Управление персоналом

Актуальные тенденции дистанционного формата работы

Coleman Group провел исследование «Актуальные тенденции дистанционного формата работы» среди более чем 100 HR-специалистов, включившее в себя ряд задач: определение продуктивности дистанционного формата работы и выявление дальнейших перспектив его применения в компаниях; выявление тенденций его развития в целом.

Профиль участников исследования

При проведении опроса 49% респондентов составили российские компании, тогда как 51% – международные. 65% компаний – участников исследования принадлежат к производственному сектору, тогда как чуть более трети 35% являются непромышленными организациями.

Относительно численности персонала – 40% составили компании со штатом сотрудников в диапазоне 101-500; 19% - до 100 человек; 17% - 501-1000; 16% - 1001-5000 и 9% - более 5 0000 человек.

По отраслевой принадлежности 17% представляют FMCG; 11% - строительные материалы; 9% - оборудование инженерные компоненты и решения; по 6% компаний относятся к сферам электроники и приборостроения, строительству и недвижимости, автопрому/авиапрому/судостроению; 5% к фармацевтике; по 4% к химической промышленности, телекому/IT, агропрому.

Остальные сферы участников опроса: тара и упаковка; банки/финансы/страхование; пищевое производство B2B; нефть/газ/ГСМ; целлюлозно-бумажное производство; полиграфия/издательство; машиностроение; логистика; HoReCa.

Наличие дистанционного формата работы в компании

84% компаний используют дистанционный формат работы. При этом, процент международных компаний, применяющих удаленный график работы, составляет 90%, тогда как российских – 79%.

Для абсолютного большинства компаний (72%) именно пандемия Covid-19 послужила катализатором внедрения дистанционного и гибридного форматов работы, однако 14% респондентов отказались от присутствия в офисе full time еще до пандемии, тогда как такое же число (14%) перешло на удаленный режим только после окончания ее активной фазы.

Стоит отметить, что только 32% компаний утвердили дистанционный формат как основной, а 68% приняли его на неопределенный период с возможностью пересмотра.

Характеристика гибридного формата работы

На вопрос о том, для каких сотрудников применим гибридный формат работы, ответы распределились следующим образом: треть респондентов считает, что он допустим только для определенной категории персонала; 20% полагают, что в рамках одного отдела могут использоваться различные графики (дом/ «удаленка); 16% готовы устанавливать гибридный формат лишь для некоторых отделов; 8% - для всей организации; 5% признают, что данный вопрос зависит от согласования с руководством; 2% - ответили, что подобный формат допустим только для руководства и столько же (2%) отмечают целесообразность гибридного графика для всех, кроме работников производства.

Регламентирование гибридного графика работы

Более половины опрошенных (58%) указали, что руководители отделов сами устанавливают график, руководствуясь потребностями бизнеса, тогда как чуть менее трети (31%) респондентов сослались на то, что он определяется руководством централизованно.

Есть и альтернативные ответы респондентов: сотрудники в регионах работают в дистанционном формате, а в Москве в гибридном; работники сами устанавливают график по согласованию с руководителями, учитывая потребности и бизнес-процессы; сотрудникам предоставили возможность выбора графика самостоятельно без привлечения руководителя; график регулируется локально-нормативными актами «Положение о дистанционной работе»; есть график, согласно которому сотрудник работает 3/2, чередуя дом и офис (составляется на усмотрение сотрудника, но с обязательным проставлением графика во внутренней системе); неделя офис/неделя удаленно; руководители сами предлагают на утверждение список с сотрудниками, которые будут иметь возможность работать дистанционно.

Кто устанавливает min/max количество дней присутствия в офисе

На вопрос об установлении количества дней присутствия в офисе чуть менее половины респондентов (48%) отметили, что существует заранее разработанное общее правило, согласно которому они посещают рабочее место. Для 17% сотрудников количество дней дом/ «удаленка» устанавливает линейный руководитель и вышестоящий руководитель, тогда как для такого же числа (17%) – только линейный руководитель. 13% участников опроса отметили, что сотрудники сами определяют и при необходимости согласуют с руководством свой график работы.

