Тренды в продажах в 2024 году

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции CRM-систем Wazzup, рассказывает о трендах на рынке продаж в 2024 году.

За последние два года многие зарубежные бренды покинули российский рынок. Те, кто остался, получили шанс расти и развиваться. Однако столкнулись с конкуренцией в виде отечественных производителей. На пятки компаниям наступает и искусственный интеллект, который, впрочем, уже мало кого удивляет. Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции CRM-систем Wazzup, рассказала о трендах на рынке продаж в 2024 году, и современных тенденциях, которые будут помогать ему процветать.

Мультилингвальность

«Ищем специалиста со знанием английского языка» — данным требованием в описании вакансии уже никого не удивишь. Сегодня компании выходят на новый уровень — в идеале иметь в штате продажника со знанием языка одной из стран СНГ, а также Китая, Индии и других восточных территорий. Причем не просто со знанием языка, а лучше всего носителя с пониманием менталитета. Чем больше таких специалистов, тем больше у компании шансов на развитие. Причины подобной ситуации понятны — после событий весны 2022 года, весь бизнес переориентировался в другую сторону по карте мира, а бывшие союзники по СССР стали потенциальными клиентами, подрядчиками и партнерами.

Онлайн — в массы, оффлайн — премиум

Маркетплейсы продолжат доминировать в E-comm, особенно в нише малого и среднего бизнеса. Решающим фактором станет стоимость, поскольку онлайн дает возможность максимально быстро сравнивать цены. При этом доля, так называемых, импульсивных покупок станет значительно ниже. Всплеск потребительских настроений уже миновал, люди стали осознаннее подходить к тратам. Однако стоит ожидать взрывного роста вложений в продвижение продукции на интернет-площадках — в рекламу, индексацию на первых позициях, высокие рейтинги и так далее. Что до офлайн-продаж, то они постепенно превратятся в премиальную историю для тех, у кого есть время и возможность выбирать.

Ориентация на аудиторию станет еще сильнее

Ранее в сфере продаж в большинстве случаев придерживались принципа «создаем продукт — вкладываемся в маркетинг — сбываем», а если не получается, ищем слабые места в процессе продвижения. Затем компании начали сначала тестировать продукт на определенной целевой аудитории. С одной стороны, увеличивать траты на маркетинг, с другой — на аналитику. В 2024 году этот тренд будет развиваться еще больше.

У клиента как никогда есть право выбора и этот выбор максимально разнообразен. Даже закрытые границы — не помеха к зарубежному шоппингу: специальные маркетплейсы, байеры, группы по совместным закупкам — на любой вкус и кошелек.

С учетом многообразия предложений на рынке в 2024 году нужно не просто привлечь клиента, но и удерживать его максимально долго, так как привлечение обходится дорого. Для этого необходимо буквально входить с клиентами в дружеский контакт: поздравлять с днем рождения, рассказывать о новых акциях и предложениях, присылать специальные промокоды на скидку, каждую неделю делиться новостями компании и т.д 

Каждый из нас создает свою покупательскую экосистему — одежду мы покупаем тут, обувь — там, бытовую химию — на маркетплейсе, электронику — только оффлайн в определенном торговом центре, лекарства — в аптеке в соседнем дворе и так далее. Менять привычный уклад никому не хочется, да и некогда. Поэтому компаниям нужно заслужить доверие клиента, а потом демонстрировать стабильную работу и высокое качество оказания услуг, чтобы его не потерять. Всех клиентов у конкурентов не заберешь, но постоянных нужно беречь. Клиентоориентированность выходит на высший уровень.

ИИ в каждый дом

С учетом вышесказанного с повсеместным внедрением искусственного интеллекта нужно быть аккуратным. С одной стороны, благодаря ИИ количество рутинной работы того же менеджера по продажам и специалиста клиентской службы, так как на базовые вопросы клиентов может ответить и робот. С другой стороны, вопреки заблуждениям и конспирологическим теориям разного толка, ИИ не заменит реального специалиста. Выявлением потребностей клиентов и предложением вариантов продолжит заниматься человек, ведь машина не обладает эмпатией. 

Еще меньше контакта между людьми

Впрочем, из предыдущего пункта вытекает, что друг с другом люди (специалисты и клиенты) разговаривать будут еще реже. Раньше было достаточно снять телефонную трубку и набрать номер. Позднее «аналоговое» общение (голосом) заменили короткие переписки в мессенджерах. Теперь же и в том, и в другом случаях посредником между собеседниками постепенно становится робот. Он отвечает на простые вопросы и лишь когда они выходят за рамки его «компетенции», переключает на живого сотрудника. 

