Что делать, если в команде конфликт? Как закончить противостояние в офисе

Пожалуй, худшее для продуктивности компании — ссоры и конфликты с коллегами. Психологи сколько угодно могут утверждать, что если в команде нет конфликтов, это признак отсутствия движения и развития. Но если, в офисе начались скандалы, то вряд ли такое развитие принесет пользу компании и сотрудникам.
Что делать, если в команде конфликт? Как закончить противостояние в офисе
Создано с помощью ИИ Вера Ревина/Клерк.ру

Конфликт в обществе были, есть и будут. У людей могут не совпадать взгляды, ценности и позиции по решению рабочих задач. Расскажем о видах конфликтов на работе и о том, кто и как их должен решать.

Какие бывают конфликты?

💥Межличностный конфликт — возникают при столкновении интересов двух и более людей. Таки е конфликты часто возникают из-за дефицита ресурсов или конкуренции за престижные позиции. Обычно это касается зарплаты, отношения начальства и условий труда.

Пример. Для офисного конфликта вполне достаточно того, что сотрудники узнают, что за одну и ту же работу они получают разную зарплату. Или, наоборот, выполняя разный объем работы, получают одинаковую.

Или аккуратистка Нина всегда содержит свой стол в идеальном порядке, а Аллочка — полная ее противоположность: стол завален бумагами и грязными чашками. Через какое-то время у Нины случается приступ праведного гнева. И в отделе начинается легкий апокалипсис.

💥Внутриличностный конфликт — сложно прогнозируемый конфликт. Происходит, когда желания человека не совпадали с реальностью.

Пример. Сотрудник ходит в офис, ведет себя адекватно, хорошо работает, но в какой-то момент «без объявления войны» кладет на стол руководителю заявление об увольнении. Причины: выгорание, перегруженность работой, отсутствие карьерного роста, недовольство корпоративной культурой.

Георгий Мелик-Еганов, старший партнер, тренер-консультант SmartValues, отметил главную проблему многих сотрудников, недовольных корпоративной культурой, обстановкой на рабочем месте и оценкой собственных компетенций, — это молчание.

«Если нет диалога, то нет и результата. А сотрудники часто не хотят говорить о своих проблемах, не умеют этого делать или же говорят о них неправильно. И, к большому сожалению многих работодателей, такой сценарий часто заканчивается молчаливым уходом работника, которому проще уволиться, чем инициировать разговор о наболевшем», — пояснил Георгий на встрече Комиссии по бизнес-этике, организованной Ассоциацией менеджеров, на тему «Бизнес-этика и внутренние коммуникации: что, где, когда?».

Любое противоречие между сотрудниками в явной или неявной форме может стать внутрикорпоративным конфликтом. А в числе внешних факторов, провоцирующих разногласия внутри коллектива, могут быть конкурентная среда и даже изменение законодательства.

«Причины внутренних конфликтов чаще всего связаны со структурными, организационными и социально-культурными особенностями компании», — считает Даниил Ермолаев, директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг.

💥Межгрупповой конфликт — выражается в столкновении интересов различных групп. Он самый разрушительный. Это конфликт между группами людей: руководителем и сотрудником, новатором и консерватором, халявщиком и трудоголиком.

Пример. It-отдел хочет добавить какую-то новую опцию для всех отделов, а, например, бухгалтерия говорит, что им это не нужно. Эти новые функции будут их только отвлекать и мешать работать. Возникает конфликт между двумя группами.

Кто и как должен решать конфликты между сотрудниками

Безусловно, лучший способ победить в драке — избежать ее. Но если конфликт уже начался нужно постараться, чтобы ситуация не стала критической. Если работники не могут договориться между собой, руководителю следует привлечь независимую сторону — эйчара или психолога, если такой есть в компании.

«HR в ситуации конфликта выступает как независимая сторона. Важно быть беспристрастным и не включать эмоционально-субъективную оценку ситуации. Обычно HR общается индивидуально с каждой из сторон, выясняет причины и пытается решить возникающий конфликт с минимальными потерями для обеих сторон. Как правило, прийти к мирному соглашению удается в 90% случаев», — рассказала Алена Алексеева, HR «Клерка».

HR-специалист выслушивает обе стороны, договаривается, доносит позицию каждой из сторон до другой. Обычно, проще всего решаются бытовые конфликты, такие — как грязные чашки или беспорядок на рабочем месте. Если к соглашению прийти не удается, то можно подключать другие меры — внутренние регламенты, правила поведения в компании.

«Мы на постоянной основе опрашиваем своих сотрудников о том, комфортно ли им работать друг с другом, на каком этапе теряется информация, получается ли у них достигать поставленных целей и т.д.», — рассказала спикер встречи Комиссии по бизнес-этике Лина Хаустова, руководитель управления бренда работодателя и внутренних коммуникаций «Бургер Кинг Россия».

Если конфликт касается профессиональных вопросов, то здесь не обойтись без вмешательства руководителей. HR выясняет предмет конфликта, первоисточник и истинные причины, убирает эмоции из рассказов сотрудников и выходит к руководителю конфликтующих с предложениями по урегулированию, основываясь на той информации, которую он собрал.

