Ошибки в отчетности и требования от ФНС — главный секрет бессонницы бухгалтера

«Наша служба и опасна, и трудна. И на первый взгляд, как будто не видна», — слова знаменитой песни посвящены служащим органов внутренних дел, но безупречно описывают и работу бухгалтера. 
Ошибки в отчетности и требования от ФНС — главный секрет бессонницы бухгалтера
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Спроса — много, финансовой ответственности — еще больше, а для большинства коллег бухгалтерия видится каким-то волшебным механизмом, который функционирует сам собой, без продыху и перебоя.

Каково это: нести всю учетную нагрузку на хрупких плечах, мастерски лавировать между требованиями ФНС и задачами руководства, вылавливать ошибки в отчетности, чтобы не подставить фирму на штрафы — знает только специалист бухгалтерии.

Будет ли когда край? Давайте разбираться вместе, как упростить и оптимизировать профессиональный путь бухгалтера.

Проблема №1. За себя и за того парня

Начнем с самого больного. Работа бухгалтера часто предполагает широкий круг обязанностей, сверхурочные, совмещение нескольких должностей или ведение сразу нескольких юридических лиц. Кто-то сам набирает побольше функционала в надежде дополнительно заработать. Но случается и так (особенно в небольших компаниях), что бухгалтеру за «спасибо» приходится брать на себя задачи кадровика, секретаря, завхоза, начальника склада или финансового директора.

Еще и руководство не всегда готово трезво оценить объем работы главбуха и расширить штат сотрудников. В итоге на одни плечи ложится и оформление первички, и сдача отчетности, и расчет зарплаты коллективу.

Как с этим жить: постараться действовать «по уставу», а точнее — по должностной инструкции. Если какие-то задачи выходят за рамки установленных обязанностей, прямо говорите об этом генеральному директору, а просьбы сотрудников — смело фильтруйте, при необходимости — делегируйте ответственным лицам.

Организуйте и структурируйте рабочую рутину. Полезной практикой является ведение «календаря бухгалтера», чтобы четко планировать время и не забывать про сроки сдачи отчетов, сверки с контрагентами, арендные и прочие периодические платежи.

Рутинные задачи можно автоматизировать — например, формирование документов для отчетности или внесение бумажной документации в программу. Учим этому на курсе «Операционный директор» — вы сможете скачать шаблоны таблиц и получите подсказки по оптимизации процессов.

Психологи советуют группировать однотипные задачи в течение дня на блоки, это поможет справляться быстрее и результативнее.

Если в компании вы — не единственный бухгалтер, а все-таки есть штат подчиненных сотрудников, четко распределите обязанности. При появлении новой задачи, назначайте ответственное лицо и устанавливайте строгий срок для ее решения.

Проблема №2. Только расквитался с отчетностью, а налоговая закидывает требованиями

Налоговики вправе в рамках камеральной проверки запросить любые требования, документы и информацию (ст. 93 НК). Есть и другие причины для получения «писем счастья»: контроль сделок между взаимозависимыми лицами, подтверждение обоснованности нулевой ставки и налоговых вычетов, встречные проверки. Так или иначе, общение с фискалами может занимать у бухгалтера достаточно много рабочего времени.

Как с этим жить: самым недальновидным решением является глухое молчание. Ответить на запрос налоговой все равно придется, иначе компании грозит штраф до 20 тыс. руб. (п. 12 ст. 126 НК). Но есть секреты, как оптимизировать время и ресурсы.

  • Будьте краткими. Необязательно давать ИФНС развернутый и подробный ответ. На требование письменных пояснений оформите сообщение в свободной форме, где четко изложите обстоятельства. 

Если же поступил запрос документов или информации, подготовьте копии строго по списку. Не нужно множить и «светить» лишние бумаги, которые относятся косвенно или вообще не имеют отношения к делу.

  • Проверьте, есть ли законные основания отказать налоговой в предоставлении пояснений (документов). Например, если:

    • требования предъявлены в рамках «камералки», которая уже окончена;

    • требования по декларации, в которой отсутствуют ошибки и противоречия;

    • запрашиваемые документы уже передавались в ФНС ранее.

  • Рассчитайте срок для дачи ответа. 

