Трудовое право

Госнадзор в сфере труда по новым правилам

С 15 сентября вступило в силу Положение, которое регулирует проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Рассмотрим нововведения.

С 15 сентября вступило в силу Положение, которое регулирует проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Рассмотрим нововведения.

Нормы нового Положения

Новое Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Правовую основу проведения такого госнадзора составляют как международно-правовые акты, обязательные для России (речь идет о конвенциях Международной организации труда, ратифицированных нашей страной), так и российские акты, в числе которых в первую очередь необходимо выделить Трудовой кодекс РФ.

Кто проводит проверки

Данный вид государственного надзора проводится федеральной инспекцией труда, которая состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и ее территориальных органов (государственных инспекций труда). Госнадзор распространяется на любых работодателей, не являются исключением и бюджетные образовательные учреждения.

Конкретный перечень должностных лиц, которые могут проводить такой госнадзор, включает (п. 3 Положения):

–     руководителя Роструда – главного государственного инспектора труда РФ;

–     заместителя руководителя Роструда – заместителя главного государственного инспектора труда РФ;

–     начальника структурного подразделения центрального аппарата Роструда – заместителя главного государственного инспектора труда РФ;

–     руководителей государственных инс­пекций труда – главных государственных инспекторов труда в соответствующем субъекте РФ;

–     главных государственных инспекторов труда, старших государственных инспекторов труда, государственных инспекторов государственных инспекций труда;

–    иных должностных лиц.

Что могут проверять госчиновники

Пунктом 4 Положения определен предмет федерального государственного надзора в сфере труда – соблюдение работодателями в процессе ведения ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (обязательные требования).

При этом в пункте 4 Положения особо выделены такие аспекты госнадзора, как:

–     полнота и своевременность выплаты заработной платы;

–     соблюдение государственных нормативных требований в области охраны труда;

–     выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе госнадзора нарушений, а также о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и защите трудовых прав работников.

Виды проверок и основания для них

Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством.

Плановые проверки

Пунктом 9 Положения предусмотрено, что плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда не чаще одного раза в три года. Основанием для их проведения являются ежегодные планы, разрабатываемые в соответствии с полномочиями Федеральной инспекции труда.

Внеплановые проверки

Пункт 10 Положения содержит перечень оснований для проведения внеплановой проверки:

–     истечение срока выполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения;

–     поступление в Федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Кроме того, в рамках Положения особо выделены обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ. Основанием для проведения внеплановой проверки бюджетного учреждения также может стать приказ (или распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или Госинспекции труда о проведении внеплановой проверки, который издан в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ, требованием прокурора.

Особые проверки

Пунктом 11 Положения определены особенности проведения проверок организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний, а также уполномоченному органу управления использованием атомной энергии (в настоящее время – государственная корпорация «Рос­атом»). Соответственно, можно говорить и об особенностях проверки бюджетных учреждений, ведущих деятельность в данных областях. Так, в отношении названных организаций проводятся только выездные плановые и внеплановые проверки.

Особо оговорено, что проведение проверок откладывается во время маневров или учений, в период проведения контр­террористической операции, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций до окончания соответствующих мероприятий.

Сроки проведения проверок

По общему правилу, указанному в пункте 12 Положения, срок проведения каждой из проверок (и плановой, и внеплановой) не может превышать 20 рабочих дней. Вместе с тем в данном пункте преду­смотрен и ряд исключений.

Так, в отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия.

Особо оговорено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения проверки может быть продлен руководителем Роструда или Государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней.

А в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Также особо отмечено, что сроки и порядок расследования несчастных случаев на производстве определяются в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Полномочия инспекторов

Пунктом 13 Положения определены полномочия государственных инспекторов труда. Не будет ошибкой сказать, что во многом они являются производными от полномочий, предусмотренных в международных актах, ратифицированных Россией.

Так, госинспекторы имеют право:

–     беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать работодателей в целях проведения их проверки;

–     запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

–     предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

–     направлять в суды при наличии заключений госэкспертизы условий труда требования о ликвидации юрлиц или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

–     составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Оформление результатов проверки

Согласно пункту 14 Положения, по результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки.

Решения инспекторов, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы. Что же касается решений главного государственного инспектора труда РФ, в качестве которого выступает руководитель Роструда, то они могут быть обжалованы непосредственно в суд. Кроме того, нужно отметить, что руководитель Роструда и руководители гос­инспекций труда наделены правом отменять решения, вынесенные инспекторами труда, если имели место нарушения требований, установленных законодательством при организации и проведении проверок. 

Пунктом 15 Положения оговорено, что по результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также по привлечению виновных к ответственности.

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №10, октябрь 2012 г.

Начать дискуссию