Как оформляется необходимость присутствия в офисе, если в этот день у сотрудника дистанционная работа?

Больше половины участников опроса (64%) ответили, что никак не оформляют необходимость присутствия в офисе, так как сотрудники знают, что их могут вызвать для очного присутствия в любой день, поэтому они должны быть готовы выйти на рабочее место в случае необходимости. Чуть менее четверти респондентов (24%) согласуют явку в офис с сотрудником, и если у него есть возможность, то он приезжает на рабочее место.

Сохраняются ли единые правила для сотрудников при применении дистанционного формата работы

Более половины опрошенных (60%) подтвердили, что сохраняют единые правила для всех сотрудников в рамках дистанционного формата работы. Чуть менее четверти респондентов (22%) признались, что в данном вопросе не всегда получается следовать единому подходу. 11% компаний не уделяют внимания данной проблеме, а 5% процентов вовсе не считают важным делать на ней акцент.

Минимальное количество дней, установленное для присутствия сотрудников в офисе

69% компаний установили минимальное количество дней необходимых для присутствия сотрудников в офисе. Из них 41% организаций определил, что таких дней должно быть 4 в неделю; 22% установили 3 дня в неделю, тогда как еще 22% - 2 дня в неделю и 15% - 1 день в неделю.

20% компаний установили максимальное количество дней пребывания сотрудников в офисе. Из них чуть больше трети (35%) согласовали лимит в 2 дня; 29% - в 3 дня; 24% - 4 дня и 12% - 1 день.  

Более половины участников опроса (59%) установили лимиты пребывания персонала в офисе для сохранения корпоративной культуры и связи сотрудников с компанией, тогда как 28% таким образом осуществляют контроль за эффективностью и производительностью.

Место работы на территории России и за рубежом

Более половины участников опроса (54%) указали, что в рамках удаленного формата работы, допускают, чтобы сотрудник находился в любом регионе РФ, тогда как 46% респондентов считают, что взаимодействие с работником возможно только если он находится в регионе РФ, который является основным местом его пребывания.

При этом, 29% работодателей имеют трудовые отношения с работниками, находящимися за пределами РФ. Остальные (71%) работают дистанционно с сотрудниками в России. 

Оценка эффективности дистанционного формата работы

86% респондентов положительно оценивают опыт дистанционной работы.

При этом, 14% опрошенных дали негативную оценку удаленному формату занятости, назвав следующие причины:

недостаточная оперативность в решении задач – очные встречи с коллегами более результативны. Удлиняется процесс обсуждений и принятия решений. Гибридный формат работы, по наблюдениям участников опроса, подразумевает более активное участие тех, кто присутствует физически.

Существенная зависимость от человеческого фактора (сотрудник может/не может сконцентрироваться на работе).

В офисе созданы условия для более продуктивной работы и кросс-функционального взаимодействия.

Оценка продуктивности сотрудников при дистанционном формате работы

Больше половины респондентов (57%) считают, что эффективность сотрудников осталось на том же уровне, что и при работе в офисе. 21% участников исследования отметил, что она стала даже выше, тогда как 12% констатировали снижение продуктивности.

11% ответили, что эффективность работы зависит от осознанности и организованности сотрудника.

Случаи, когда сотрудники не справлялись с дистанционным форматом работы

Большинство респондентов (63%) ответили, что, в целом, сотрудники справляются с дистанционным форматом, тогда как 26% опрошенных признали, что столкнулись с негативным опытом адаптации к нему некоторых коллег.

11% участников опроса предоставили свои варианты ответов, где отметили, что моменты, когда сотрудники не справлялись с задачами были, но они не уверены, что в этом виноват удаленный график. В целом, большая часть работников не испытывает проблем с решением задач и даже выполняет их лучше.