При поступлении запроса по ЭДО у компании есть 6 рабочих дней, чтобы передать Квитанцию приеме требования. Плюс 5 рабочих дней для подготовки ответного письма (приказ ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@). В совокупности — 11 суток, которые нужно использовать с умом. 

Если объем истребованных документов большой, не отправляйте квитанцию сразу, а дождитесь законного шестого дня. Все равно не успеваете? Запросите продление срока (приказ ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@), налоговая одобрит его при наличии уважительных причин (больничный или отпуск руководителя, технические проблемы и т.д.).

Когда требований от налоговой становится слишком много, и в ваш рабочий день все задачи уже не влезают, стоит поговорить с руководителем о найме еще одного сотрудника. Вы сможете пойти на повышение и руководить командой бухгалтеров. 

Чтобы просьба о повышении была обоснованной, пройдите курс «Директор по экономике и финансам» — покажите работодателю, что вы знаете и умеете гораздо больше, чем другие сотрудники вашей компании. 

Проблема №3. Не допросишься «первички»

Задержкой документов грешат не только собственные сотрудники, но и контрагенты. Отсутствие товарных накладных и актов, оформленных надлежащим образом, грозит компании штрафами за несоблюдение правил учета до 30 тыс. руб. (ст. 120 НК). Без закрывающих документов довольно проблемно взыскивать дебиторку. И еще — покупатель может впоследствие отказаться от части поставки: изменится выручка и НДС к уплате.

Что с этим делать: пропишите в договоре с контрагентом четкие сроки обмена «первичкой», а за их нарушение предусмотрите санкции, которые будут стимулировать покупателя соблюдать обязательства.

Обзвоном поставщиков и покупателей точно должен заниматься не бухгалтер, передайте эту задачу менеджерам по закупкам (или продажам). Ведь именно они взаимодействуют с контрагентами, заинтересованы (в т.ч. финансово) в исполнении сделок и долгосрочном сотрудничестве.

Если телефонные звонки слабо действуют, попросите юриста составить письменное требование со ссылкой на штрафные санкции по договору. Как правило, на этом этапе вопрос решается довольно быстро.

Проблема №4. «Как пожар — хоть увольняйся!»

Безусловно, самым «горячим» временем в жизни каждого бухгалтера являются периоды сдачи отчетности: документы нужно отправить к определенным датам, в формах — не допустить ошибок, избежать штрафов и доначислений в будущем.

Например, на ОСНО набирается внушительный список, причем какие-то отчеты подаются раз в год (декларация на имущество), другие — ежеквартально и даже ежемесячно (декларации по НДС, по налогу на прибыль, 6-НДФЛ, РСВ).

Как выжить в таких условиях: советы по «выживанию» довольно очевидны, но мы все равно напомним о главном.

1. Заранее готовьте документацию и оставьте себе время исправить ошибки.

Старайтесь отправлять отчеты не в последний разрешенный день, а за 3–4 дня до истечения срока, в идеале — за неделю.

2. Привлекайте электронных помощников.

На подмогу бухгалтерии сегодня приходят множество специальных программ и сервисов, которые не только автоматически готовят отчетность для ФНС, СФР и Росстата, подтягивая данные из 1С, но и сигнализируют специалисту, когда нужно все отправить, чтобы уложиться в сроки.

3. Спрашивайте совет у профессионалов, а не гуглите.

Если возник сложный вопрос в бухгалтерском или налоговом учете, лучше проконсультируйтесь с профессионалами, но не ищите бесплатных советов на форумах. К сожалению, вы не можете быть уверенными в высокой квалификации «диванных экспертов», а случайные мнения часто обходятся для компании слишком дорого.

Оптимальный способ систематизировать знания и восполнить пробелы — пройти курс повышения квалификации в своей профессии. Рекомендуем практический онлайн-курс  «Главный бухгалтер» от Академии Eduson для тех, кто хочет не гореть на работе, а получать от нее удовольствие и достойный доход. 

А если вы уже давно работаете бухгалтером и чувствуете, что готовы расти дальше, пройдите курс«Финансовый директор». Вы научитесь разрабатывать финансовую стратегию, управлять рисками и денежными потоками, а значит, сможете претендовать на повышение. 

