Учет расходов

Как компаниям и ИП подтвердить расходы ФНС

Рассказали, как правильно подтверждать расходы бизнеса, чтобы облегчить налоговое бремя и не множить претензии налоговых инспекторов.

Как подтверждать расходы на УСН

Расходы всегда надо подтверждать документально. Это могут быть бумаги, оформленные по российским законам или по правилам документооборота иностранных государств, если компания или предприниматель занимались внешнеэкономической деятельностью. Инспекторы обязаны принять и рассмотреть все документы, которые подтверждают расходы — напрямую или косвенно. Основание — пункт 1 статьи 252 и пункт 2 статьи 346.16 НК.

Документы для подтверждения могут быть:

  • первичными, например, накладные или акты от поставщика;

  • другими, например, таможенные декларации, приказы о командировке, проездные билеты.

Деньги компании может тратить подотчетное лицо — тогда все документы, которые подтверждают расходы, например, кассовый чек или счет из гостиницы, надо собрать в авансовый отчет.

Средства бизнеса на УСН можно тратить не на все — есть определенный закрытый перечень видов расходов, который можно найти в п. 1 ст. 346.16 НК. Там собраны расходы на ремонт основных средств, оплату труда и взносы, оплату командировочных и услуг связи. 

Особняком стоят расходы на покупку материальных средств — если в закрытом перечне нет подходящего пункта, то можно свериться со списком статьи 254 НК. Стоит прописать такие расходы в учетной политике компании и быть готовым подтвердить налоговой, что они были нужны для главной цели бизнеса — получения прибыли.

Кроме прямой связи с предпринимательской деятельностью, стоит соблюсти для расходов другие условия:

  • Подтверждены документами, которые имеют юридическую силу: чеки, счет-фактуры или УПД, накладные, акты, бланки строгой отчетности.

  • Уже совершились в полной мере, долга перед контрагентом нет.

Как оформить налоговый учет расходов на УСН

Налоговый учет расходов на УСН ведут с помощью книги учета доходов и расходов (КУДиР). В форме четыре раздела, на УСН «Доходы минус расходы» ведут 1–3 раздел в бумажном электронном виде. 

При наступлении календарного года надо заводить новую КУДиР, а в конце отчетного периода — сшить пронумеровать и заверить подписью и печатью руководителя.

Специалисты Первой Экспертной Бухгалтерии заполнят КУДиР, а еще могут взять на себя и другую отчетность. В итоге — выстроим правильный учет расходов, а вы сможете платить меньше налогов. Посмотрите наши тарифы, чтобы подобрать себе оптимальный.

Как подтверждать расходы на ОСНО

Подтверждать расходы на ОСНО имеет смысл для снижения налогооблагаемой базы налога на прибыль.

Можно обосновать две группы расходов:

  • На производство и реализацию. В этой группе собраны все затраты, которые нужны для поддержания основного цикла бизнеса: зарплата сотрудникам, закупка материальных средств, амортизационные отчисления, командировочные и представительские расходы.

  • Внереализационные. Они не связаны напрямую с деятельностью компании, но владелец бизнеса несет такие расходы косвенно. Например, проценты по кредитам, банковские комиссии, затраты на содержание переданного в аренду имущества, оплата судебных процессов.

Кроме производственно-реализационных и внереализационных, есть особая группа расходов — их можно списывать в пределах лимитов. Для удобства собрали все в таблицу.

Виды затрат

Лимит

Основание

Отдельные виды затрат на рекламу

1% от выручки за год

пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК

Представительские расходы

4% от затрат на оплату труда за отчетный период

пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК

Потери материальных ресурсов

В пределах норм естественной убыли

пп. 2 п. 7 ст. 254 НК

ДМС

Вместе с расходами на санаторно-курортное лечение не более 6% от затрат на оплату труда

п. 16 ч. 2 ст. 255 НК

Добровольные взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения

12% от затрат на оплату труда

п. 16 ч. 2 ст. 255 НК

Затраты на организацию санаторно-курортного лечения

Не более 50 тысяч рублей на каждого сотрудника и членов его семьи за налоговый период

п. 24.2 ч.2 ст. 255 НК

Компенсация за использование личного транспорта

В зависимости от объема двигателя

Постановление Правительства от 08.02.2002 № 92

Нет времени следить за порядком учета расходов?

Возьмем на себя бухгалтерский, налоговый и кадровый учет, вовремя внесем все правки в документы

Оставьте контакты, и мы вам перезвоним

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Как оформить налоговый учет расходов на ОСНО

Чтобы у ФНС не было оснований для проверки, стоит признавать расходы двумя способами:

1. Метод начисления или «по отгрузке». Его могут использовать компании и ИП на общем режиме. Суть метода — учитывать реализационные расходы в момент подписания документа. Например, зарплату нужно учитывать в момент начисления, а не выплаты, а расходы на оплату услуг — в день подписания акта выполненных работ. При этом можно заявить сумму расхода сразу, а фактическую оплату провести позже.