На вопрос о принимаемых дисциплинарных мерах к сотрудникам, которые не смогли справиться с дистанционным форматом работы, респонденты дали следующие комментарии:

с сотрудниками пришлось «попрощаться»; применили дисциплинарные взыскания; вывели в офис; сделали выговор; отменили повышение в должности; провели разъяснительную беседу с руководителем; включили в задачи для сотрудника составление отчетов о проделанной работе. 

Планы по возвращению сотрудников в офис

72% компаний ответили, что не собираются возвращаться к пятидневной рабочей неделе в офисе. Однако 13% участников опроса в ближайшем бедующем все же планируют отказаться от удаленного формата и гибридного графика, при этом, у абсолютного большинства из них (91%) пока есть только видение перехода на стандартный режим работы, но точных сроков назвать никто готов, тогда как 9% уже запустили этот процесс.

15% респондентов дали свои комментарии, в частности, высказав мнение, что возвращение к стандартному графику невозможно по причине того, что рынок труда перестроился и диктует свои правила с обязательным наличием гибридного формата работы.

Часть работодателей попросту не устанавливает лимитов посещение офиса. Если сотруднику необходимо он может находиться на рабочем месте столько сколько потребуется.

Мы видим, что удаленный и гибридный форматы работы плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Компании устанавливают различные графики присутствия сотрудников на работе и дома, а взаимодействие между ними стало возможным из любого региона России и мира.

Несмотря на то, что работодатели сошлись во мнении о влиянии человеческого фактора на эффективность сотрудников, работающих дистанционно, их абсолютное большинство согласны, что продуктивность персонала не только не пострадала, но и в некоторых случаях выросла.

72% участников опроса планируют сохранить у себя в компаниях дистанционный формат работы.

Информации об авторе

Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .

73%

Старт обучения в удобное Вам время

Главбух на УСН-2025

От учета и отчетности до 1С. Освойте все тонкости УСН и защитите свой бизнес от штрафов с обновленным курсом по налоговой реформе-2025!

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

Отчетность

Годовая отчетность ООО за 2024 год: что сдать в марте–апреле

Хотя на календаре уже весна, для некоторой отчетности за прошлый год сроки сдачи еще не истекли. Напомним, какие годовые формы ООО успевают подать в налоговую и Соцфонд в марте-апреле 2025 года.

Годовая отчетность ООО за 2024 год: что сдать в марте–апреле
НДС

Власти поддержали идею обнулить НДС для производителей беспилотников

Чтобы рынок БПЛА быстрее развивался, производителей освободят от НДС. Эта мера будет действовать на воздушные суда массой от 0,15 кг и на комплектующие для них.

Экспресс-оценка состояния учета. Как и зачем

Как провести экспресс-оценку состояния учета, какие наиболее частые ошибки встречаются при восстановлении учета и как избежать финансовых и репутационных потерь, рассказываем в сегодняшней статье.

Экспресс-оценка состояния учета. Как и зачем

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

За регулярные 3-часовые прогулы вас не уволят

Сотрудника, который регулярно прогуливает работу, можно уволить. Но только если прогул – не менее 4 часов за раз.

УСН

Сумму авансового платежа можно уменьшить на страховые взносы, даже если они будут уплачены в 2026 году

Страховые взносы с доходов, которые превышают 300 тысяч рублей, можно использовать для уменьшения налога по упрощенке. Период может выбирать сам налогоплательщик.

164 объекта недвижимости в Москве не будут облагать налогом по кадастру

По налог на имущество организаций по кадастровой стоимости платят собственники 41 тысячи помещений в столице.

Замена торг-12 на упд

Добрый день! Подскажите пожалуйста, хотим вместо отгрузочных документов торг-12+сч-ф выписывать упд. Можно ли начать прям с середины месяца? Или нужно дождаться...

Читать полностью

Эксперт:

Сергей Верещагин

Сергей Верещагин
Эксперт

Добрый день!

Какого-то прямого запрета на изменение формы первичного учетного документа ни в ФСБУ 27/2021, ни в Законе о бухгалтерском учете...

