Что делать, если в команде конфликт? Как закончить противостояние в офисе

Пожалуй, худшее для продуктивности компании — ссоры и конфликты с коллегами. Психологи сколько угодно могут утверждать, что если в команде нет конфликтов, это признак отсутствия движения и развития. Но если, в офисе начались скандалы, то вряд ли такое развитие принесет пользу компании и сотрудникам.
Что делать, если в команде конфликт? Как закончить противостояние в офисе
Создано с помощью ИИ Вера Ревина/Клерк.ру

Конфликт в обществе были, есть и будут. У людей могут не совпадать взгляды, ценности и позиции по решению рабочих задач. Расскажем о видах конфликтов на работе и о том, кто и как их должен решать.

Какие бывают конфликты?

💥Межличностный конфликт — возникают при столкновении интересов двух и более людей. Таки е конфликты часто возникают из-за дефицита ресурсов или конкуренции за престижные позиции. Обычно это касается зарплаты, отношения начальства и условий труда.

Пример. Для офисного конфликта вполне достаточно того, что сотрудники узнают, что за одну и ту же работу они получают разную зарплату. Или, наоборот, выполняя разный объем работы, получают одинаковую.

Или аккуратистка Нина всегда содержит свой стол в идеальном порядке, а Аллочка — полная ее противоположность: стол завален бумагами и грязными чашками. Через какое-то время у Нины случается приступ праведного гнева. И в отделе начинается легкий апокалипсис.

💥Внутриличностный конфликт — сложно прогнозируемый конфликт. Происходит, когда желания человека не совпадали с реальностью.

Пример. Сотрудник ходит в офис, ведет себя адекватно, хорошо работает, но в какой-то момент «без объявления войны» кладет на стол руководителю заявление об увольнении. Причины: выгорание, перегруженность работой, отсутствие карьерного роста, недовольство корпоративной культурой.

Георгий Мелик-Еганов, старший партнер, тренер-консультант SmartValues, отметил главную проблему многих сотрудников, недовольных корпоративной культурой, обстановкой на рабочем месте и оценкой собственных компетенций, — это молчание.

«Если нет диалога, то нет и результата. А сотрудники часто не хотят говорить о своих проблемах, не умеют этого делать или же говорят о них неправильно. И, к большому сожалению многих работодателей, такой сценарий часто заканчивается молчаливым уходом работника, которому проще уволиться, чем инициировать разговор о наболевшем», — пояснил Георгий на встрече Комиссии по бизнес-этике, организованной Ассоциацией менеджеров, на тему «Бизнес-этика и внутренние коммуникации: что, где, когда?».

Любое противоречие между сотрудниками в явной или неявной форме может стать внутрикорпоративным конфликтом. А в числе внешних факторов, провоцирующих разногласия внутри коллектива, могут быть конкурентная среда и даже изменение законодательства.

«Причины внутренних конфликтов чаще всего связаны со структурными, организационными и социально-культурными особенностями компании», — считает Даниил Ермолаев, директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг.

💥Межгрупповой конфликт — выражается в столкновении интересов различных групп. Он самый разрушительный. Это конфликт между группами людей: руководителем и сотрудником, новатором и консерватором, халявщиком и трудоголиком.

Пример. It-отдел хочет добавить какую-то новую опцию для всех отделов, а, например, бухгалтерия говорит, что им это не нужно. Эти новые функции будут их только отвлекать и мешать работать. Возникает конфликт между двумя группами.

Кто и как должен решать конфликты между сотрудниками

Безусловно, лучший способ победить в драке — избежать ее. Но если конфликт уже начался нужно постараться, чтобы ситуация не стала критической. Если работники не могут договориться между собой, руководителю следует привлечь независимую сторону — эйчара или психолога, если такой есть в компании.

«HR в ситуации конфликта выступает как независимая сторона. Важно быть беспристрастным и не включать эмоционально-субъективную оценку ситуации. Обычно HR общается индивидуально с каждой из сторон, выясняет причины и пытается решить возникающий конфликт с минимальными потерями для обеих сторон. Как правило, прийти к мирному соглашению удается в 90% случаев», — рассказала Алена Алексеева, HR «Клерка».