2. Кассовый метод или «по оплате». Метод могут использовать компании, которые соблюдают условия:

  • за предыдущий год сумма выручки не превышала 1 миллион рублей за квартал, учитывается каждый квартал;

  • компания не занимается добычей углеводородов на море, не выдает кредиты или микрозаймы;

  • не контролирующее лицо иностранных компаний.

Суть метода — учитывать расход в момент оплаты из кассы или перечисления с расчетного счета. Например, затраты на заработную плату учитываются в день их выплаты, а расходы на оплату услуг — в день перечисления суммы подрядчику.

Для учета внереализационных расходов есть особый порядок — дату признания расходов и особенности учета для каждого вида прописали в п. 7 ст. 272 НК.

Как обосновывать сезонные расходы на УСН и ОСНО

Чаще всего бизнес сталкивается с сезонными расходами зимой. Популярный случай — обосновать расходы на увеличение норм ГСМ. 

И упрощенцам, и бизнесу на ОСНО надо применить повышающие коэффициенты, который утвердил Минтранс — внимательно выбрать тот, который подходит и под регион, и под тип местности, и под марку автомобиля. Если компания не укладывается в нормы Минтранса, то допустимо разработать собственные коэффициенты учета ГСМ для зимы и лета.

Чтобы обосновать сезонный расход горючего, надо составить акт контрольного заезда автомобиля, а потом прописать сроки перехода с летних норм на зимние в приказе.

На ОСНО можно учесть и другие сезонные затраты в отличие от УСН. Например, расходы на покупку обогревателей в офис или на уборку территории в зимний период. В качестве обоснования для ФНС можно ссылаться на приказы Минтруда или нормы СанПиНа, а потом оформлять локальные акты или приказы.

Виды расходов упрощенцев строго ограничены статьей 346.16 НК «Порядок определения расходов». Например, затрат на покупку обогревателей или уборку территории от снега там нет.

Кажется, что платите слишком много налогов и взносов?

Выявим налоговые переплаты и поможем сэкономить без ущерба для бизнеса

Реклама: ООО «ПЭБ», ИНН 5904400185, erid: LjN8KBMds

78%

Старт обучения в удобное Вам время

Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С

Курс для тех, кто хочет научиться бухгалтерии с нуля и применять знания на любом участке учета: вести бухгалтерский, налоговый и кадровый учет, работать в 1С, управлять финансами и оптимизировать налоги.

Записаться

Комментарии

1
  • Крысавица

    Смешной заголовок. Просто каламбур. Налогоплательщик не должен подтверждать расходы ФНС. Он должен подтверждать свои собственные расходы перед ФНС.


Похожие материалы

Отчет ЕФС-1 по сотрудникам в 2025 году: кто и когда сдает, как правильно заполнить подразделы

Все работодатели должны сдавать отчет по сотрудникам ЕФС-1. По этой форме отчитываются в СФР. Расскажем об особенностях отчета, какие данные он включает, кто и когда должен сдавать. Даем рекомендации, как заполнить подразделы формы, чтобы отчитаться без ошибок.

Отчет ЕФС-1 по сотрудникам в 2025 году: кто и когда сдает, как правильно заполнить подразделы

Могут ввести оплату за праздничные дни в отпуске

Сейчас ходить в отпуск в январе и мае – невыгодно. Но это могут исправить.

Могут ввести оплату за праздничные дни в отпуске

❓ Бухгалтеры недоумевают от запросов ИФНС о расхождении денежных потоков на р/с и в декларации по прибыли

В рамках налогового контроля организации все чаще получают запросы на предоставление пояснений о причинах несоответствия поступлений на расчетные счета доходам, заявленным в декларации по налогу на прибыль. Хотя компании на ОСНО и применяют метод начисления.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Воинский учет

Берут ли в армию со сколиозом

Сколиоз есть у многих уже со школьного возраста. Как правило, это легкое искривление, которое заметно только на рентгенограмме, а в жизни никак себя не проявляет. Но есть случаи, когда состояние позвоночника уже такое, что парень вынужден ограничивать физическую активность — служба в армии сделает только хуже. Эксперты «ПризываНет» рассказали, что нужно учесть призывникам с таким диагнозом.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Вам грозит внеплановая выездная проверка

11 признаков, что вам грозит выездная проверка.