Читать полностью

Налоговые итоги за февраль 2025

Рассматриваются основные события в налоговой сфере.

Как малому бизнесу эффективно управлять денежными потоками и избегать убытков

Финансовое управление — ключ к устойчивости и развитию бизнеса. Даже компании с высокой выручкой могут испытывать нехватку ликвидности, если денежные потоки не управляются эффективно. В этой статье разберем основные принципы контроля движения денежных средств, предотвращения кассовых разрывов и повышения финансовой устойчивости.

Как малому бизнесу эффективно управлять денежными потоками и избегать убытков

Как перейти на ОСНО с УСН при добровольном отказе от дробления бизнеса: три способа

Компании, участвовавшие в дроблении бизнеса, должны отказаться от применения УСН. Сделать это можно тремя способами.

1

Ошибки при внедрении 1С и как их избежать: наиболее распространенные проблемы и пути их решения

Внедрение системы 1С — это важный шаг для автоматизации бизнеса и повышения эффективности работы компании. Однако этот процесс часто сопровождается ошибками, которые могут снизить ожидаемый результат. В этой статье мы разберем самые распространенные проблемы при внедрении 1С и подскажем, как их избежать.

Ошибки при внедрении 1С и как их избежать: наиболее распространенные проблемы и пути их решения

Аутстаффинг (привлечение сотрудников). Разбираем тонкости данного вопроса

Длинная статья с нормативной базой и судебной практикой.

НДС

С 1 апреля станет проще подтверждать ставку НДС 0%

Экспортеры и импортеры больше не будут получать отметки таможенных органов в перевозочных документов. В ИФНС нужно подать только электронные реестр.

ФНС напоминает о сроках сдачи деклараций по УСН за 2024 год

Организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны представить декларации по УСН за 2024 год.

Как оплатить сверхурочную работу в командировке в 2025 году

Сверхурочная работа в командировке оплачивается в повышенном размере. Рассказываем, как в 2025 году правильно оформить и рассчитать суммы таких выплат командированному работнику.

Как оплатить сверхурочную работу в командировке в 2025 году

Счетная палата нашла почти 300 млрд рублей, которых не было в бюджетном прогнозе

99% непрогнозируемого дохода пришлось на безвозмездные поступления и конфискацию имущества коррупционеров.

Новые требования по хранению персональных данных. Что нужно знать бизнесу?

С 1 июля 2025 года вступают в силу изменения в законе № 152-ФЗ о персональных данных. Узнайте, как новые правила локализации повлияют на бизнес, что запрещено, какие риски и что нужно предпринять для соблюдения закона.

Новые требования по хранению персональных данных. Что нужно знать бизнесу?
Отчетность

Годовая отчетность: чек лист для бухгалтера

Годовая бухгалтерская отчетность — это всегда стресс: сроки поджимают, а детали путаются. Чтобы избежать хаоса и неприятных сюрпризов, воспользуйтесь нашим подробным чек-листом. Он поможет систематизировать подготовку, ничего не упустить и сдать отчетность вовремя и без ошибок.

Годовая отчетность: чек лист для бухгалтера

Мы меняем правила игры! Подписка Клерк.Премиум на год теперь доступна каждому бухгалтеру

Мы знаем, что доступ к самой свежей информации, актуальным шаблонам, понятным разборам новых законопроектов и помощи экспертов — для бухгалтера необходимость, а не роскошь. Именно поэтому мы снизили цену на годовую подписку до 6 000 рублей. Это самая честная цена на рынке — без лишних сервисов и накруток.

ФАС разъяснила, как правильно определять НМЦК

Ведомство опубликовало ответы на 13 частых вопросов.

Интересные материалы

Ипотека

ВТБ снизил первоначальный взнос по ипотеке до 20%

Зарплатные клиенты банка смогут оформить ипотеку с первым взносом 20% вместо 30%, а остальным нужно внести 30% вместо 50%.