HR-специалист выслушивает обе стороны, договаривается, доносит позицию каждой из сторон до другой. Обычно, проще всего решаются бытовые конфликты, такие — как грязные чашки или беспорядок на рабочем месте. Если к соглашению прийти не удается, то можно подключать другие меры — внутренние регламенты, правила поведения в компании.

«Мы на постоянной основе опрашиваем своих сотрудников о том, комфортно ли им работать друг с другом, на каком этапе теряется информация, получается ли у них достигать поставленных целей и т.д.», — рассказала спикер встречи Комиссии по бизнес-этике Лина Хаустова, руководитель управления бренда работодателя и внутренних коммуникаций «Бургер Кинг Россия».

Если конфликт касается профессиональных вопросов, то здесь не обойтись без вмешательства руководителей. HR выясняет предмет конфликта, первоисточник и истинные причины, убирает эмоции из рассказов сотрудников и выходит к руководителю конфликтующих с предложениями по урегулированию, основываясь на той информации, которую он собрал.

Конфликты всегда ведут к падению эффективности, поэтому их нельзя оставлять без внимания. Руководитель должен постараться привести сотрудников к решению, которое повысит эффективность команды и наладит все рабочие процессы. Иногда урегулирование конфликта требуют времени и определенных усилий. Руководитель должен убедиться, что решение, которое будет в итоге принято, не вызовет новых проблем или недовольств.

Опрос от «Клерка»

Сталкивались ли вы с конфликтами на работе?

Анонимный опрос

Проголосовали 15 человек

С кем чаще возникают конфликтные ситуации?

Анонимный опрос

Проголосовали 12 человек

Как вы ведете себя во время конфликта?

Анонимный опрос

Проголосовали 12 человек

Расскажите, как часто вы сталкивались за свою карьеру с конфликтами в офисе, из-за чего они возникали и как их урегулировали?

Комментарии

49
  • African

    Обычно мышиную возню в офисе инициирует и поддерживает руководитель. Во первых это весело, во вторых у него постоянно рой стукачей и полно информации.

    • Ирина

      Весьма нездоровые отношения

    • Юлия_Г

      было у меня такое на одной из прошлых работ, ИП - женщина 60+ передала "бразды правления" бизнесом своему сыну, 28 лет, и понеслось... Так тот собрал коллектив и долго и красиво расписывал, что "стучать"- это здорово, так делают во всем "цивилизованном" мире. Тем кто отказывается - или увольнение или лишение премии до тех пор , пока не начнет "стучать". Я выбрала увольнение.

      • bogdanovv

        у нас директорский сынок любил одно и то же задание разным отделам раздавать, а потом выяснял, кто накосячил и чинил разборки, мы уже научились потом перед сдачей задания сверяться, чтобы одинаковые данные дать

        • потом выяснял, кто накосячил и чинил разборки

          Такое впечатление, что ему не выполненное задание было нужно, а эти разборки. Дурной какой то (по крйней мере, так выглядит)

      • Arhimed0

        прямо вот так в открытую? Не, вот ТАКОГО - ещё никогда не видел!

        Когда заводили себе стукачей со всех сторон, всячески этих стукачей поощряли, они числилсь на особом счету и в общем-то все понимали за что они так числятся. Вот это всё - сплошь и рядом, практически везде где я только ни был.

        Не прямым способом, а так... через определённые вопросы на тему "что ты вчера видел" пытались и мне задавать - типа привлекали "постучать" . Но у меня позиция жёсткая - что касаемо моей профессии , что обязан докладывать - доложу обязательно и без вопросов. Со всем остальным - извините, есть другие, там спрашивайте.

        Но вот так собрав всех и при всех: "стучите каждый про каждого"!!! - прям шедевр, реально про такое до сего дня даже не слышал!!!!

        • Л Д

          А у меня было такое, что пришел новый руководитель и примерно через месяц провел общее собрание. На нем он сказал, что слух и зрение у него в отличной форме, поэтому всем, кто не афишируя приходил в его кабинет с предложением стать "глазами и ушами" он вынужден отказать. Представляю, как у стукачей сердце екнуло от страха, что он вдруг начнет называть фамилии. Хотя может и не екнуло, лично знала тех, кто этим гордился и искренне считал, что делает добро.