В Ассоциации менеджеров расскажут о новых правилах в закупках

С 1 января начали действовать поправки, которые изменили правила в закупках. Кабмин теперь может устанавливать запреты на иностранные товары, работы и услуги. Узнайте больше о том, как работать в новых условиях!

Налоги самозанятого

В личном кабинете налогоплательщика - самозанятого отобразились в кладке СФР начисление налога в размере 59241,6 рублей. Что это могут быть за начисления?

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый вечер.

Это страховые взносы ИП, похоже. Т.е. самозанятый зарегистрирован как ИП и налоговая считает, что у него нет НПД.

РСВ

Организации без зарплаты должны сдавать нулевой РСВ

Даже если компания не производит начисления и выплаты физлицам, она все равно обязана сдавать РСВ.

Аутсорсинг кадрового делопроизводства и расчета зарплаты: какая стоимость сопровождения, в чем выгода

Аутсорсинг расчета зарплат и кадрового учета — это экономия времени, снижение затрат и рисков, повышение эффективности бизнеса. Разбираем на конкретных примерах, как аутсорсинг зарплат и кадров может помочь сэкономить бюджет компании.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Букеты знаний к 8 Марта! Главная акция на «Клерке»

Пока мужчины выбирают тюльпаны и мимозы, мы решили собрать букеты, которые никогда не завянут и подарят вам не только приятные эмоции, но и откроют перед вами новые карьерные горизонты. Скорее выбирайте курсы на свой вкус и записывайтесь на обучение! Старт потока 15 марта.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Власти не могут договориться, какие товары ставить на «российскую полку»

Минэкономразвития критикует последнюю версию законопроекта «о российской полке» за формулировку основного понятия. Там считают, что отечественными товарами нельзя назвать только те, которые изготавливают в РФ, причем российские акционеры.

Кадровый аутсорсинг: выгода аутсорсинга кадровых услуг

Как аутсорсинг кадрового делопроизводства помогает бизнесу оптимизировать процессы и снизить риски. Что такое кадровый аутсорсинг, для каких компаний он актуален (от растущих предприятий до малого бизнеса без планов расширения штата), и как он решает проблемы перегруженности отдела кадров, ненадежности сотрудников или дефицита квалифицированных специалистов.

Кадровый аутсорсинг: выгода аутсорсинга кадровых услуг
2

К торгам криптовалютой планируют допустить только новый тип инвесторов

Минфину и Центробанку предстоит определить суперквалифицированных инвесторов как новую категорию и установить для них правила работы с криптовалютой.

Как предпринимателю навести порядок в финансах: ключевые принципы управленческого учета

Финансовый учет — это не просто цифры, а ключ к стабильности и росту бизнеса. Разберем, почему даже прибыльные компании сталкиваются с кассовыми разрывами, как предпринимателям навести порядок в финансах и какие управленческие инструменты помогут контролировать деньги и принимать взвешенные решения.

Как предпринимателю навести порядок в финансах: ключевые принципы управленческого учета
HR

Как выстроить отношения с сотрудниками: наем и обучение талантов

Тот факт, что отношения с подчиненными — важный аспект управления персоналом, который влияет на успех компании, неоспорим. Когда же ключевую роль в развитии бизнеса играют особые таланты сотрудников, подходы к найму и обучению приобретают ключевое значение.

Как выстроить отношения с сотрудниками: наем и обучение талантов

💥Обзор новостей: хлеб подорожает, уровень неравенства снова вырос, самые завидные невесты работают в сфере финансов

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Маркетплейсы не успели исполнить предупреждения от ФАС по распродажам

Федеральная антимонопольная служба обязала маркетплейсы установить прозрачные правила для участия селлеров в распродажах и акциях. Однако компании заявили, что им до конца марта нужно перенастроить системы.

Рассрочку через BNPL-сервис дадут на большую сумму

Правительство предлагает изменить законопроект о BNPL-сервисах и увеличить лимит рассрочки с 15 до 50 тысяч рублей.

Инвестиции

Инвесторы активно покупают Газпром. Народный портфель февраля VS индекс Московской биржи!

👉Количество частных инвесторов на Московской бирже в феврале 2025 года выросло на очередные 500 тыс. человек до 36 миллионов.

Инвестиции

27% на лизинге. Свежие облигации: Роделен на размещении

Глаза разбегаются от количества новых выпусков облигаций. Какие-то из них интересны, другие не очень, и вот Роделен достоин внимания. Посмотрим новый выпуск этой лизинговой компании.

27% на лизинге. Свежие облигации: Роделен на размещении

Интересные материалы

Утренний бухгалтер № 5840. Самые частые ошибки ИП при заполнении 3-НДФЛ: проверьте себя

Налоговики составили список наиболее распространенных нарушений при заполнении декларации.