Вопрос: Работодатель разделил коллектив работников на две части – курящих и некурящих, причем данные группы работников находятся в разных помещениях, принадлежащего работодателю здания, помещения изолированы друг от друга. Работники против разделения на группы не возражали. Для оптимизации потери рабочего времени курящими членами коллектива, работодатель разрешил курение на рабочих местах, что отражено в локальном нормативном акте, установив в кабинете систему кондиционирования и очистки воздуха, а также огнетушители. Правомерны ли действия работодателя?
Ответ: Действия работодателя неправомерны, так как законодательство прямо запрещает курение табака на рабочем месте, при этом, не имеется норм, которое бы устанавливали какие-либо ограничения на этот счет. Работодатель может быть привлечен к ответственности по статье 20.4 КоАП за нарушение правил пожарной безопасности.
Обоснование: В силу части 2 статьи 3 Трудового кодекса никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Данная норма указывает не недопустимость дискриминации по каким-либо признакам, однако следует иметь в виду, что разделение коллектива на курящих и некурящих, не является дискриминацией, так как права некурящих в данном случае никак не ущемляются, а курящие фактически получают для себя более комфортные условия, так как отпадает необходимость отлучаться с рабочего места в места, предназначенные для курения.
Как следует из норм абзаца 14 статьи 22 Трудового кодекса, работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
Данная норма указывает на обязанность работодателя обеспечить осуществление нужд бытового характера, возникающих у работников при исполнении трудовых обязанностей.
Нормами части 1 статьи 8 Трудового кодекса установлено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Таким образом, работодатели могут издать локальные нормативные акты, регламентирующие определенные особенности осуществления трудовых отношений в конкретной организации.
Как установлено частью 3 статьи 11.17 КоАП, курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
Данная норма не содержит запрет на курение на рабочем месте.
Необходимо отметить, что нормы статьи 20.4 КоАП устанавливают ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Исходя из норм части 1 статьи 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее – закон N 87-ФЗ) в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.
Данная норма устанавливает, что курение табака на рабочих местах не допускается, однако в данной норме указан запрет на курение на рабочем месте вне специально отведенных мест. В указанной норме не толкуется понятие «рабочее место», однако исходя из норм части 6 статьи 209 Трудового кодекса, следует, что рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В нормах СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. указано, что рабочее место - участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом может являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения. Кроме того, приведенная норма не указывает конкретных требований к месту для курения табака. По смыслу данной нормы также следует, что приведенная норма не устанавливает запрет на установления специального места для курения на территории рабочего места.
В силу пункта 2 статьи 6 Закона N 87-ФЗ, на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.
Следовательно, работодатель обязан предоставить места для курения табака, а также оборудовать их. Конкретные требования к оборудованию и нахождению данных мест не указаны.
Как следует из норм пункта 15 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности (ППБ 01-03)» (далее – ППБ 01-03) в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе определены и оборудованы места для курения.
Нормы ППБ 01-03 предписывают организовывать места для курения в соответствии с их пожарной опасностью, что оформляется локальным нормативным актом.
Нормы Концепции осуществления государственной политики противодействию потребления табака на 2010-2015 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 N 1563-р «О концепции осуществления государственной политики противодействию потребления табака на 2010-2015 годы» установлено, что основными мерами по защите от воздействия табачного дыма являются запрет курение на рабочих местах и в зонах, организованных в закрытых помещениях.
Приведенная выше норма указывает на недопустимость курения табака, как на рабочем месте, так и в закрытом помещении вообще, однако, следует учитывать, что данная концепция не носит обязательный характер, а лишь определяет направление государственной политики, в сфере ограничения употребления табака.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что действия работодателя неправомерны, так как законодательство прямо запрещает курение табака на рабочем месте, при этом, не имеется норм, которое бы устанавливали какие-либо ограничения на этот счет. Кроме того, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 20.4 КоАП за нарушение правил пожарной безопасности, так как курение разрешено только в специально установленных для этого местах, а курение на рабочем месте недопустимо.
Начать дискуссию