На связи Ольга Ульянова аудитор.
В отношении применении всеми нелюбимого ФСБУ 25/2018 у меня два совета для бухгалтеров, хотя, наверное, правильнее сказать, два ответа.
Вопрос №1 — Как применять ФСБУ 25/2018 к договорам, заключенным бессрочно
Мусолилась тема с бессрочными договорами долго, но, когда, как ни на кануне годовой отчетности вспомнить о ней вновь.
С целью не применять нормы ФСБУ 25/2018 некоторые заключают бессрочные договоры, чтобы избежать сложного учета.
Увы. Налоговикам и аудиторам, проверяющим вашу отчетность, такой подход вряд ли понравится. То, что у договора нет срока окончания, не означает, что он никогда не прекратит своего действия.
Несмотря на отсутствие единой позиции по вопросу правильности учета бессрочных договоров у коллег и четких разъяснений в нормативных актах, при длительной бессрочной аренде нужно применять нормы ФСБУ 25/2018.
Особенно, если отчетность компании подлежит обязательному аудиту.
Вопрос №2 — Должна ли быть отражена сумма выкупа в карточке ППА?
Да, должна.
Если планируется использование основное средство после лизинга, то право пользования активом (ППА) должно включать в себя выкупную стоимость и не быть полностью самортизированным.
Выкупная стоимость, если она не включена в лизинговые платежи, дисконтируется так же, как и периодические лизинговые платежи (подп. «д», «е» п. 7 ФСБУ 25/2018).
Если лизинг с выкупом, срок амортизации ППА может быть как равным сроку аренды, так и превышать его.
Так что следует амортизировать ППА с даты начала аренды до конца срока полезного использования предмета аренды (п. 17 ФСБУ 25/2018, п. 32 МСФО (IFRS) 16).
На сегодня еще не прощаюсь.
Сомневаетесь с учетом? Инициативный аудит поможет снизить риски.
Больше полезной информации в моем телеграм-канале.
✅ Подписывайтесь, чтобы не пропустить важную информацию.
Комментарии
4Очень правильная ремарка! И сразу в очередной раз встает вопрос - как так получилось, в какой такой момент регулирование бухучета свернуло не туда, что его содержание настолько стало запутанным, что перестало интересовать пользователей!
С новым учетом аренды в российских реалиях вообще нет смысла. Вот я работаю в одной компании, входящей в группу. У нас есть компания - хранитель активов. Она сдает всем остальным компаниям группы офисные помещения с мебелью в аренду, она же содержит это имущество вплоть до расходов на туалетную бумагу и ремонт мебели. Какой смысл мне учитывать ППА, если во-первых право собственности на эти здания никогда не перейдут нашей компании, во-вторых - для целей управленческого учета и консолидации доходов/расходов группы, выручка от сдачи в аренду имущества будет исключена, в-третьих - этот адов труд никому не нужен. Поэтому я решила забить на это. Максимум, меня могут оштрафовать, но я готова понести этот маловероятный риск. Аудиторы не будут сильно цепляться, так как в наших миллиардных оборотах эти операции не существенны.
Для обязательного аудита несомненно существенность - определяющий фактор для выноса нарушения в заключение.
Спасибо за комментарий. В отношении нормативного регулирования бухучета и налогообложения, мне всегда казалось, что его у нас специально так усложняют, чтобы бухгалтеры делали больше ошибок. Хотя бы просто потому, что не успели вникнуть или не смогли понять какие-то нововведения. Это такая профессия - с высоким запасом внутреннего терпения...