Интуитивно-понятный интерфейс

В целом, идея – не новая, но ее нужно развивать еще глубже и шире. Считается, что если клиенту для покупки или оформления чего-либо нужно совершить более 3-х шагов в интернете, то он скорее откажется. Даже ответы на FAQ уже практически никто не читает. Поэтому сайт должен стать еще более интуитивно понятным. Современное требование ко всем без исключения онлайн-площадкам — чтобы покупатели могли легко разобраться не только, где найти тот или иной товар, но еще и как сравнить его с аналогичными. Отсюда кстати вытекает еще один тренд, который вряд ли изменится — на экономию времени, которого в стремительно и, кажется, навсегда меняющемся мире никогда не хватает. 

Работа с клиентом

Не останется статичной и воронка продаж — путь, который проходит потребитель с момента привлечения его внимания к тому или иному предложению до момента покупки. Эта маркетинговая модель, которая создается под продукт и его целевую аудиторию, в принципе постоянно меняется.

В сфере продаж также внедряется несколько инструментов, связанных с оповещением и дополнительным контактом с клиентом.  

Вместе с тем компаниям придется сделать акцент на отзывы, ориентироваться на которые аудиторию приучил маркетплейс. Что точно не стоит делать — так это «накручивать» их. Забавно видеть, когда, например, страница в соцсетях логистической компании больше похожа на какой-нибудь косметическо-парфюмерный магазин: клиенты пишут отзывы из серии «это была супер доставка, я не ожидала, я в восторге» с обязательным приложением фотографий обычных коробок. В идеале, реагировать на каждый отзыв или определить для себя самые охватные площадки-отзовики, где аккумулируется наибольшее количество отзывов именно на вашу компанию и работать с ними.

В IT уже не войти

IT-сфера — всегда была этаким «непаханым полем», где можно развиваться абсолютно в любых направлениях, целясь в определенную аудиторию. Это с одной стороны, а с другой стороны, войти в эту отрасль с «нуля» сегодня достаточно проблематично, так как крупные игроки уже заняли свои позиции и поделили аудитории, которым продают свои услуги. Таким образом, каждый новый клиент уже знает, в какую компанию ему обратиться, чтобы получить конкретный продукт. Всё-таки IT-отрасль — достаточно сложный сегмент (как минимум, психологически) и клиенты зачастую пойдут к тем, кто уже раскручен и наработал определенную репутацию.

Написание кода — процесс может и быстрый, но если мы говорим про крупные компании, то данный код с течением времени обрастает все новыми и новыми составляющими. Растут потребности клиентов, растет бизнес, а значит, растет и код. Сегодня нельзя просто зайти в эту сферу, написать код, чтобы стать похожими на конкурентов и откусить себе часть аудитории. Поэтому вход в IT-отрасль стал как минимум дороже, а также дольше и сложнее.

Разумное отношение к природе и людям

Казалось бы, причем тут продажи? Репутация любой компании – сложносочиненная система. Сегодня уже недостаточно просто рекламировать свои услуги. Компания должна рассказывать про свой HR-бренд, демонстрировать достижения в смежных с бизнесом отраслях, заниматься благотворительностью. Таким образом, создается некий комплексный образ, которому доверяют люди.

ESG-повестка, ставшая актуальной пару лет назад в России, изначально была больше данью моде, чем реальностью. Да, компании начали отчитываться об уменьшении своего влияния на окружающую среду, переработке собственных отходов. Но это скорее касалось зарубежных брендов, работающих в России, так как ESG-повестка на «том берегу» развивается уже давно.

После весны 2022 года компаниям (да и клиентам) стало попросту не до этого. Тем не менее, от нее не стоит отказывать совсем. Достаточно внедрить в свой календарь какие-то простые, понятные и доступные для каждого идеи. Например, установить в офисе бокс для сбора батареек, пластиковых крышечек и бумаги, привлекать клиентов к субботникам, взять шефство над приютом для бездомных.

В целом, для российского менталитета такие идеи более понятные, потому что они местечковые, а не суперглобальные, то есть их можно «потрогать». Из таких акций необходимо делать инфоповоды, привлекать прессу, рассказывать об этом в соцсетях. Таким образом, несмотря на все внешнеполитические потрясения, вы создадите образ эко-френдли бизнеса, который демонстрирует человечность, стабильность и ответственность перед будущими поколениями. А таким компаниям клиенты доверяют лучше.

⭐️Управленческая отчетность. PnL, Отчет о прибылях и убытках

Что я получу, если смешаю корень златоцветника и настойку полыни? А если буду использовать PnL для управления бизнесом? Ответ на первый вопрос мы все прекрасно знаем. А на второй? Давайте разбираться вместе. Поехали!

⭐️Управленческая отчетность. PnL, Отчет о прибылях и убытках
4

Начать дискуссию

Много хороших новостей. Влад Савушкин вошел в историю «Клерка»

Программисты сделали много хороших штук за эту неделю.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Нюансы скрытого поиска работы: стоит ли игра свеч?