Конфликты всегда ведут к падению эффективности, поэтому их нельзя оставлять без внимания. Руководитель должен постараться привести сотрудников к решению, которое повысит эффективность команды и наладит все рабочие процессы. Иногда урегулирование конфликта требуют времени и определенных усилий. Руководитель должен убедиться, что решение, которое будет в итоге принято, не вызовет новых проблем или недовольств.

Опрос от «Клерка»

Сталкивались ли вы с конфликтами на работе?

Анонимный опрос

Проголосовали 15 человек

С кем чаще возникают конфликтные ситуации?

Анонимный опрос

Проголосовали 12 человек

Как вы ведете себя во время конфликта?

Анонимный опрос

Проголосовали 12 человек

Расскажите, как часто вы сталкивались за свою карьеру с конфликтами в офисе, из-за чего они возникали и как их урегулировали?

Комментарии

49
  • African

    Обычно мышиную возню в офисе инициирует и поддерживает руководитель. Во первых это весело, во вторых у него постоянно рой стукачей и полно информации.

    • Юлия_Г

      было у меня такое на одной из прошлых работ, ИП - женщина 60+ передала "бразды правления" бизнесом своему сыну, 28 лет, и понеслось... Так тот собрал коллектив и долго и красиво расписывал, что "стучать"- это здорово, так делают во всем "цивилизованном" мире. Тем кто отказывается - или увольнение или лишение премии до тех пор , пока не начнет "стучать". Я выбрала увольнение.

      • bogdanovv

        у нас директорский сынок любил одно и то же задание разным отделам раздавать, а потом выяснял, кто накосячил и чинил разборки, мы уже научились потом перед сдачей задания сверяться, чтобы одинаковые данные дать

        • потом выяснял, кто накосячил и чинил разборки

          Такое впечатление, что ему не выполненное задание было нужно, а эти разборки. Дурной какой то (по крйней мере, так выглядит)

      • Arhimed0

        прямо вот так в открытую? Не, вот ТАКОГО - ещё никогда не видел!

        Когда заводили себе стукачей со всех сторон, всячески этих стукачей поощряли, они числилсь на особом счету и в общем-то все понимали за что они так числятся. Вот это всё - сплошь и рядом, практически везде где я только ни был.

        Не прямым способом, а так... через определённые вопросы на тему "что ты вчера видел" пытались и мне задавать - типа привлекали "постучать" . Но у меня позиция жёсткая - что касаемо моей профессии , что обязан докладывать - доложу обязательно и без вопросов. Со всем остальным - извините, есть другие, там спрашивайте.

        Но вот так собрав всех и при всех: "стучите каждый про каждого"!!! - прям шедевр, реально про такое до сего дня даже не слышал!!!!

        • Л Д

          А у меня было такое, что пришел новый руководитель и примерно через месяц провел общее собрание. На нем он сказал, что слух и зрение у него в отличной форме, поэтому всем, кто не афишируя приходил в его кабинет с предложением стать "глазами и ушами" он вынужден отказать. Представляю, как у стукачей сердце екнуло от страха, что он вдруг начнет называть фамилии. Хотя может и не екнуло, лично знала тех, кто этим гордился и искренне считал, что делает добро.

    • Даааа!!! У нас была такая начальница отдела кадров. Как ловко она сталкивала сотрудников друг с другом, такие подковерные игры разводила, жесть... К счастью, уволили ее.

  • Для меня, когда руководил бухгалтерией (а работали там только дамы) эти конфликты между ними были самой большой проблемой.

    Потом, когда уже в Мытищинском КБ работал, поделился этим со своим прямым начальником, типа, для мня самым сложным было бабск женским коллективом руководить и дрязги между ними разбирать. Он до этого тоже главбухом служил.

    Он тогда удивленно посмотрел на меня: да это самое лёгкое.

    Вот умел Николай Николаевич и большого начальника из себя не корчить и дистанцию с подчиненными держать. Умел.

      • Сергей Верещагин

        Как-то пришлось присутствовать мне при процессе втыка одной из наших дам.

        Так было видно, что и ему самому крайне неприятно ей эту клизму ставить, но: накосячила - получи.

        Но зато никто из нас не боялся признаться ему в какой-то сделанной ошибке. Первый вопрос, который он всегда при этом задавал: Как будем исправлять?

        • Arhimed0

          очень даже мудрый дирик! Ну реально : что бОльшего ты можешь добавить, если человек совершивший ошибку, и сам понимает, что ошибся. (Это же не тот случай, когда на ошибку указать надо, может быть совершивший и не знает про неё).

          Ну а если все и так всё понимают - ругатствами ты ничего уже не поменяешь. ПОэтому самое разумное: да есть, как будем решать? какие варианты, что для этого надо задействовать....

          Жаль только что таких вот понимающих очень и очень мало.

          Все почему-то норовят только ещё добавить тебе,, хоть и без него на душе кошки скребут

          • Сергей Верещагин

            Мне чаще всего везло с командами, в которых работать приходилось. И начальники большей частью адекватные попадались, и коллективы.

            Не всегда, конечно, но процентах в 60-70 везло.

            • Arhimed0

              нифига се! Вам можно позавидовать! а у меня самое лучшее что было - это накосячил, ну и разбирайся сам.... Другое - будут долбить и долбить. Ещё и преувеличат "содеянное", ещё и перед другими будут "посмотрите на него плохого, покажите на него пальцем, скажите фууууу".