса условий труда по травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

В случае успешного прохождения аттестации рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда - «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 37 Приказа N 342н).

При несоответствии условий труда всем вышеперечисленным параметрам рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда — «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

Одно из нововведений Приказа N 342н — положение о том, что измерения и оценку факторов рабочей среды и трудового процесса можно не проводить, если это угрожает безопасности работников либо специалистов аттестующей организации. В этом случае условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда (п. 5 Приказа N 342н).

В соответствии с п. 40 Приказа N 342н оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). Напомним, что под вредным производственным фактором подразумевается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию, а под опасным производственным фактором — фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме (ст. 209 ТК РФ).

При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.

Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.

Оформление результатов аттестации.

С 1 сентября 2011 года результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. Ранее говорилось лишь о пакете документов. К отчету прилагаются документы, перечисленные в п. 44 Приказа N 342н:

— приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
— перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
— карты аттестации рабочего места по условиям труда, с протоколами измерений и оценок;
— сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
— сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
— план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
— протоколы заседаний аттестационной комиссии;
— протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый);
— сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией;
— заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
— предписание должностных лиц о выявленных нарушениях порядка проведения аатестации (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации и передает его вместе с отчетом работодателю.

Работодатель, в свою очередь, в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места (п. 44 Приказа N 342н). Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ. Место и порядок хранения отчетов определяет сам работодатель.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

За непроведение аттестации грозит ответственность.

В заключение  нужно отметить, что поскольку обязанность по проведению  аттестации рабочих мест по условиям труда предусмотрена на законодательном уровне в ст. 209 ТК РФ, то за неисполнение этой обязанности организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно данной статье на руководителя организации может быть наложен штраф в размере от 1000 до 5000 рублей; а на саму организацию — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Индивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Комментарии

3
  • 777mag

    Что печально,кормить придется маленькие коммерческие фирмочки,созданные теми же чиновниками.Абсурд аналогичный пожарной декларации-бумажка в случае форс-мажора НИ О ЧЕМ...

  • Свих Г.Р.

    Ну какую ещё ответственность.... тут бы аттестатора на полдня посадить на аттестованное им рабочее место - пусть покажет как нужно работать!

  • Елена

    кто-нибудь хоть проводил аттестацию у себя?... Есть подозрение, что штраф дешевле будет...

Утренний бухгалтер № 5681. Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур + комментарии эксперта

Если до конца года не внесут новые уточнения на поправки в НК, с 2025 года абсолютно все упрощенцы, даже ИП с мизерным доходом, будут составлять счета-фактуры.

Майнинг

ФАС и Минцифры защитили майнеров от Минэнерго

Увеличение тарифов на электроэнергию может затронуть центры обработки данных и подорвать работу важной информационной инфраструктуры.

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

12

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Интересные материалы

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.