Давайте поговорим о теме, которая, возможно, касается многих из нас, но о которой редко говорят вслух.

Нюансы скрытого поиска работы: стоит ли игра свеч?
2

Минстрой назвал один из эффективнейших механизмов господдержки

Заместитель министра строительства и ЖКХ Вадим Васильев заявил, что свободная экономическая зона стала одним из наиболее эффективных механизмов государственной поддержки, направленной на перезапуск реального сектора экономики ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Ставка НДФЛ для больших доходов должна быть до 25%, считает Миронов

Фракция Госдумы «Справедливая Россия — За правду» в лице Сергея Миронова представила свои предложения по ставке НДФЛ и НДС в рамках совершенствования налогового законодательства.

Силуанов: налоговые льготы для самозанятых будут сохранены

Глава Минфина заверил, что налоговые льготы и преференции для самозанятых сохранят.

Банки будут напрямую взаимодействовать с ФНС

ФНС будет без участия ЦБ присылать банкам запрос на блокировку операций по счетам клиентов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сколько стоит бухгалтер и во сколько он себя оценивает? 💃«Ночной бухгалтер» № 1688

Бухгалтеры часто не знают, во сколько оценить свои услуги и дешевят с прайсом. А еще взваливают на себя непосильную работу, которую потом и нести тяжело, и бросить жалко. А вы так делаете?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курортный сбор может стать туристическим налогом

Минфин России рассматривает возможность преобразования курортного сбора в туристический налог.

Для Дальнего Востока расширили льготу по страховым взносам

Ранее правительство ввело налоговые и таможенные льготы, чтобы повысить привлекательность условий для проектов, которые реализуют инвесторы на территориях опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток.

НДС

В Совете Федерации предложили отменить НДС для производителей стройматериалов и мебели

К эксперименту с освобождением от НДС планируют подключить компании и ИП, которые занимаются производством мебели и стройматериалов. Пока что такая льгота есть у предприятий общепита.

Правовые последствия совершения корпоративной сделки с лицом из недружественного государства без получения разрешения подкомиссии

Что будет, если совершить сделку с акциями и долями в российской компании с лицом из недружественного государства без разрешения подкомиссии.

⚡️ Итоги дня: мошенники покупают неактивные номера и получают доступ к Госуслугам, в Китае создали смартфон, который не боится кипятка

Подготовили обзор главных событий дня — 23 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Самозанятые в 2024 году

В 2024 году всё больше людей выбирают самозанятость как форму малого бизнеса. Специальный налоговый режим позволяет им работать на себя, самостоятельно определять график и условия труда, а также получать доход от любимого дела. В статье мы рассмотрим ключевые особенности этого налогового режима.

Самозанятые в 2024 году

Путин разрешил компенсировать ущерб за счет американских активов

Президент дал возможность пострадавшим обращаться в суд, если власти США необоснованно лишили их прав на имущество.

Бесплатно с Дебиторская задолженность

Может ли ИФНС арестовывать дебиторскую задолженность

Суды не могут прийти к общей позиции по поводу того, может ли налоговая служба арестовать имеющуюся дебиторскую задолженность. Разберем, как сложилась судебная практика и на какие нормы ориентироваться налогоплательщикам.

Может ли ИФНС арестовывать дебиторскую задолженность

Как сформировать модель оценки комплаенс-рисков

Финансовые и коммерческие организации сталкиваются с жесткими требованиями, в том числе по антиотмывочному закону. Чтобы работать без претензий, надо следить за изменениями в законодательстве, конъюнктуре рынка и структуре клиентской базы.

Новости ФНС

Налоговики РФ и Белоруссии приняли документы о двустороннем сотрудничестве

Ведомства будут совместно улучшать систему администрирования косвенных налогов, а также внедрять электронный документооборот в торговле между РФ и Белоруссией.

🔥Пост на прокачку! В Трибуне теперь можно прокачивать свои статьи

На «Клерке» вышел новый релиз. Наша команда добавила супер опцию для пользователей Трибуну — платное продвижение постов. Расскажем, как это будет работать. Ставьте лайк и забирайте в закладки!

🔥Пост на прокачку! В Трибуне теперь можно прокачивать свои статьи

Как увеличить охват своего блога на Клерке

Если вы хотите продвинуть свой материал в Трибуне, то теперь это легко сделать.

Как увеличить охват своего блога на Клерке

Интересные материалы

Как главному бухгалтеру управлять коллективом? 5 шагов для роста бизнеса

В круговороте поступающих задач и документов управлять командой, не делая работу за всех, и при этом улучшая показатели, — нелегко, но вполне возможно. Новоиспеченные руководители часто сталкиваются со сложностями, не до конца понимая свои обязанности в новой роли, однако есть несколько рекомендаций, как плавно отойти от операционки и начать эффективно управлять коллективом.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру