Право

Работодатель вправе вести запись телефонных переговоров сотрудников

Правомерно ли положение, установленное локальным нормативным актом, в соответствии с которым все телефонные переговоры записываются?

Вопрос: С целью обеспечения сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну,  в организации локальным нормативным актом установлено, что все исходящие и входящие звонки, совершаемые на номера организации, записываются на специальное техническое устройство, после чего анализируются работниками службы безопасности организации. Работникам организации запрещено использовать в течение рабочего времени личные средства связи. С данным положением ознакомлены все работники организации. Правомерно ли положение, установленное локальным нормативным актом, в соответствии с которым все телефонные переговоры записываются?

Ответ: Данное положение является правомерным, если работники, чьи переговоры записываются, ознакомлены с данным положением под роспись, а лица, с которыми осуществляется общение, предупреждены о факте записи разговора.

Обоснование: Частью 1 статьи 23 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Следовательно, вмешательство в личную жизнь является недопустимым.

Кроме того, частью 2 статьи 23 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Данная норма гарантирует неприкосновенность телефонных переговоров, которая может быть нарушена только по решению суда.

Необходимо отметить, что, очевидно, приведенные нормы распространяются на явное вторжение в личную жизнь гражданина, осуществляемое втайне от него.

Нормами части 1 статьи 8 Трудового кодекса установлено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Следовательно, в организации могут иметься локальные нормативные акты, которые регламентируют определенные сферы осуществления трудовых отношений.

Исходя из норм подпункта 6 части 1 статьи 22 Трудового кодекса, работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Следовательно, к компетенции работодателя отнесено издание локальных нормативных актов, которые регламентируют определенные сферы трудовых отношений, осуществляемых у данного работодателя.

Как следует из части 1 статьи 91 Трудового кодекса, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

По смыслу данной нормы следует, что в течение рабочего времени, работник должен исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а не решать личные вопросы.

Судебная практика по данному вопросу не обнаруживается.

Исходя из указанного выше, можно сделать вывод, что положение, установленное локальным нормативным актом, о том, что все телефонные переговоры записываются, является правомерным если, с ним ознакомлены работники, в отношении разговоров которых, ведется запись, данный вывод обусловлен тем, что в течение рабочего времени, работник должен исполнять свои трудовые обязанности, а не решать какие-либо личные вопросы, ввиду чего могли бы быть записаны сведения, имеющие отношения к личной жизни работника. Кроме того, работники, осуществляющие переговоры с иными лицами, очевидно вначале разговора обязаны проинформировать собеседника о факте записи разговора, для предотвращения факта передачи собеседниками сведений, содержащих информацию, имеющую отношение к  личной жизни собеседника,  кроме того, данное предупреждение позволит собеседнику отказаться от разговора с работниками организации, если он не желает, чтобы данный разговор был записан.

Начать дискуссию