Получите бесплатную консультацию по программам обучения

Выбирайте с умом то, что нужно именно вам!

Закажите бесплатную консультацию!

Оставьте контактные данные и наши менеджеры с вами свяжутся:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Эдюсон», ИНН 9721194461, erid: LjN8KcaFt

Комментарии

3

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

К 2030 году на одного человека должно быть не менее 33 кв. метров жилья

Президент установил целевые показатели и задачи для достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

Минфин отказался отменять фиксированные взносы для ИП-пенсионеров

По мнению Минфина, если ИП-пенсионеров освободить от уплаты фиксированных страховых взносов, начнется перерегистрация бизнеса на пенсионеров ради экономии на взносах. Поэтому освобождать пенсионеров от «фиксов» не будут.

Лучшие спикеры, новый каждый день
ФСБУ

В связи с новым ФСБУ 4/2023 отменяют старую нормативку по бухотчетности

С отчетности за 2025 год надо будет применять новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская отчетность». Теперь стала ясна судьба трех нормативных актов, которые сейчас регулируют этот вопрос.

🏃🏃 Не забудьте сегодня уйти с работы пораньше

8 мая 2024 года — предпраздничный рабочий день. Это значит, что он сокращается на 1 час.

Коротко о том, в чём плюсы финансового лизинга

Этот способ финансирования часто используется для покупки аппаратуры, транспорта и других активов без полной предоплаты. У финансового лизинга есть ряд существенных преимуществ.

Коротко о том, в чём плюсы финансового лизинга
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Электронная подпись физического лица: почему она должна быть у каждого. Личный опыт

Часто для совершения каких-либо сделок, например, продажи квартиры или заключения контракта, нужно личное присутствие. Но есть способ, как вести дела удалённо и не тратить время на поездки и встречи. Разобрались, как такое возможно и что для этого нужно. Вот несколько историй реальных людей, которым применение ЭП решило многие проблемы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

РФ и Абхазия договорились об избежании двойных налогов

Россия и Абхазия подписали межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения.

Как узнать сальдо ЕНС и провести сверку с налоговой

Чтобы получить справку о сальдо ЕНС, об исполнении обязанности по уплате налогов или о принадлежности сумм ЕНП необходимо направить в ФНС электронный запрос с кодом нужной справки или заявление на бумаге (КНД 1114237).

Минфин назвал условия учета модернизации НМА через амортизацию

Результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей – это амортизируемое имущество по нормам НК.

🔥 Последний день акции «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

Акция подходит к концу. Сегодня последний день, когда вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

📕 💪 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Сегодня, 8 мая, последний день, когда вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Альфа-Банку указали на ненадлежащую рекламу детской карты

ФАС признала ненадлежащей рекламу детской карты «Альфа-Банка», поскольку она содержала некорректное сравнение.

💥Обзор новостей: банки начнут согласовывать кредиты клиентов с их родственниками, цены на шоколад вырастут, сокращенный рабочий день

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Зарплата

К 2030 году работникам надо будет платить не менее 35 тыс. рублей. И еще они будут меньше болеть

МРОТ будет расти опережающими темпами. К 2030 году он должен составить не менее 35 000 рублей в месяц.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

Мосбиржа в апреле: начало дивидендного сезона не смогло заманить больше новых клиентов

Мосбиржа поделилась итогами апреля 2024 года, а также пересчитала своих клиентов и рассказала, что они покупали активнее всего. Посмотрим итоги прошлого месяца и оценим народный портфель апрельского инвестора. Сама Мосбиржа сравнивает показатели с прошлым годом, а я сравню апрель с мартом, так проще оценить динамику.

Мосбиржа в апреле: начало дивидендного сезона не смогло заманить больше новых клиентов
Общество

Бесплатная юридическая помощь станет более доступной и качественной

Минюст предложил утвердить стандарт оказания бесплатной юридической помощи.

Посоветуте курс

Интересные материалы

Что делать, если мобильный оператор требует оплатить навязанные услуги

Роспотребнадзор разъяснил, что все правовые основы деятельности в области связи установлены федеральным законом № 126-ФЗ «О связи».