Управление персоналом

Чиновники не учли, что программисты привыкли к дистанционной работе

Вводя льготный режим для технико-внедренческих зон, созданных для стимулирования высоких технологий, чиновники не учли специфики работы программистов. Послабление по соцналогу получат лишь программисты, физически работающие внутри зон, а не дистанционно.

Вводя льготный режим для технико-внедренческих зон, созданных для стимулирования высоких технологий, чиновники не учли специфики работы программистов. Послабление по соцналогу получат лишь программисты, физически работающие внутри зон, а не дистанционно.

Одна из компаний, ставшая резидентом зоны в Дубне, спросила у Минфина, можно ли платить налог по пониженной ставке, если работники трудятся вне территории зоны. Замдиректора департамента Минфина Сергей Разгулин ответил, что нельзя: в этом случае надо платить соцналог со всех выплат и вознаграждений таким работникам по обычной ставке. Налоговый кодекс действительно ставит два условия: компания должна быть резидентом зоны, а работники — трудиться в ее пределах.

Формально Минфин прав, не спорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Но это требование не учитывает специфики работы IT-компаний. Правда, они не потеряют статус резидента зоны, если часть сотрудников работают вне ее границ. Просто с выплат этим работникам соцналог придется платить по общей шкале, говорит Костальгин.

В штате компании, обратившейся в Минфин, работает 70 программистов, рассказал “Ведомостям” один из руководителей этой фирмы на условиях анонимности. Но здание на территории зоны в Дубне еще только строится, говорит он, пока в нем работать нельзя физически и все сотрудники трудятся за пределами зоны. Финансовые потери весьма значительны, сетует он.

Аналогична ситуация в Петербурге. “Здание в Стрельне только строится, а пока все сотрудники работают в здании, расположенном в Петербурге”, — говорит пресс-секретарь “Транзас” (резидент зоны) Ирина Остроумова. Но это здание петербургской администрации удалось тоже включить в состав зоны, поэтому “Транзас” ничего не теряет.

Программисты нередко трудятся вне офиса, а чиновники этого не учли. “Если кто-то несколько дней остается дома, мы все равно считаем, что сотрудник находится на территории зоны”, — заявил представитель компании-резидента зоны в Зеленограде на условиях анонимности.

Предприятие, идя в зону, становится “заложником территории”, а такая локализация IT-компаниям неудобна, говорит партнер юркомпании Beiten Burkhardt Виктор Наумов. Они часто не имеют производственной базы, их сотрудники могут находиться в разных регионах и даже странах без ущерба для бизнеса.

В создании продукта могут участвовать сразу несколько коллективов и организаций. Зоны не стимулируют такую организацию работы.

До сих пор не определен порядок госаккредитации компаний, которые могут воспользоваться льготой, отмечает Наумов. “Лучше было бы ограничить применение льготы границами муниципального округа”, — жалуется представитель компании-резидента зоны в Дубне.

Возможности удаленной работы не используются, а ведь основные софтверные игроки сосредоточены в самой Москве и перемещение в ОЭЗ вряд ли планируют, говорит Михаил Кондрашин, руководитель Центра компетенции Trend Micro.

Минфин не планирует исправлять Налоговый кодекс, говорит сотрудник министерства. Цель закона об особых экономических зонах — создать рабочие места, оживить наукограды, считает глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина. Для IT-компаний, занимающихся офшорным программированием, существует другая льготная шкала соцналога, но пока она не работает, говорит Бурыкина.

Константин Волков
Филипп Стеркин

Комментарии

1
  • Орлов Дмитрий
    Наши чиновники все боятся, что кто-то украдет больше чем они. О какой конкурентноспособной экономике можно говорить?