Трудовое право

Сотрудница уволилась и отказалась вернуть деньги за учебу

В трудовом договоре можно установить срок обязательной отработки. Ученический договор заключают, только если обучение проводит сам работодатель.
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ
 
В трудовом договоре можно установить срок обязательной отработки
Ученический договор заключают, только если обучение проводит сам работодатель

Оплатив обучение сотрудника, компания, как правило, рассчитывает на то, что он будет в ней работать. А чтобы подстраховаться, включают в трудовой договор условие об обязательной отработке и возмещении расходов в случае досрочного увольнения. В ЗАО «Фитнес-Арена» именно это условие стало причиной трудового конфликта. О нем нам рассказала руководитель юридического отдела Елена Шильникова.

Компания приняла на должность инструктора групповых программ новую сотрудницу. При поступлении на работу она прошла обучение, за которое заплатила компания. В трудовом договоре стороны предусмотрели стоимость обучения и обязанность сотрудника отработать в компании пять лет после его окончания. А в случае досрочного увольнения без уважительных причин сотрудница обязана будет компенсировать компании затраты на обучение пропорционально неотработанному сроку. Однако вид, специальность и срок обучения в трудовом договоре зафиксированы не были.

Проработав три года, сотрудница уволилась, но вернуть деньги за обучение отказалась. Компания обратилась в суд.

В суде сотрудница использовала большой арсенал аргументов. И то, что ученический договор с ней не заключался, а трудовой договор не содержит конкретных условий обучения. И то, что сертификаты, полученные по итогам обучения, не подтверждают факт его прохождения. И то, что количество часов в них не совпадает со временем в программах обучения. И то, что причина ее увольнения была уважительной – плохое здоровье.

Все эти аргументы суд не принял. Во-первых, условие об обучении и возмещении расходов при досрочном увольнении может быть в трудовом договоре. Ученический договор заключать не надо, более того, его оформляют, когда обучение проводит сам работодатель. Здесь же сотрудница обучалась в образовательном центре, что подтверждается договором франчайзинга, актами к нему, программами обучения и сертификатами. Во-вторых, разница в количестве часов объяснима: в программах стояли астрономические часы (60 мин), а в сертификатах – академические (45 мин). В-третьих, компания доказала факт обучения показаниями свидетелей, учебниками и копиями конспектов. И наконец, плохое состояние здоровья сотрудница не подтвердила ни медицинскими справками, ни чем-то другим. А на следующий день после увольнения она устроилась в другую компанию на такую же должность. В пользу компании было присуждено почти 20 тыс. рублей (пропорционально неотработанному времени), а взыскать их с сотрудницы помогли судебные приставы.

КОММЕНТАРИЙ «УНП»:

Статья 249 ТК РФ разрешает включить в трудовой договор условие об отработке, но исключительно в случае оплаты работодателем обучения сотрудника. Все другие обязательные отработки, например за продажу сотруднику квартиры по сходной цене, незаконны. В таком случае можно в договоре купли-продажи предусмотреть отсроченный переход права собственности на то время, на которое компания хочет задержать у себя сотрудника.

Статья напечатана в газете "УНП" № 36,

Начать дискуссию