    • Даааа!!! У нас была такая начальница отдела кадров. Как ловко она сталкивала сотрудников друг с другом, такие подковерные игры разводила, жесть... К счастью, уволили ее.

    • Марина Снеговская

      Да, самая страшная манипуляция - молчание, игнор

      • Сергей Верещагин

        Это мне сестричка моя старшая как-то рассказала.

        У них в главке две дамы кабинет на двоих делили.

        По какой-то причине они поссорились, и после этого то ли 5, то ли 7 лет (пока одна из них то ли на пенсию ушла, то ли уволилась) друг с другом по утрам не здоровались, и в течение дня не разговаривали, только если что по работе.

        О как!!!

        • Трэээээш! В какой-то момент кому-то можно было бы уступить (поступить разумно, если причина не адова). А на дистанции 5-7 лет уже само собой разумеющееся стало молчать. В любом случае, трээээээш)))

          • Сергей Верещагин

            Да, донецкие - они такие, упертые. Это еще в СССР было, в главке Донбассантрацит Министерства угольное промышленности УССР.

            Это министерство в Донецке размещалось.

            • Ирина

              Поверьте, такие везде и сейчас хватает.

        • В Виктория

          друг с другом по утрам не здоровались, и в течение дня не разговаривали,

          Разнообразие и распространенность самых дурацких стратегий поведения просто поражает

      • Александр @42

        В психологии такое поведение (есть, конечно, исключения) считается пассивной агрессией. Конечно еще есть сарказм и нигилизм под видом шуток, это также очень опасный и токсичный вид пассивной агрессии. Так и организация может быть уничтожена.

  • Для меня, когда руководил бухгалтерией (а работали там только дамы) эти конфликты между ними были самой большой проблемой.

    Потом, когда уже в Мытищинском КБ работал, поделился этим со своим прямым начальником, типа, для мня самым сложным было бабск женским коллективом руководить и дрязги между ними разбирать. Он до этого тоже главбухом служил.

    Он тогда удивленно посмотрел на меня: да это самое лёгкое.

    Вот умел Николай Николаевич и большого начальника из себя не корчить и дистанцию с подчиненными держать. Умел.

      • Сергей Верещагин

        Как-то пришлось присутствовать мне при процессе втыка одной из наших дам.

        Так было видно, что и ему самому крайне неприятно ей эту клизму ставить, но: накосячила - получи.

        Но зато никто из нас не боялся признаться ему в какой-то сделанной ошибке. Первый вопрос, который он всегда при этом задавал: Как будем исправлять?

        • Наталия Лукина

          Первый вопрос, который он всегда при этом задавал: Как будем исправлять?

          Самый разумный подход!

          • Адекватный подход😉Есть момент))) Косяки сотрудников часто случаются не по их вине, а из-за несовершенства системы, в которой работники функционируют. И руководитель об этом знает, если руководитель адекватный профи) Более того, руководитель понимает, что он не отшлифовал систему так, чтобы она не позволяла появляться косякам))) Ну это конечно идеал)

            Так что решать косячные моменты, например, через бычку ну такооооооое))

        • Arhimed0

          очень даже мудрый дирик! Ну реально : что бОльшего ты можешь добавить, если человек совершивший ошибку, и сам понимает, что ошибся. (Это же не тот случай, когда на ошибку указать надо, может быть совершивший и не знает про неё).

          Ну а если все и так всё понимают - ругатствами ты ничего уже не поменяешь. ПОэтому самое разумное: да есть, как будем решать? какие варианты, что для этого надо задействовать....

          Жаль только что таких вот понимающих очень и очень мало.

          Все почему-то норовят только ещё добавить тебе,, хоть и без него на душе кошки скребут

          • Сергей Верещагин

            Мне чаще всего везло с командами, в которых работать приходилось. И начальники большей частью адекватные попадались, и коллективы.

            Не всегда, конечно, но процентах в 60-70 везло.

            • Arhimed0

              нифига се! Вам можно позавидовать! а у меня самое лучшее что было - это накосячил, ну и разбирайся сам.... Другое - будут долбить и долбить. Ещё и преувеличат "содеянное", ещё и перед другими будут "посмотрите на него плохого, покажите на него пальцем, скажите фууууу".